Совершенствование логистики запасов предприятия
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Совершенствование логистики запасов предприятия»
по дисциплине: «Логистика»
2021
45.00 BYN
Совершенствование логистики запасов предприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логистика
Организация: Поставымебель, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются документы, выполненные в MS Excel.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2019-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Организационная структура.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
1.1 Роль и значение запасов, планирование запасов
1.2 Система управления запасами
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры и динамики запасов
2.3 ABC-анализ, анализ управления запасами
2.4 Организационная структура предприятия
3 ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы в развитии системы запасов на предприятии
3.2 Оптимизация системы запасов на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества на внутреннем и внешнем рынке. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между производителями продукции, работ, услуг так и между посредническими и обслуживающими организациями. Соответственно увеличивается не только количество видов производимой продукции, оказываемых услуг, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
Ни один субъект хозяйствования в настоящее время не может обойтись без различных видов запасов, которые представляют собой совокупность средств производства, хранящихся в соответствующих хозяйственных структурах, как сферы производства, так и сферы обращения.
Наличие запасов является одним из необходимых условий непрерывности и эффективности процесса воспроизводства. Запасы имеют наибольший удельный вес в общем объеме краткосрочных активов любого предприятия, поэтому требуют больших капиталовложений. Что обуславливает значимость эффективного управления запасами предприятия.
Главная проблема, возникающая в любой логистической системе в отношении запасов, – это их оптимизация, то есть поддержание оптимального уровня запасов для каждой номенклатурной позиции. Исходя из принципов и подходов логистики, это означает поддержание наиболее низкого уровня, соответствующего требованиям логистической системы.
Основной целью логистики в области управления запасами является мобилизация всех потенциальных материальных ресурсов для обслуживания потребностей производства и / или клиентов (получателей) с минимальными затратами, а также оценка и оптимизация скорости оборачиваемости запасов товароматериальных ресурсов в действующей системе хранения и переработки продукции.
Основными задачами логистики по управлению запасами являются установление их структуры, величины и динамики, а также степени обеспеченности ими заранее обусловленных потребностей.
Объект исследования – запасы в ОАО «Поставымебель».
Предмет исследования – повышение эффективности управления запасами ОАО «Поставымебель».
Цель работы – разработать направления повышения эффективности управления запасами ОАО «Поставымебель».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
1.1 Роль и значение запасов, планирование запасов
Управление запасами – это этап в цепочке поставок, на котором запасы и количество запасов отслеживаются на складе и выходят из него.
Цель систем управления запасами - знать, где находятся ваши запасы в любой момент времени и сколько их у вас есть, чтобы правильно управлять уровнями запасов.
Некоторые компании могут предпочесть сканирование инвентаря с помощью сканера штрих-кода, чтобы повысить эффективность и точность маршрутов отбора.
В отличие от ERP-системы, система управления запасами фокусируется на одном процессе цепочки поставок. Они часто имеют возможность интеграции с другими программными системами - точками продаж, управлением каналами, доставкой - так что вы можете создать персонализированный стек интеграции для нужд вашего уникального бизнеса.
Управление запасами является фундаментальным строительным блоком к долголетию. Когда ваш инвентарь будет правильно организован, все остальное управление цепочкой поставок встанет на свои места. Без него вы рискуете совершить целый ряд ошибок, таких как неправильные поставки, отсутствие запасов, затоваривание, неправильный подбор и т. д. Правильное управление складом - ключ к успеху. Неправильный подбор возникает из-за неправильных списков выбора бумаги, неорганизованных этикеток на полках или просто беспорядка на складе в целом. Неправильные отгрузки являются прямым результатом неправильного выбора в начале процесса инвентаризации, а также являются результатом отсутствия процедур контроля качества. Отсутствие запасов и избыток запасов возникают, когда компания использует ручные методы для размещения заказов, не имея полного представления о состоянии своих запасов. Это не лучший способ прогнозирования запасов и приводит к слишком большому или слишком маленькому запасу. Все эти ошибки будут стоить вам не только денег, но и потраченного впустую труда, чтобы исправить ошибки позже. Если вы не используете инструменты управления, риск ошибки из-за человеческого фактора возрастает с каждой минутой.
Запас как явление в работе логистических систем и цепей поставок представляет собой товарно-материальные ценности, ожидающие потребление.
Запас (stock, inventory) в общем смысле – это то, что приготовлено, собрано для чего-либо. Составляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие самые разнообразные ценности.
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Поставымебель» (ранее - Поставский завод по производству учебного оборудования) - уникальное предприятие, построенное в 1980 году для обеспечения учебных заведений всего Советского Союза школьной мебелью и оборудованием. Ассортимент продукции насчитывает более 200 изделий (в том числе школьная мебель). Уникальность предприятия заключается в том, что оно было и есть единственным государственным предприятием (доля акций государства - 100%), которое специализируется на выпуске мебели для учебных заведений, в частности школьной мебели.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;
- лесозаготовки;
- производство спецодежды;
- производство прочей одежды и аксессуаров, не включенных в другие группировки;
- распиловка и строгание древесины;
- производство столярных изделий;
- производство сборных конструкций и их деталей из дерева;
- производство декоративных изделий из дерева;
- производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары;
- производство промышленных газов;
- обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;
- производство металло - и деревообрабатывающего инструмента;
- производство прочих металлических изделий, не включенных в другие группировки;
- производство стульев и другой мебели для сидения;
- производство мебели для офисов и предприятий торговли;
- производство кухонной мебели;
- производство прочей мебели;
- производство тепловой энергии тепловыми электростанциями, самостоятельными котельными, прочими источниками;
- передача и распределение тепловой энергии тепловыми сетями;
- оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины;
- не специализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;
3 ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы в развитии системы запасов на предприятии
Заказ необходимых материальных ресурсов происходит экспертно-опытным путем, который основан на знаниях специалистов в области управления запасами. Вследствие этого в отдельные периоды возникает рост запасов и их излишек (как в 2019 г.). Это приводит к превышению издержек управления запасами над возможными, если бы уровень запасов определялся с помощью математических или статистических методов.
На данный момент в системе снабжения ОАО «Поставымебель» практически полностью отсутствует процесс прогнозирования потребности в материалах и товарах. Это негативно сказывается на оборачиваемости товарно–материальных ценностях и приводит к повышению объемов запасов, а также к появлению неликвидных и устаревших запасов.
Чтобы исправить ситуацию и высвободить денежные средства необходимо воспользоваться результатами АВС–анализа и XYZ-Анализа. Согласно проведенным анализу можно утверждать, что особые требования к процессу планирования закупок материалов следует уделять материалам группы А и В.
При этом эффективность процесса снабжения влияет на эффективность управления запасами, что подтверждается рассмотренными моделями управления запасами с неизменным объемом заказа и неизменным интервалом заказов. Для ОАО «Поставымебель» предлагается произвести расчет экономичного размера заказа, основанного на использовании формулы Уилсона и расчета изменения при этом суммы издержек, связанных с управлением запасами.
Расчет наиболее экономичного размера заказа производится в рамках системы управления запасами с фиксированным размером заказа, который должен быть равен наиболее экономичному размеру заказа. В этой системе размер заказа является постоянной величиной и формируется при уменьшении размера запаса до определенного критического уровня. Система основана на выборе такого размера партии, который минимизировал бы общие издержки управления запасами, которые в свою очередь делятся на издержки выполнения заказа и издержки хранения запасов.
Затраты на хранение запаса в общем случае имеют прямо пропорциональную зависимость от размера заказа: чем большими партиями пополняется запас, тем дороже стоит содержание запаса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Поставымебель» (ранее - Поставский завод по производству учебного оборудования) - уникальное предприятие, построенное в 1980 году для обеспечения учебных заведений всего Советского Союза школьной мебелью и оборудованием. Ассортимент продукции насчитывает более 200 изделий (в том числе школьная мебель). Уникальность предприятия заключается в том, что оно было и есть единственным государственным предприятием (доля акций государства - 100%), которое специализируется на выпуске мебели для учебных заведений, в частности школьной мебели.
Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональный вид.
Можно отметить снижение выручки в 2019 г. это связано со снижением объема выпускаемой продукции. В 2020 г. данный показатель увеличился, в результате чего выручка составила 8440 тыс. р.
Себестоимость реализованной продукции в 2019 г. также снизилась, после чего увеличилась в 2020 г. на 1240 тыс. р. и составила6749 тыс. р. Та же ситуация была характерна и для валовой прибыли, которая составила в 2020 г. 1691 тыс. р.
Управленческие расходы и расходы на реализацию увеличивались в течение всего анализируемого периода. В 2020 г. данные показатели составили 766 тыс. р. и 413 тыс. р.
В результате увеличения расходов в анализируемом периоде снизилась чистая прибыль, которая составила в 2020 г. 113 тыс. р. Также в 2020 г. снизилась и среднегодовая стоимость краткосрочных активов, составив 1852 тыс. р.
В результате снижения чистой прибыли рентабельность продаж и активов снизилась в анализируемом периоде и составила в 2020 г. 1,34% и 5,94%.
Запасы ОАО «Поставымебель» в 2018-2020 гг. постоянно увеличиваются, при этом их доля в составе краткосрочных активов постепенно снижается. Увеличение запасов в 2019 г. связано с увеличение запасов материалов, что вызвано отсутствием в ОАО «Поставымебель» системы оперативного управления за запасами. Значительных структурных сдвигов в запасах материалов не наблюдается.
Наиболее важными категориями запасов являются входящие в группы А, В и X, Y. Для данных групп используются модели управления запасами с фиксированным размером заказа и фиксированным интервалом времени между заказами.
1. Бекенов, Т. Эффективность логистических систем / Т. Бекенов // Прикладная логистика. – 2013. – №10. – С. 54-55.
2. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2013. – 220 c.
3. Венгура, А. В. Проблемы и перспективы развития транспортной логистики Республики Беларусь / А. В. Венгура // Экономика глазами молодых. – Минск, 2011. – С. 135-137.
4. Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 461 c.
5. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
6. Граник, И.М. Финансы предприятий / И.М. Граник. – Минск: Право и экономика, 2011. – 72 с.
7. Дроздов, П. А. Логистика: учебное пособие / П. А. Дроздов. – Минск: Вышэйшая школа, 2020. – 429 с.
8. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
9. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2013. – 605 с.
10. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: учеб. пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 272 c.
11. Кукушкина, В.В. Антикризисный менеджмент: монография / В.В. Кукушкина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 328 c.
12. Курочкин, Д. В. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
13. Логистика: Учебное пособие / О. В. Верниковская, О. В. Ерчак, Т. В. Кузнецова [и др.]; под общей ред. И.И. Полещук. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2019. – 267с.
14. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2015. – 288 с.
15. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
16. Организация производства и управление предприятием: пособие / А. А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2013. – 144 с.
17. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КноРус, 2013. – 575 с.
18. Пещанская, И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика: учеб. пособие / И. В. Пещанская. – М.: Экзамен, 2010. – 283 с.
19. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.В. Романов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 c.
20. Секерин, В.Д. Логистика / В.Д. Секерин – издательство КиноРус, 2013 – 240 с.
21. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: учебн. пособие / Е.А. Смирнова.– Спб: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 120 с.
22. Степанов, В.И. Логистика: учебн. пособие / В.И. Степанов. – М.: Проспект, 2015. – 487 с.
23. Тебекин, А.В. Логистика / А.В. Тебекин. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 356 с.
24. Царацина, Г.А. Совершенствование управления деятельности предпиятия / Г. А. Цацарина // Финансы. – 2010. – № 2. – С. 8-11.
25. Ценина, Т. Уровень логистического сервиса / Т. Ценина // Прикладная логистика. – 2013. – № 8. – С. 55-56.
26. Щербанин, Ю.А. Основы логистики / Ю.А. Щербанин. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
27. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 368 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются документы, выполненные в MS Excel.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2019-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Организационная структура.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты