Инвестиционный договор Республики Беларусь с иностранным инвестором
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инвестиционный договор Республики Беларусь с иностранным инвестором»
по дисциплине: «Международное частное право»
2021
45.00 BYN
Инвестиционный договор Республики Беларусь с иностранным инвестором
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международное частное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА
1.1 Понятие инвестиционного договора в международном частном праве
1.2 Понятие инвестиционного договора по праву Республики Беларусь
1.3 Правовая природа инвестиционного договора
ГЛАВА 2 СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА
2.1 Существенные условия инвестиционного договора в международном частном праве
2.2 Существенные условия инвестиционного договора по праву Республики Беларусь
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА
3.1 Порядок и форма заключения инвестиционного договора по праву Республики Беларусь
3.2 Порядок и форма прекращения инвестиционного договора по праву Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день в качестве одного из ведущих направлений инвестиционной политики нашей страны выступает эффективное использование иностранных инвестиций и их привлечение. Постоянное стремление к созданию новых совместных компаний, к строительству новых предприятий, готовность к сотрудничеству с другими странами, открывают перед нашей страной возможности для привлечения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции представляют собой инвестиции, которые были вложены иностранными инвесторами. Иностранные инвестиции выступают в качестве одной из неотъемлемых составляющих функционирования национальной экономики любой страны, поскольку открывают доступ к новым товарным рынкам, способствуют созданию новых рабочих мест и способствуют экономическому росту страны.
Актуальность данной темы напрямую сопряжена с актуальностью проблемы инвестиций в экономику страны, так как осуществление инвестиционных проектов немыслима без заключения инвестиционного договора.
Данное исследование посвящено изучению инвестиционного договора Республикой Беларусь с иностранным инвестором и разрешению основных проблемных вопросов его правового регулирования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения инвестиционных договоров Республики Беларусь с иностранным инвестором.
Предмет исследования составили нормы белорусского законодательства, включая международные договоры Республики Беларусь, регулирующие инвестиционную деятельность; учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ инвестиционного договора Республики Беларусь с иностранным инвестором.
Задачи исследования таковы:
- рассмотреть понятие и правовую природу инвестиционного договора как в международном частном праве, так и в Республике Беларусь;
- определить и охарактеризовать существенные условия инвестиционного договора в международном частном праве, а также существенные условия инвестиционного договора по праву Республики;
- установить порядок и форму заключения и прекращения инвестиционного договора по праву Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА
1.1 Понятие инвестиционного договора в международном частном праве
В ХХ веке довольно распространенной стала практика заключения иностранными инвесторами так называемых инвестиционных соглашений с принимающей страной (страной, на территории которой иностранные инвесторы осуществляют свою предпринимательскую деятельность). Исторически первым типом инвестиционного соглашения было концессионное соглашение, современное значение которого стало заключаться на европейском континенте в начале XIX века и использовалось сначала во Франции, затем в Германии, Италии и других западноевропейских странах, главным образом в сферах городов и общественных услуг.
Инвестиционный договор носит личный характер и призван обеспечить особый контроль за отношениями, возникающими между принимающей страной и данным конкретным иностранным юридическим лицом. Однако это не исключает существования нормативных актов, обнародованных принимающей страной, которые устанавливают рамки для заключения инвестиционных соглашений и ограничивают дискреционные полномочия сторон при формулировании положений таких соглашений. Тем не менее наличие общих законодательных норм не лишает каждое заключенное инвестиционное соглашение его собственных специфических деталей, о чем свидетельствует установление особого правового режима для отдельных иностранных инвесторов, в отличие от общего правового режима, доступного всем иностранным инвесторам из конкретной страны.
Понятие «международный инвестиционный договор» и его определение вызвали много споров в юридической доктрине.
В зарубежной литературе инвестиционные контракты иногда рассматриваются различными авторами под следующим названием: трансграничные инвестиционные контракты (international investment agreements, transnational investment agreements), инвестиционные контракты, соглашения об экономическом развитии (economic development agreements), транснациональные контракты об экономическом развитии (transnational economic development contracts), концессионные договоры, инвестиционные соглашения, договоры о совместном предприятии (joint-ventures contracts), договоры об оказании услуг (service contracts), соглашения о разделе продукции, квазидоговоры [13, c. 83].
ГЛАВА 2 СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА
2.1 Существенные условия инвестиционного договора в международном частном праве
Договоры заключаются на определенных условиях – это так называемые необходимые условия, необходимые и достаточные для заключения договора. К таким условиям относятся, прежде всего, условия предмета договора. Это те условия, которые названы существенными в законе или иных правовых актах, которые необходимы для данного вида договора. Договор не может считаться заключенным без согласования всех основных условий.
В этом смысле одним из важнейших вопросов при заключении договора является вопрос об его основных условиях. Ведь без их согласия договор не будет считаться заключенным и права и обязанности по такому договору не возникнут. Данный аспект заключения договора тесно связан с важной особенностью определенности обязательств. Правоотношение обязательства всегда должно быть предельно конкретным, так как оно основано на обязательстве должника действовать. И как именно должник обязан действовать, из содержания обязательства должно быть ясно. Что касается обязательств, вытекающих из закона, то целью самих правовых норм является определение предмета обязательства. Однако в отношении договоров у законодателей не было иного способа обеспечить соблюдение требований, определяющих содержание будущих обязательственных правоотношений, кроме как непосредственно опираться на возникновение самих договорных отношений. С этой целью была введена обязательная категория соглашения для необходимых сторон-позволяющая определить минимально необходимые условия для того, что именно имеется в виду в каждом отдельном соглашении [1, c. 94-95].
В инвестиционном договоре существенными следует считать следующие условия: предмет, цена, срок.
Предметом инвестиционного договора принято считать то, по поводу чего стороны осуществляют заключение договора. Формулировка участия сторон в разделе «предмет договора» может быть различной, однако чаще всего суть сводится к следующему: «Инвесторы участвуют в финансировании инвестиционных проектов путем передачи инвестиций, клиент реализует их с целью создания и передачи инвесторам объектов недвижимости». Учитывая, что на момент подписания договора объект либо еще не создан, либо находится в стадии строительства, говорить о его окончательной персонализации нельзя. Поэтому в договоре необходимо указать: адрес здания объекта, номер здания, номер подъезда, количество этажей объекта, примерное количество квартир (или нежилых зданий), а также толкование приведенных выше данных. Под ней подразумевается графическое пояснение расположения всего объекта и поэтажное – конкретных помещений.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА
3.1 Порядок и форма заключения инвестиционного договора по праву Республики Беларусь
Новые условия заключения инвестиционных договоров в Республике Беларусь закреплены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2016 года № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 10» фактически определены.
Невзирая на свое название, этот документ направлен скорее не на реализацию Декрета Президента «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», а на создание условий для применения на практике Декрета Президента от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь», который вступил в силу 15 мая 2016 года [19].
Постановлением № 563 утверждены в том числе:
– Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее – Положение о порядке заключения инвестиционных договоров);
– Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.
Инвестор в целях заключения инвестиционного договора должен обратиться в определенный государственный орган или исполнительный комитет с заявлением, в котором необходимо указывать следующую информацию:
– сведения о местоположении и площади участка, подлежащего включению в перечень участков для реализации инвестиционного проекта, – если инвестор (инвестор) и (или) организация обращаются с заявлением о предоставлении участков для целей, указанных в инвестиционном проекте, инвестор (инвестор) и (или) организация обращаются с заявлением о предоставлении участков для целей, указанных в инвестиционном проекте;
–информацию о существующем опыте реализации инвестором (при наличии) и (или) организации инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, инвестиций на основе концессий в Беларуси и других странах.
Ранее указывать такую информацию не было обязательным. Нововведение связано с тем, что Указ № 8 ограничивает предоставление участков без аукциона, и такая возможность предоставляется инвесторам только в том случае, если рассматриваемые земельные участки находятся в соответствующем перечне. Если заявленный инвестором участок не включен в перечень участков для реализации инвестиционного проекта, заявление на заключение инвестиционного договора с прилагаемыми документами возвращается инвестору в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Вопрос о понятии и правовой природе инвестиционного договора выступает в качестве одного из наиболее дискуссионных и малоисследованных в современной правовой науке.
Регламентирование инвестиционного договора на законодательном уровне требует выявления его места в системе гражданского права нашей страны, что предопределяет необходимость определения его юридической природы. В этой связи подтверждена гражданско-правовая природа инвестиционного договора с Республикой Беларусь и его принадлежность к числу общецелевых договоров (договоров о совместной деятельности в широком смысле).
Договоры заключаются на определенных условиях – это так называемые необходимые условия, необходимые и достаточные для заключения договора. К таким условиям относятся, прежде всего, условия предмета договора. Это те условия, которые названы существенными в законе или иных правовых актах, которые необходимы для данного вида договора. Договор не может считаться заключенным без согласования всех основных условий.
В этом смысле одним из важнейших вопросов при заключении договора является вопрос об его основных условиях. Ведь без их согласия договор не будет считаться заключенным и права и обязанности по такому договору не возникнут. Данный аспект заключения договора тесно связан с важной особенностью определенности обязательств.
В качестве существенных условий инвестиционного договора с Республикой Беларусь следующих условий:
а) о предмете (предполагает согласование формы и ориентировочного размера (в денежном эквиваленте) инвестиций; объекта (объектов) инвестирования; характеристик результата реализации инвестиционного проекта);
б) о сроках вложения инвестиций и реализации инвестиционного проекта;
в) об ответственности сторон;
Инвестиционные договоры и иные заключенные договоры подлежат государственной регистрации. Национальный реестр инвестиционных договоров с Республикой Беларусь содержит сведения обо всех зарегистрированных договорах.
Заключение инвестиционных соглашений открывает большие возможности для иностранных инвесторов. В первую очередь это инвесторы, которые реализуют проекты в сфере недвижимости, строительства, производства и других сферах. Однако ответственность за исполнение таких контрактов очень высока. Поэтому инвесторам необходимо трезво оценивать свои возможности.
1 Арапов, С.Н. Международные соглашения в области инвестиционных отношений / С.Н. Арапов // Контентус. – 2020. – № 4. – С. 93-100.
2 Бакиновская, О.А. Инвестиционный договор: судебная практика и теоретические конструкции / О.А. Бакиновская // Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. – 2011. – № 6. – С. 36-40.
3 Богатырев, А.Г. Инвестиционное право / А.Г. Богатырев. – М.: Рос. право, 2012. – 271,[1] с.
4 Вознесенская, Н.Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки / АН СССР. Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1975. – 186 с.
5 Гамзунов, А. Инвестиционный договор / А. Гамзунов // Юрист. – 2013. – № 7 (26). – С. 31-38.
6 Кулагин, М.И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами / М.И. Кулагин // Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки. Сб. науч. трудов. – М., 1983. – С. 40-53.
7 Лабин, Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстиция», 2019. – 296 с.
8 Лисица, В.Н. Международные инвестиционные соглашения (договоры, контракты). Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / В.Н. Лисица. – Новосибирск, 2013. – 22 с.
9 Лунц, Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть / Л.А. Лунц. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрид. лит., 2014. – 504 c.
10 Мауленов, К. Казахстан: правовое регулирование иностранных инвестиций и практика заключения инвестиционных контрактов / К. Мауленов // Хозяйство и право. – 2015. – № 5. – С. 56-61.
11 Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г., № 53-З: принят Палатой представителей 26 июня 2013 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2013 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12 Ошенков, А.Н. Регулирование инвестиционных соглашений: проблемы отраслевой принадлежности и применимого права / А.Н. Ошенков // Моск. журн. междунар. права. – 2000. – № 1. – С. 139-148.
13 Цегельник, О.В. Дискуссии о правовой природе инвестиционного договора / О.В. Цегельник // Сборник работ 60-й научной конфренции студентов и аспирантов Белгосуниверситета, 14 -16 мая 2003 г., г. Минск: в 3 ч. / [редкол.: А.Г. Захаров (ответственный редактор) и др.]. – Минск, 2013. – Ч. 3. – С.83-86
14 Хлестова И.О. Международно-правовые договоры о защите иностранного инвестора / И.О. Хлестова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 6. – С. 22-27.
15 Цегельник, О.В. Понятие и критерии инвестиционного договора / О.В. Цегельник // Право Беларуси. – 2014. – № 15 (87). – С. 88-90.
16 Чигир, В.Ф. Гражданское право: учебник / Под общей ред. проф. В.Ф. Чигира. 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2016. – Ч. 2. – 560 с.
17 Шевченко, А.П. Доктринальные подходы к определению юридической сущности инвестиционного договора с государством / А.П. Шевченко // Юстыцыя Беларусi. – 2015. – № 6. – С. 58–61.
18 Шевченко, А.П. Правовое регулирование инвестиционного договора в Республике Беларусь: новации и проблемы / А.П. Шевченко // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права : сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Ю.П. Бровка (пред.) [и др.]. – Минск, 2015. – Вып. 2. – С. 289-298.
19 Шевченко, А.П. Анализ Декрета № 8: комментарий основных новаций и перспективы развития законодательства : [по состоянию на 01.08.2011 г.] / А.П.Шевченко // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20 Arbitration and Renegotiations of International Investment Agreements / W. Peter. – Boston: Kluwer Law nternational, 1995. – 268 р.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты