ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и сущность политического режима
1.2 Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима
1.3 Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима
ГЛАВА 2.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1 Авторитарный политический режим
2.2 Тоталитарный политический режим
2.3 Демократический политический режим
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Форма государства это одна из наиболее актуальных тем в теории государства, поэтому и в понятии «политический режим», а также в классификации политических режимов в современное время заключен большой интерес для исследователей и политологов. Характеристику какой-либо из политических систем естественно связывают с разнообразными методами по осуществлению государственной власти. Политическую систему государств исследователи и политологи объединяют с таким важным для данной науки понятием – политический режим.
Тема данного исследования, несомненно, актуальна, ведь политический режим является характеристикой не только государств, но и политической системы в целом. Отношения людей, не имеющих какой-либо государственной власти и отношения людей, которые имеют к власти прямое отношение – развиваются в сфере политики и непосредственно политической системе.
Политические режимы имеют важнейшее значение в жизнедеятельности и развитии любой из стран. Естественно, что важнейшим для полноценного исследования политических систем является характеристика и анализ признаков и видов политических режимов. В настоящее время видов политических режимов немало, потому что на характер режима влияет ряд признаков и факторов. Можно сказать, что у каждого государства в той, либо иной степени свой, присущий именно этой стране – политический режим.
Классификацию политических режимов с большим интересом изучают в теории государства и права, ведь она особую значимость, особенно это актуально для общей характеристики государства.
Итак, исследования признаков и видов политических режимов позволяют составлять подлинные представления как правильно реализовывается политическая власть, степень свободы и правового положения личности в отдельно взятом государстве в определенный отрезок времени.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и сущность политического режима
Форма государства как совокупность внешних признаков показывает организацию государственной власти, какие методы, какие институты и как ее осуществлять [1, с. 87].
Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима. Третьим элементом государственной формы является политический (государственный) режим. Для определения политического режима необходимо обратиться к работам исследователей теории государства и права.
Некоторые авторы пишут, что политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Государство включает в себя и политическую систему в целом: отношения между народом по отношению к государственной власти и отношения между народом и государственной властью, составляющие содержание политического режима, разворачиваются именно в рамках политического режима. Глубинная социально-экономическая и культурная основа этого общества не определяет непосредственно природу государства, а рассматривается как содержание особенностей политического режима в характеристиках политической системы [2, с. 65].
Другие подчеркивают, что политический режим – это способ осуществления политической власти, последнее политическое состояние в обществе, которое формируется в результате взаимодействия и противостояния различных политических сил, функционирования всех политических институтов, характеризующихся демократичностью или антидемократизмом [3, с.543].
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Теоретики выделяют несколько видов режимов, потому что разновидности политических режимов оказывают влияние большое количество факторов: форма и сущность государства, характеристика законодательства, полномочия и деятельность органов государства, стандарты и уровень жизни населения, соотношение в общественно-политических силах. Также, значение имеет такой признак, как состояние экономики в государстве, формы классовой борьбы, либо классового сотрудничества. Довольно значимое влияние на форму режима оказывают общепринятые исторические традиции в стране. На форму и виды политических режимов может оказать непосредственное и сильное воздействие международная обстановка. Политические режимы формируются на разных исторических этапах, вполне очевидно, что они не могут быть одинаковыми даже в конкретно взятом государстве [17, с. 312].
Одним из критериев, чтобы определить вид политического режима является правовая форма по применению того, либо иного способа государственной власти. Вывод о неразрывных связях политических режимов и их правовых форм, подкрепленный рассуждениями теоретиков и историческим анализом в рамках современного знания, несет и научное, и практическое значение. По видам политических режимов часто обозначаются и сами государства, их природа, потому что политические режимы воплощают основные характеристики государственной власти.
Наиболее общепризнанной выступает классификация политических режимов на: авторитарные, тоталитарные и демократические.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, отметим следующее.
Категория политического режима и форма государства имеют тесную взаимосвязь. Взаимовлияние их настолько огромно, что форма государства рассматривается только во взаимодействии с политическими режимами.
Политический режим – это сложная и многогранная категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов жизни социального государства. Самое главное в политическом режиме – это порядок и условия формирования государственной власти. Так, нами в ходе исследования были рассмотрены факторы, влияющие на классификацию политических режимов.
Мы считаем, что типология политических режимов является общепринятой, учитывающей особенности взаимодействия государства и гражданского общества, степень проникновения государственной власти в другие сферы социальной реальности и частной жизни граждан. На этой основе выделяют следующие типы: демократия, авторитаризм и тоталитаризм.
Сравнивая современные политические режимы, можно сделать вывод, что мир по-прежнему разделен на государства демократических режимов и государства авторитарных режимов, и что тоталитарные режимы, добившиеся определенных успехов в XX веке, полностью устарели, но некоторые их фрагменты сохранились. Это не означает, что тоталитарный политический режим полностью исчез; в зависимости от политической ситуации он может вновь набирать силу. В некоторых странах, например в Азии и Африке, существуют также переходные режимы, которые либо переходят к демократии, либо к авторитаризму.
Анализируя политическую ситуацию начала XXI века, можно сделать вывод, что в современном мире доминируют демократические режимы. Их страны имеют высокий уровень развития в экономике, науке, военной и других сферах.
1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2016. – 368 с.
2. Воткин В.А. Теория государства и права / В.А. Воткин. – 2-е издание. – М.: Норма-инфра, 2016. – 320 с.
3. Венгеров, А.Б. Теория государство и права / А.Б. Венгеров. – М.: Юрист, 2008. – 788 с.
4. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко , В. С. Козлов. – 6–е изд., испр. – Минск : Амалфея, 2016. – 496 с.
5. Сморгунов, Л.В., Морозова, Е.В. Современная политическая реальность и государство: сложные методы исследований: монография / Л.В. Сморгунов, Е.В. Морозова, А.И.Кольба. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – 296 с.
6. Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства / С.А. Киреева. – Саратов, 2015. – 345 с.
7. Завершинский, К.Ф. Гражданская культура как способ трансформации и легитимации политических практик / К.Ф. Завершинский // В поисках гражданского общества. – В. Новгород, 2018. – № 5. – С. 58-71.
8. Склифус, С. Легитимация государственной власти как неотъемлемый компонент ее эффективности / С. Склифус // Власть. – 2015. – № 3. – С. 75-78.
9. Доган, М. Эрозия доверия в развитых демократиях / М. Доган // Международная экономика и международные отношения. – 2009. – № 6. – С. 38-45.
10. Керимов, А.А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы / А.А. Керимов // Власть. – 2015. – №7. – С. 53-59.
11. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2017. – 448 с.
12. Литвинова, О.В., Гусева, И. А. Правовая культура и правовая жизнь / О. В. Литвинова, И. А. Гусева // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 12. – С. 140 – 143.
13. Сабирова, Н.С. Государство и личность гражданского общества / Н.С. Сабирова // Власть. – 2017. – №11. – С. 123 – 126.
14. Ахметов, А. С. Правовая культура и гражданское общество / А. С. Ахметов // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской республики. – 2016. – № 18. – С. 73 – 77.
15. Фирсова, Т.В. Правовой режим: понятие, сущность, классификация / Т. В. Фирсова // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2017. – № 35. – С. 122 – 127.
16. Атагимова, Э. И. Правовая культура общества как основа правового государства / Э. И. Атагимова // Вестник московского гуманитарно-экономического института. – 2017. – № 3. – С. 77 – 82.
17. Корельский, В.М., Перевалов, И.Д. Теория государства и права / В.М. Корельский, И.Д. Перевалов. – М.: Проспект, 2015. – 975 с.
18. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский, Н. С. Горбаток, В. А. Кучинский. – 2-е изд. – Минск : Акад. МВД, 2014. – 479 с.
19. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2010. – 794 с.
20. Лебедев, А. Ф. Общая теория права : учеб. пособие / А. Ф. Лебедев. – Минск : Изд-во Гревцова, 2015. – 304 с.