Синонимы в публицистическом тексте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Синонимы в публицистическом тексте»
по дисциплине: «Современный русский литературный язык»
2021
45.00 BYN
Синонимы в публицистическом тексте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Современный русский литературный язык
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Конструкции.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1 Отличительные особенности публицистического стиля
1.2 Синонимы и их типы в русском языке
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ТЕКСТАХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
2.1 Субстантивные синонимы в публицистических текстах
2.2 Адъективные синонимы в публицистических текстах
2.3 Адвербиальные синонимы в публицистических текстах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в каждом языке существует несколько функциональных стилей. Функциональный стиль – это средство общения. У каждого из них есть свои словарные средства, синтаксические конструкции или фонетика. Каждый функциональный стиль зависит от цели текста или конкретных условий общения в различных ситуациях. У каждого письменного или устного выступления есть свой стиль. Само слово относится к какой-то функции. Стиль зависит от цели текста или конкретных условий общения в разных ситуациях. Однако единого и конкретного определения стиля слова не существует.
По мнению И. В. Арнольда (советский и российский лингвист, специалист по лексикологии, стилистике и риторике) стили можно разделить на две группы:
Разговорные стили: (литературный разговорный; знакомый разговорный; общеупотребительный разговорный).
Литературные книжные стили: (научные; официальные документы; публицистическая газета; ораторские; поэтические)
По словам И. Р. Гальперина (лингвист, лексикограф: доктор филологических наук, профессор), в набор стилевых занятий входят:
а) официальный деловой стиль;
б) научный профессиональный стиль;
в) публицистический стиль;
г) литературный разговорный стиль;
д) привычный разговорный стиль
Функциональные стили – это подсистемы языка, и каждая из них имеет свои особенности, касающиеся словарных средств, синтаксических конструкций или фонетики. Использование определенного функционального стиля связано с конкретными ситуациями общения в разных сферах жизни.
Публицистический стиль используется в публичных выступлениях и печатных общественных произведениях, адресованных широкой аудитории и посвященных важным общественным или политическим событиям, общественным проблемам культурного или морального характера.
Он делится на три разновидности, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. В отличие от других формальных стилей, публицистический стиль имеет разговорные разновидности, в частности ораторский подстиль. Развитие радио и телевидения привело к появлению новой разновидности разговорной речи – радио- и телевизионных комментариев. Два других – это эссе и статьи в газетах и журналах.
Общая цель публицистического стиля – оказать влияние на общественное мнение, убедить читателя или слушателя в том, что интерпретация, данная писателем или оратором, является единственно правильной, и побудить его принять точку зрения, выраженную в речи, эссе или статье не только путем логической аргументации, но и путем эмоционального обращения.
ГЛАВА 1 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1 Отличительные особенности публицистического стиля
Функция промывания мозгов наиболее эффективна в ораторском искусстве, поскольку здесь задействован самый мощный инструмент убеждения: человеческий голос. Благодаря характерному сочетанию логической аргументации и эмоциональной привлекательности, публицистический стиль имеет общие черты со стилем научной прозы или официальных документов, с одной стороны, и со стилем эмоциональной прозы, с другой. Его связная и логическая синтаксическая структура с расширенной системой связок и тщательным разбиением на абзацы делает его похожим на научную прозу. Его эмоциональная привлекательность обычно достигается за счет использования слов с эмоциональным значением, использования образов и других стилистических приемов, как в эмоциональной прозе. В публицистическом стиле также присутствуют элементы эмоционально окрашенного разговорного стиля, поскольку автору не нужно делать свою речь безличной (как в научном или официальном стиле), а, наоборот, он пытается приблизить текст к живому общению, как если бы они разговаривали с людьми, находящимися в прямом контакте.
Ораторский стиль – это устное подразделение публицистического стиля. Самая очевидная цель ораторского искусства – убеждение, и оно требует красноречия. Этот стиль проявляется в речах о политических и социальных проблемах дня, в речах и выступлениях по торжественным случаям, например, на публичных свадьбах, похоронах и юбилеях, в проповедях и дебатах, а также в речах адвокатов и судей в судах.
Сфера применения ораторского искусства ограничена обращением к аудитории, поэтому важные вопросы в таких сферах, как наука, искусство или деловые отношения, не затрагиваются.
Прямой контакт со слушателем позволяет сочетать синтаксические, лексические и фонетические особенности письменной и устной разновидностей языка. Однако по своей главной характеристике ораторский стиль принадлежит к письменной разновидности языка, хотя и видоизменяется устной формой высказывания и использованием жестов.
Некоторыми типичными чертами разговорной разновидности речи, присутствующей в этом стиле, являются:
а) прямое обращение к аудитории по особым формулам (Дамы и господа! Милорды! – в Палате лордов; Господин председатель!; Уважаемые члены!; Высокочтимые члены конференции!; или, в менее формальной ситуации, Дорогие Друзья!; или, в более эмоциональной окраске – Мои Друзья!). Выражения прямого обращения могут повторяться в ходе выступления, а могут выражаться по-разному (Заметьте! Помните!) [13].
б) специальные формулы в конце выступления, чтобы поблагодарить аудиторию за внимание (Большое спасибо; Спасибо за ваше время).
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ТЕКСТАХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Наиболее часто встречающиеся стилистические функции синонимов будут рассмотрены на примере публицистических текстов, взятых из печатных средств массовой информации.
В этой главе каждая функция будет рассмотрена на конкретных примерах.
Функция уточнения.
Для автора любого публицистического текста принципиально важно владеть языком в совершенстве, ведь каждая ситуация, описываемая в материале, требует точного выбора слова. Нельзя писать шаблонно. Каждое слово синонимического ряда отличается от других того же ряда дополнительным оттенком значения, который необходимо учитывать для того, чтобы с наибольшей точностью выражать мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния признаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения.
Заметка, хроника, информационное сообщение – это краткая информация об актуальных событиях. Здесь важно не художественное отражение произошедшего факта, а точность и лаконизм в его изображении. Здесь автор чаще всего выбирает из синонимического ряда доминанту, т.е. стилистически нейтральное слово, выражающее «чистое» значение синонимического ряда без каких-либо дополнительных оттенков. Эту закономерность можно проследить в таких рубриках, как «В центре событий», «Одним словом», присутствующих в изданиях «Минская правда» и «СБ».
Здесь можно отметить следующие конструкции, указывающие на наиболее точное выражение мысли (ПРИЛОЖЕНИЕ):
- точные удары Владимира Юрченко (удары именно точные, а не верные и не меткие);
- благотворительный концерт-марафон пройдет в Минске (слово пройдет более нейтрально, чем слово состоится, последнее указывает на широкий размах мероприятия);
- в торжественной церемонии принял участие (церемония именно торжественная, это устойчивая конструкция);
- Петр Пархомчик отметил, что китайская сторона проявляет очень большой интерес к технике БелАЗа (в данном контексте это слово стоит в одном синонимическом ряду со словами заметил, обозначил, рассказал, однако важно то, что это было именно отмечено, что говорит об особой важности сказанной информации);
- основной целью нового проекта является сборка машин (это слово стоит в одном синонимическом ряду со словами главный, стержневой, центральный, коренной. Однако слово основной подходит наиболее хорошо, т.к. это означает, что проект имеет и другие цели, в некоторой степени уступающие по важности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Синонимы – это богатство языка. Синонимы употребляются в языке для уточнения мысли, выделения наиболее важных смысловых оттенков, повышения образности и художественной изобразительности речи, избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Сравните, например, синонимы бой и битва в приведенном предложении: Софья рассказывала о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян Германии (М. Горький). Одним из наиболее распространенных приемов использования синонимов является так называемое нанизывание синонимов. Этот прием используется при максимальной детализации в процессе описания явления, а нередко и для создания градации: Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое. Оно – синее-пресинее. Самое синее на свете.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены отличительные особенности публицистического стиля, а именно: характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. Также была дана характеристика синонимов и их типов в русском языке (абсолютные или полные; семантические; стилевые или экспрессивно-стилистические; семантико-стилистические).
Синонимия русского языка заслуживает большого внимания. Это явление сейчас плохо изучено применительно к публицистическому стилю, который представляется смешением экспрессии и стандартов. Четко прослеживается взаимосвязь между жанрами журналистики, характером издания и насыщенностью синонимами.
Итак, информационные и аналитические жанры – это жанры, которые менее всего насыщены экспрессией. В центре – факт и анализ. По характеру использования языковых средств они приближаются к научно-деловому стилю, обладая чертами фактологичности, документальности в передаче информации. Эти жанры приближены наиболее к нейтральному языку и менее всего насыщены синонимами. Единицы языка принимаются здесь обычно в своем прямом номинативном значении, т.е. имеют лишь один уровень понимания – семантический. Здесь основная функция употребляющихся синонимов – это точность в передаче информации, конкретика.
Художественно-публицистические жанры же, напротив, привлекают для эмоционального воздействия на читателя все языковые средства, в том числе и синонимию, т.к. она позволяет максимально выразить экспрессивность. Здесь к содержательному уровню понимания, характерному для информационных и аналитических жанров добавляется уровень дополнительных значений, «коннотаций», приобретаемых в широком контексте. Эти жанры имеют открыто оценочный, ярко публицистический характер и направлены на агитационное воздействие, по определенным параметрам сближаясь с художественной прозой. Синонимия приобретает здесь ярко выраженный экспрессивный характер.
Однако эта грань очень условна. Современной тенденцией в публицистике является смешение жанров. Сложно найти сейчас какой-либо жанр в «чистом» виде. Поэтому можно наблюдать переплетение экспрессии и стандартов в большинстве газетных статей.
1. «Комсомольская Правда» в Белоруссии: https://www.kp.by/ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.kp.by/.
2. Апресян Ю.Д. О новом словаре синонимов русского языка // Изв. Рос. Акад. наук. Сер. лит. и яз. –, 1992. – Т. 51, № 1. – С. 18-39.
3. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка (The English Word). – М., Высшая школа, 1986;
4. Богуславский В.М. Семантико-стилистическая группа слов, соотносимых с одним понятием // Синонимы русского языка и их особенности. Л.: 1972.
5. Брагина, А. А. Функции синонимов в современном русском языке. - Москва, 1979.
6. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Избранные труды: Лексикология и лексикография. – М.: Наука, 2003. – 276 с. 11
7. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. 1819-1844. – СПб.: Союз, 1996. – 454 с. 12
8. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 2008. – 459 с. 16
9. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка. Высшее образование. Издание шестое. – Москва, 2005.
10. Женская газета. Электронны архіў нацыянальнай перыёдыкі [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://per.nlb.by/bel/gazety/?source=2569.
11. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Москва, 1993.
12. КП в Украине [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://kp.ua/incidents/246911-kak-puteshestvennyk-konuikhov-y-korrespondent-kp-meshkov-chut-ne-staly-dobychei-somalyiskykh-pyratov-chast-3.
13. Палевская М.В. Синонимы в русском языке. – М.: Просвещение, 1964. – 128 с.
14. Романова, Н. Н. Стилистика и стили. Учебное пособие / А. В. Филиппов. – Москва, 2009.
15. Синонимы и их типы [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=111.
16. Словарь синонимов и антонимов / сост. О. А. Михайлова. – Екатеринбург, 2007.
17. Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка. – Москва, 2006.
18. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие для студ. фак. журналистики / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – 2-е изд, испр. – Москва, 2004.
19. Стилистика и литературное редактирование / под ред. В. И. Максимова – Москва, 2004.
20. Т. А. Бараблина, В. И. Бозылева, И. Р. Гальперин и др. Учебник английского языка: Для II курса пед. ин-тов и фак. иностр. яз. – 3-е изд. М. Высш. школа, 1982. – 384 с;
21. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А. П. Сковородникова. – Москва, 2005.
22. Beniuk D. Red-tape costs blamed: Currant says bureaucracy sank seaplane business // The Daily Telegraph, 2015. – 3 May.
23. Bennet M. NAB hunt underway for new UK chief after David Thorburn bows out // The Australian, 2015. – 7 Jan.
24. Branigan T. Husband's unwavering belief ended five years of grief and frustration // The Guardian, 2015. – 30 Jan.
25. Campbell D. Schwarzenegger to slash public services and raise college fees // The Guardian, 2015. – 9 Jan.
26. Carlson M. Eleanor Holm // The Guardian, 2015. – 8 Feb.
27. Davies L. Rwanda genocide: France was at fault, Sarkozy admits // The Guardian, 2015. – 25 Feb.
28. Johnson S. Alex Salmond is crying “crocodile tears” over Lyall Duff suspension, Labour claims // The Telegraph, 2015. – 5 Apr.
29. Kinnaird R. Sunday showdown // The Times, 2015. – 16 Jan.
30. Martin D. Tony Blair says he won't retire until he is 91 – and plans to create a «cadre» of former leaders to advise presidents and prime ministers on how to run their countries // The Daily Mail, 2015. – 10 Apr.
31. McGregor J. Keep your job and travel the world // The Washington Post, 2015. – 4 Jun.
32. Pemberton M. The public purse is being abused // The Telegraph, 2015. – 19 Apr.
33. R. D. Altick. Preface to Critical Reading. Holt, N. Y., 1956, pp. VII – VIII.
34. Riach J. Leicester’s Nigel Pearson: I’m a human, i’ll make mistakes from time to time // The Guardian, 2015. – 9 Feb.
35. Timm T. It's OK to leak government secrets - as long as it benefits politicians // The Guardian, 2015. – 25 Mar.
36. Vulliamy E. Fifty years as a vegetarian has kept me in tune with nature // The Guardian, 2014. – 8 Sept.
37. Walsh S. Adelaide Oval's nip and tuck results in a batter's delight in Ashes showcase // The Daily Telegraph, 2014. – 5 Dec.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Конструкции.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты