ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
1.1 Историческое развитие конституционализма Польши
1.2 Общая характеристика Конституции Республики Польша 1997 года
ГЛАВА 2
СИСТЕМА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
2.1 Законодательная власть в Республике Польша.
2.2 Исполнительная власть в Республике Польша..
2.3 Судебная система
ГЛАВА 3
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Польша – одна из крупнейших стран Восточной Европы. Польша входит в романо-германскую правовую семью. Польское право имеет исключительно богатую и сложную историю. На протяжении многих столетий польская система права формировалась под непосредственным влиянием немецкого, римского, французского, австрийского, русского и советского права [1, с. 129].
Главный источник современного государственного права Польши – демократическая Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года. В конце XX века Польша первая вступила на путь демократического развития, преодолев военно-политические, идеологические и другие трудности, стоявшие на ее пути, получив Конституцию. Именно Республика Польша является первой страной в Европе, получившей Конституцию от 3 мая 1791 года, именуемую Правительственным законом. Поэтому весьма важен опыт тех демократических преобразований, которые происходили и продолжают происходить в соседней, очень близкой нам по традициям, образу жизни и культуре стране [2, с. 3].
Современное конституционное право – это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции.
Становление польского конституционализма имеет множество этапов, которые мы рассмотрим в данной работе.
Современная Республика Польша имеет давние государственно-правовые традиции, которые то актуализировались, то утрачивались в результате политических реформ. Нынешняя правовая доктрина основывается на незыблемости положения о правовом государстве, а, соответственно, и конституционном государстве.
ГЛАВА 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
1.1 Историческое развитие конституционализма Польши
Итак, Республика Польша имеет довольно бурную историю развития конституционализма. Польша является одной из посткоммунистических стран в Восточной Европе, в которой до сих пор не принята принципиально новая Конституция. В то же время именно Польская Республика одной из первых начала экономические и политические преобразования, которые позволили ей эволюционным путем перейти от «социализма» к становлению демократического, правового государства, рыночной экономике.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1791 года по настоящее время. Условно в историческом развитии конституционализма Польской Республики можно выделить несколько этапов, среди них:
а) период с 1791 года по 1793 года;
б) период с 1919 по 1935 года;
в) период с 1935 по 1952 года;
г) период с 1952 по 1997 года;
д) период с 1997 года по сегодняшний день.
Первым этапом конституционного развития Польши является период с 1791 года по 1793 года.
3 мая 1791 года законодательный орган, вошедший в историю как Четырехлетний, или Великий, Сейм, принял первую польскую Конституцию. Официально она называлась правительственным Уставом (Ustawa Rzadowa), но поскольку этот документ закреплял устройство государственной власти и регулировал права и обязанности граждан, он представлял собой конституцию по сути [4, с. 32]. Это был важный шаг в формировании польского народа, развития патриотических позиций, создания климата борьбы за целостность и вольность Речи Посполитой [5, с. 64].
ГЛАВА 2
СИСТЕМА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
2.1 Законодательная власть в Республике Польша
Республика Польша не игнорирует принцип разделения властей, что является традиционным для демократического государства. Отметим, что разделение властей – это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства [19, с. 6].
Итак, Конституцией Республики Польша 1997 года установлено, что законодательную власть в Республике Польша осуществляют Сейм и Сенат (Парламент) [17, ст. 95].
Для начала рассмотрим более подробно нижнюю палату Парламента – Сейм.
Сейм – это верховный государственный и законодательный орган Польши [20, с. 166].
Сейм осуществляет контроль над деятельностью Совета Министров в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов [17, ст. 95].
Численная составляющая Сейма – 460 депутатов. Депутаты являются представителями Нации (народа).
Выборы в Сейм – всеобщие, равные, непосредственные и пропорциональные, проводятся тайным голосованием [17, ст. 96].
Статья 98 Конституции Республики Польша указывает на четырехлетний срок полномочий Сейма. Избираться в Сейм может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 21 года [17, ч. 1 ст. 99].
ГЛАВА 3
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
Республика Польша – унитарное государство, территория которого составляет 312 679 квадратных метров.
Местное самоуправление является децентрализованным, то есть органы высшего уровня не имеют право давать служебные поручения органам низшего уровня [31, с. 5].
Изменения в политической системе Польши, которые произошли после 1990 года, коснулись также и административно-территориального деления Республики Польша. Так, в 1999 году вновь было введено трехступенчатое деление: гмины, повяты и воеводства, существовавшее с 1946 года по 1975 года. Данная трехуровневая система включила в себя 16 воеводств, 379 повятов и 2478 гмин (по состоянию на 1 января 2016 года).
Перечень всех воеводств с их столицами представлен в Таблице 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, Республика Польша – государство в Восточной Европе, обладающее не только богатой культурой, но и довольно бурной историей своего развития, в том числе и развития польского конституционализма.
Конституционное развитие Республики Польша включает в себя несколько этапов перехода от «социализма» к демократическому и правовому государству, начиная с принятия первой в Европе Конституции Польши 1791 года 1791 года по сегодняшний день. Каждый из этих периодов связан с принятием новых Конституций, каждый из них имеет свои особенности.
Характерной особенность для развития польского конституционализма явилось принятие так называемых Малых Конституций, которые принимались непосредственно перед принятием постоянных Конституций и носили промежуточный характер.
Конституция Республики Польша 1997 года является главным законодательным актом и основой устройства польского государства. Данная Конституция имеет юридическую силу и по сегодняшний день.
Представляется несомненным, что Конституция 1997 года внесла позитивный вклад в сокровищницу польского, а также и всего мирового конституционализма.
Законодательную власть в Республике Польша осуществляет Парламент: Сейм и Сенат. Каждая из этих плат выполняет возложенные на нее полномочия, однако палаты не равноправны, более сильную позицию имеет Сейм в виде законодательной инициативы, в то время как Сенат обладает, в первую очередь, контролирующими и совещательными полномочиями над деятельностью государственных органов.
Исполнительную власть в Республике Польша осуществляют Президент и Совет Министров.
1. Иностранное конституционное право / Под ред. В. В. Маклакова. – М. : Юрисъ, 1996. – 512 с.
2. Чехарина, В. И., Кудрявцев В. Н. Основы конституционного строя Республики Польша / В. И. Чехарина, В. Н. Кудрявцев. – М. : Наука, 2004. – 132 с.
3. Ковальски, Е. С. Ч. Становление и развитие конституционной государственности в Польше: Историко-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е. С. Ч. Ковальски; Спб, 2010. – 54 с.
4. Чехарина, В. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / В. И. Чехарина, Б. А. Страшун. – М.: Наука, 2006. – 617 с.
5. Баев, В. Г. Европейский конституционализм Германии и Польши : монография / в. Г. Баев. – Спб.: Изд-во Юридического института, 2011. – 690 с.
6. Конституция Республики Польша 1791 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/rosyjski/kon1.htm/.
7. Вішнеўскі, А. Ф, Юхо, Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах: Са старажытных часоў да нашых: вучэбны дапаможнік / А. Ф. Вішнеўскі, Я. А. Юхо. — Мінск: Акад. МУС, 1998. — С. 319.
8. Сухарев, А. Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / А. Я. Сухарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство НОРМА, 2003 г. – 976 с.
9. Конституция Польши 1921 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=742/.
10. Матвеев, Г. Ф, Ненашева З. С. История южных и западных славян: В 2 томах. Т. 2: Новейшее время: Учебник / Г. Ф. Матвеев, З. С. Ненашева. – 2-е изд. – М.: МГУ, 2008. – 271 с.
11. Булахтин, М. А. Парламентская демократия в Польше в 1919-1926 гг.: Становление, функционирование, кризис : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03 / М. А. Булахтин, М., 1997. – 235 с.
12. Конституция Польской Республики 1935 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=1065/.
13. Loewenstein, K. Militant Democracy and Fundamental Rights / K. Loewenstein // The American Political Science Review. – 1937. – № 3. – P. 417 - 432.
14. Конституция Польши 1952 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=783/.
15. Осятыньский, В. Краткая история Конституции / В. Осятыньский // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 1997. – № 3-4. – С. 54.
16. Бардах, Ю., Леснодорский, Б., Пиетрчак, М. История государства и права Польши / под ред. Ю. Бардах. – М.: Юридическая литература, 1980. – 559 с.
17. Конституция Польской Республики 1997 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/poland/poland-r.htm/.
18. Вашкевич, А. Е. Основы конституционного права Республики Польша: пособие для студентов вузов / А. Е. Вашкевич. – Минск: Тесей, 2007. – 487 с.
19. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л. М. Энтил. – М.: Юрид. лит., 1995. – 176 с.
20. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1308 с.
21. Регламент Сейма Республики Польша [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rada.gov.ua/LibRada/static/LIBRARY/catalog/law/pol_reg.htm/.
22. Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / М. В. Баглай, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
23. Официальный сайт Президента Польши: [Электронный ресурс]. – http://www.prezydent.pl/prezydent/kompetencje/reprezentant-panstwa-w-stosunkach-miedzynarodowych/.
24. Официальный сайт Президента Польши: [Электронный ресурс]. – http://www.president.pl/en/president/competences/commander-in-chief-of-the-armed-forces-/.
25. Соловьев, Д. В. Деятельность исполнительной власти как предмет парламентского контроля в Республике Польша / А. В. Пулик // Парламентская газета. – 2011. – № 16. – С. – 17.
26. Пулик, А. В. Общая характеристика системы судебной власти в Республике Польша / А. В. Пулик // Юридическая наука. – 2014. – № 4. – С. 34.
27. Bodio, J. Ustroj organow ochrony prawnej / J. Bodio // Czesc szczegolowa. – 2011. – № 3. – S. 24-25.
28. Prawo o ustroj sadow powszechnych: Ustawa z dnia 27 lipca 2001, № 98.
29. Закон Польши о системе административных судов: [Электронный ресурс]. – Poland _law_system_administrative_courts_2002_am_2010_ru.pdf/.
30. Закон о Конституционном Трибунале Республики Польша: [Электронный ресурс]. – http://trybunal.gov.pl/fr/a-propos-du-tribunal/bases-legales/loi-du-1er-aout-1997-sur-le-tribunal-constitutionnel/.
31. Кулеша, Э. Основы местного самоуправления в Польше / Э. Кулеша. – Ольштын, 2004. – 65 с.
32. Чубара, Т. Административное деление Польши / Т. Чубара. – Варшава, 2014. – 15 с.
33. Имёлчик, Б. Польский опыт децентрализации / Б. Имёлчик. – Варшава, 2003. – 15 с.
34. Шостаковски, Я. Роль совета в польской системе самоуправления / Я. Шостаковски. – Варшава, 2011. – 13 с.