Введение
Глава 1. Общие положения об обязательствах
1.1 Общая характеристика обязательств
1.2 Особенности обязательств
Глава 2. Характеристика внедоговорных обязательств
2.1 Общие положения о внедоговорных обязательствах
2.2 Особенности внедоговорных обязательств
Глава 3. Ответственность в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности
3.1 Общие положения об ответственности
3.2 Отдельные вопросы ответственности
Заключение
Список использованных источников
Введение
В разделе 6 Гражданского кодекса помимо обязательств по нанесению ущерба включаются еще два вида обязательств, в первую очередь регулирующие в белорусском законодательстве: обязательства от односторонних действий (статья 1128) и обязательства от несправедливых обогащения (статья 1131). Оба эти обязательства связаны с односторонними сделками.
В пункте 2 ст. 155 Гражданского кодекса Республики Беларусь односторонняя сделка определяет сделку, для совершения которой необходимо и достаточное выражение воли или действий одной стороны. К таким сделкам в гражданском праве принято включать предложение, составление завещания, публичное обещание вознаграждения, выдачу доверенности, действия в чьих-либо интересах без комиссии и т. д. В ст. 1128 УК содержит следующие коллизионные нормы: «К сделкам, (публичное обещание вознаграждения, деятельность в чужих интересах без комиссии и т. д.), применяется право места совершения сделки. Место совершения сделки определяется законодательством Республики Беларусь.»
Противоречивая ссылка на право места совершения сделки содержит разъяснение, что оно определяется законом Республики Беларусь, однако в гражданском законодательстве Беларуси нет правила, устанавливающего место совершения односторонней сделки [19].
Тот же конфликт, связанный, но без указания страны места сделки, содержится в части 1 ст. 48 Закона Украины «О частном международном праве»: «Обязательства, вытекающие из действия одной стороны ..., осуществляются по закону государства, в котором такое деяние имело место».
В ст. 1228 Модели ГК для стран СНГ приведены к правилам, регулирующим обязательства в сфере недвижимости. В ГК на обязательства, вытекающие из односторонних сделок, право страны, в которой применяется место жительства или основное место деятельности стороны, принимающее обязательства по односторонней сделке.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с внедоговорными обязательствами.
Глава 1. Общие положения об обязательствах
1.1 Общая характеристика обязательств
Чтобы облегчить ориентацию в массе различных договоров, все они делятся на отдельные типы, имеющие важное теоретическое и практическое значение.
Такое разделение контрактов на типы позволяет участникам гражданского оборота немедленно определять наиболее значимые из их свойств и целей. Во-вторых, на практике это облегчает заключение именно такого договора, который наиболее точно соответствует потребностям его участников, является наиболее подходящим.
Большинство контрактов являются основными договорами, которые непосредственно фиксируют права и обязанности контрагентов, связанных с передачей имущества (купля-продажа, обмен, залог и т. Д.), С передачей материальных благ (транспортировка); выполнение работ (контракт, ремонт); предоставление услуг (комиссий, комиссий) и многих других.
Предварительное соглашение между сторонами о будущем заключении основного контракта. Характерно, что Гражданский кодекс РСФСР в 1964 году не предусматривал возможности заключения предварительного договора. И только в 1991 году в связи с введением Основ гражданского права было разрешено заключать такие контракты.
Форма предварительного договора должна соответствовать требованиям основного договора. Если такие требования не установлены законом или иными правовыми актами, предварительный договор заключается в простой письменной форме. Несоблюдение формы предварительного договора влечет за собой его недействительность.
Неоправданное уклонение от одной из сторон, заключивших предварительное соглашение с заключением основного договора, может повлечь по просьбе другой стороны решение суда об обязательном заключении договора. Сторона, которая необоснованно уклоняется от заключения контракта, также должна компенсировать нанесенный ей ущерб [12].
Из предварительного договора необходимо различать соглашение о намерениях, которое не дает сторонам никаких прав и обязательств.
Глава 2. Характеристика внедоговорных обязательств
2.1 Общие положения о внедоговорных обязательствах
Из содержания ст. 1128 Гражданского кодекса Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что в отношении односторонних сделок принцип автономии воли сторон не работает, поскольку обязательный характер конфликта явно необходим.
В ст. 1131 определяет применимое право на правоотношения, возникающие в результате неосновательного обогащения (кондитерское обязательство). Неправомерное обогащение, согласно пункту 1 ст. 971 Гражданского кодекса Республики Беларусь является приобретение или сбережение имущества лицом за счет другого лица, что вызывает обязанность вернуть последнего необоснованно приобретенным или сохраненным, за исключением особо предусмотренных случаев.
Статья 1131 состоит из трех пунктов. Пункт 1 содержит коллизию законов общего характера: «Обязательства, вытекающие из неосновательного обогащения, осуществляются в соответствии с законодательством страны, где произошло обогащение». Эта норма предназначена для случайного характера неосновательного обогащения, когда между сторонами не существует правовых отношений.
Это правило конфликта является обязательным. В то же время ГК имеет аналогичную норму для сторон правового отношения для избрания закона страны суда (часть 1, часть 1, статья 1223). Тот же закон предусматривает швейцарский закон «О частном международном праве» 1987 года (пункт 2 статьи 127) и Закон Украины «О частном международном праве» от 2005 года (пункт 2 статьи 52).
В пункте 2 ст. 1131 Гражданского кодекса Республики Беларусь изложено правило специального регулирования, рассчитанное на конкретную ситуацию: «Если неосновательное обогащение возникает из-за падения оснований, на которых было приобретено или спасено имущество, применимый закон определяется закон страны, в которой земля была подчинена ».
Глава 3. Ответственность в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности
3.1 Общие положения об ответственности
Особенностью правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь является пристальный контроль государственных органов за законностью деятельности субъектов хозяйствования с активным применением соответствующих мер административной или уголовной ответственности.
Гражданское законодательство Республики Беларусь, определяет правовую платформу для международных частных отношений и учитывает некоторое количество специальных норм, которые имеют отношение к юридической ответственности субъектов внешнеторговой деятельности.
По своему характеру это коллизионные внедоговорные нормы, которые определяют подлежащее применению право к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (например, ст. 1129 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК)). [1]
Здесь стоит сказать о гражданско-правовой ответственности по внешнеторговым договорам.
Так, внешнеторговый договор может предусматривать определенные санкции относительно сторон договора касательно неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору.
Например, такая ответственность может устанавливаться в применении неустойки в виде:
- пени;
- штрафа.
Здесь также ставится вопрос о возможности применения национального законодательства в случае, когда стороны договорились о применении к договору также права какого-либо государства, например, Республики Беларусь. Данный вопрос будет рассмотрен в главе 3 данной работы.
Так как большинство сделок, заключаемых во внешней торговле, представляют собой сделки купли-продажи товаров, многие нормативные правовые акты об ответственности ориентированы на установление запретов и ограничений в сфере купли-продажи.
Заключение
Предполагается недостаточным применение только уголовных мер. Ведь жертва, испытавшая тяжёлое потрясение, вряд ли сумеет скоро от него оправиться без помощи, например, врача-психотерапевта и т. д. Поэтому видится важной необходимость расширить перечень случаев выплаты морального вреда этим примером.
Во-вторых, существенным отличием между белорусским и зарубежным законодательством является выделение последним более конкретных случаев причинения вреда и действий потерпевшего. Например, в ГК не предусмотрена более детальная ответственность за вред, причинённый домашними животными, за которыми должен следить их хозяин. Определённо он должен будет возмещать вред, но в каких случаях он должен это делать? Если обратиться к законодательству Германии и Франции, то можно заметить в положениях закона определённую позицию, которая чётко определяет, когда владелец животного несёт ответственность.
В-третьих, отличаются способы установления вины причинителя вреда, вызванного недостатками товаров, работ или услуг. Однако качество и безопасность имеют четко определенные критерии [7, с. 161]. В некоторых странах используется принцип генерального деликта, согласно которому всякий вред вне зависимости от того, кем и чему он был причинён, подлежит возмещению, за исключением случаев, установленных в законе. Генеральный деликт – это общая презумпция противоправности любого причинения вреда. Избежать ответственности лицо сможет, доказав отсутствие своей вины и противоправности своих действий.
ГК подтверждает использование в нашей стране именно этого подхода [2]. В некоторых странах используется принцип специального деликта, согласно которому существуют специальные условия ответственности за причинение вреда в отдельных случаях. По сути, специальный деликт представляет собой особую ситуацию, когда те или иные условия возмещения вреда получают какие-либо особенности по сравнению с генеральным деликтом.
1. Гражданский организации кодекс Республики Беларусь организации [Электронный ресурс] : 7 дек. организации 1998 г., № организации 218-З : принят организации Палатой представителей 28 организации окт. 1998 г. организации : одобр. фактически Советом Респ. особенно 19 ноя. 1998 особенно г. : в при том ред. Закона Респ. Беларусь от организации 09.01.2018 г. // организации ЭТАЛОН. Законодательство Республики организации Беларусь / Нац. центр правовой тогда информ. каждая Респ. Беларусь. каждая – Минск, 2019.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях организации [Электронный ресурс] : 21 апр. организации 2003 г., № организации 194-З : принят организации Палатой представителей 17 организации дек. 2002 г. организации : одобр. фактически Советом Респ. особенно 2 апр. 2003 особенно г. : в при том ред. Закона Респ. Беларусь от организации 08.01.2018 г. // организации ЭТАЛОН. Законодательство Республики организации Беларусь / Нац. центр правовой тогда информ. каждая Респ. Беларусь. каждая – Минск, 2019.
3. Уголовный организации кодекс Республики Беларусь организации [Электронный ресурс] : 9 июля организации 1999 г., № организации 275-З : принят организации Палатой представителей 2 организации июня 1999 г. организации : одобр. фактически Советом Респ. особенно 24 июня 1999особенно г. : в при том ред. Закона Респ. Беларусь от организации 18.07.2017 г. // организации ЭТАЛОН. Законодательство Республики организации Беларусь / Нац. центр правовой тогда информ. каждая Респ. Беларусь. каждая – Минск, 2019.
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза) [Электронный ресурс] : принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27.11.2009 № 17 : в ред. Протокола от 08.05.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Об инвестициях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 22 июл. 2003 г., № 226-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 25 ноя. 2004 г., № 347-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 25 ноя. 2004 г., № 346-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. О порядке проведения и например контроля внешнеторговых операций [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 27 март. 2008 г., № 178 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23.06.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
10. О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2014 г., № 129-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 фев. 2012 г., № 183 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций [Электронный ресурс] : постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 22 апр. 2009 г., № 52 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь и Национального банка Респ. Беларусь, 05 нояб. 2011 г., № 1483/22 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь и Национального банка Респ. Беларусь, 30 апр. 2009 г., № 548/8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. О проведении внешнеторговых операций [Электронный ресурс] : постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 09 июля 2009 г., № 101 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Барихин, А.Б., Большая юридическая энциклопедия / А.Б. Барихин. − М.: Книжный мир, 2010. − 960 с.
17. Богонеко, В.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / В.А. Богонеко [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.psu.by/images/stories/uf/personal/bogonenko/prhd_vnesh.pdf.
18. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник / М.М. Богуславский. − 4-е изд., перераб. и доп. − M: Юристъ, 2002. 462 с.
19. Елисеев, И.В. Гражданско-правовое регулирование международной купли-продажи товаров / И.В. Елисеев. − СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. − 236 с.
20. Колесников, А. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие / А. А. Колесников. − Минск: РИПО, 2012. − 283 с.