Анализ прозаического произведения на уроках литературы 11 класса (И.А. Бунина и А.И. Куприна) Холодная осень и Господин Сан-Франциско
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ прозаического произведения на уроках литературы 11 класса (И.А. Бунина и А.И. Куприна) Холодная осень и Господин Сан-Франциско»
по дисциплине: «История русской литературы и литературной критики»
2022
45.00 BYN
Анализ прозаического произведения на уроках литературы 11 класса (И.А. Бунина и А.И. Куприна) Холодная осень и Господин Сан-Франциско
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История русской литературы и литературной критики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспект урока для 11 класса по изучению произведения И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока для 11 класса по изучению произведения И. А. Бунина «Холодная осень».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1 Художественное произведение: свойства, функции, структура
1.2 Методическая система анализа прозаического произведения в 11 классе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А.БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО» И «ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ»
2.1 Филологический анализ текста произведения «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина
2.2 Филологический анализ текста произведения «Холодная осень» И. А. Бунина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование литературного образования в современной школе предполагает освоение нового содержания и поиск адекватных ему методов, форм и приемов обучения литературе. Ключевая задача курса литературы – подготовка каждого школьника к восприятию и самостоятельной оценке новых для него литературных произведений различных жанров, причем в начальных классах закладываются основы читательской культуры и, прежде всего, умение осмысленно и выразительно читать, а на средней и старшей ступени литература выступает как самостоятельный предмет и на завершающем этапе изучается в историко-литературном освещении.
Совершенствование читательского восприятия при изучении художественного произведения в школе становится производным от необходимости освоения учителем и учащимися самостоятельно прочитанных художественных текстов. Школьники со сформированным глубоким читательским восприятием художественного текста становятся способны к пониманию любого литературного произведения, становятся грамотными и профессиональными читателями, что, в конечном счете, ведет к решению проблем гуманитаризации образования, способствующей развитию интуиции, и мотивирует учащихся к гуманному, социально и эстетически значимому отношению к миру и к искусству, что в значительной степени обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Вопросами изучения художественного текста в школе занимаются следующие выдающиеся ученые: Л. Д. Ермакова, Е. В. Карсалова, В. Я. Коровина, Р. Д. Мадер, В. Г. Маранцман, В. П. Медведев, И. В. Полковникова, З. Я. Рез, Л. В. Тодоров, Т. Г. Браже, О. Ю. Богданова, В. В. Голубков, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшов, Т. Ф. Курдюмова, В. Г. Маранцман, Л. Г. Жабицкая, И. С. Збарский, М. Г. Качурин, Н. Я. Мещерякова, Н. Д. Молдавская, Т. В. Чирковская и др.
Однако то, что по проблеме читательского восприятия школьников в дополнение к уже созданным монографиям и диссертационным исследованиям появляются все новые и новые работы, говорит, как уже сказано, не о ее исчерпанности, а о ее недостаточной изученности.
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1 Художественное произведение: свойства, функции, структура
Художественное произведение – основной объект литературоведческого изучения, своего рода мельчайшая «единица» литературы. Более крупные образования в литературном процессе – направления, течения, художественные системы – строятся из отдельных произведений, представляют собой объединение частей. Литературное же произведение обладает целостностью и внутренней завершенностью, это самодостаточная единица литературного развития, способная к самостоятельной жизни.
Художественное произведение состоит из системы образов, действия (сюжета, фабулы), хронотопа (пространства и время) и художественной речи. Все это называется его композицией. Если искусство может быть описано как некоторый вторичный язык, то произведение искусства – как текст на этом языке. Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы есть элементы смысловые.
Согласно Ю. М. Лотману, «Если пользоваться понятием язык искусства <…> то очевидно, что художественная литература, как один из видов массовой коммуникации, должна обладать своим языком., т. е. «иметь определенный замкнутый набор значимых единиц и правил их соединения, которые позволяют передать некоторые сообщения» [14, с. 32] Художественная литература использует особый язык, который надстраивается над естественным языком как вторичная система. Этот особый язык, в отличие от естественного языка, пользуется знаками, имеющими не условный (конвенциональный) характер, а изобразительный. В узком смысле слова описание художественной формы литературного произведения называется поэтикой.
Современная филологическая наука подразумевает разноплановое понятие текста, которые и в разной степени лингвистичны. Под текстом подразумеваются различные стороны художественного произведения. Текст – это:
1. зафиксированное на письме или напечатанное речевое высказывание или сообщение, которое противопоставляется устно.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А.БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО» И «ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ»
2.1 Филологический анализ текста произведения «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина
Художественные произведения выдающегося русского писателя ХХ века Ивана Алексеевича Бунина, одного из последних классиков русской литературы, всегда были в центре исследовательского интереса филологов. Основными качествами бунинского творчества являются: точность, красота и сила художественного слова. Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии, что явилось свидетельством мирового признания.
«Словно какая-то великолепная, тяжелая, негнущаяся ткань, словно драгоценнейшая парча расстилается перед нами поучительная повесть о «господине из Сан-Франциско», о богатом старом американце, скоропостижно умершем во время увеселительного путешествия в отеле на Капри. Но не в сюжете, конечно, сила бунинского рассказа, а в том прежде всего, как он сделан, в этих долгих, желанно-тяжелых, как спелые колосья, фразах, в пышности описаний, в какой-то суровой мощи и полнозвучности слов. Не знаешь, что и взять отсюда, из этого каскада словесных черных бриллиантов, что переписать с этих блистательных и жутких страниц. И. Бунин, писатель вообще «недобрый» и в этом, среди других своих особенностей, черпающий силу производимых им впечатлений, огромной сосредоточенностью сарказма сопровождает корабль человеческой жизни, и особенно тех праздных путешественников его, которые, подобно господину из Сан-Франциско, властвуют, чарами золота в мире и «в совокупности своей, столь же непонятно и по существу, столь же жестоко», как две тысячи лет назад Гиберий, чей остров они посещают, в своих руках, разжимаемых одной лишь смертью, держат не только все материальные радости существования, но и многие чужие жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение образного слоя литературного произведения в рамках филологического анализа предполагает согласованное единство следующих компонентов: a) фиксация наблюдения над его текстовой реализацией, б) научная систематизация этого наблюдения (с помощью «анализа / синтеза» и «индукции / дедукции»); в) символизирующая интерпретация образности в качестве идейно-художественного единства.
Методика в качестве комплекса приемов изучения художественного произведения исследователями понимается как широкий круг традиционных в литературоведении методов анализа и интерпретации. В данном случае подразумевается метаязык описания наблюдаемого объект, разнообразные частнонаучные методы, приемы (сравнительно-исторической, системно-структурной и функциональной направленности), которые зависят от понятийно-терминологической перспективы, принятой в научной области, сообществе исследователей (школа, группа, ассоциация), которые открыты или разработаны отдельными учеными.
В школьной практике читательское восприятие нельзя представлять аналогичным обычному восприятию. Только подготовленный, «проницательный» читатель способен видеть в произведении не только его информативную сторону, но и специфику системы условного языка искусства, которая формирует в психике художественные ассоциации восприятия, которые становятся более глубокими и оригинальными, что зависит от богатого опыта постижения художественных текстов.
1. Аверинцев, С. С. Символ художественный / С. С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1971. – Т. 6. 826–831.
2. Айхенвальд, Ю. И. Иван Бунин / Ю. И. Айхенвальд. – М. : Либра, 1990. – 218 с.
3. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М.,1993. – 296 с.
4. Адмони, В. Г. Система форм речевого высказывания / В. Г. Ад¬мони. – СПб.: Наука, 1994. – 151 с.
5. Активные формы преподавания литературы / Сост. Р.И. Альбеткова, М., 1991. – 228 с.
6. Бунин. И. А. Рассказы / И. А. Бунин. – М.: ПрессГрупп, 1970. – 420 с.
7. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. – М.: Искусство, 1991. – 368 с.
8. Головкина, С.Х. Лингвистический анализ текста: Материалы в помощь учителю-словеснику / С.Х. Головкина. – Вологда: ВИРО, 2006. – 124 с.
9. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур. – М., 1991. – 114 с.
10. Кочеткова, Г. Лирика Лермонтова на уроке [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200202409.
11. Карпов, И. П., Старыгина, Н.Н. Открытый урок по литературе: пособие для учителей / И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. – М., 1998. – 312 с.
12. Колова, С. Д Изучение лирики в школе: культурологический аспект / С. Д. Колова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2016. – т. 18. – №2. – С. 24–27.
13. Лакоценина, Т. П. Современный урок, Альтернативные уроки, часть 4 / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007. – 240 с.
14. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – Л., 1972. – 418 с.
15. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2: К – Я / Гл. ред. С.А. Токарев. – изд. 2-е. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – 719 с.
16. Михайлова, О. Н. Строгий талант / О. Н. Михайлова. – Строгий талант. – М. : Либра, 1990. – 312 с.
17. Новиков, Л.А. Методология и практика лингвистического толкования художественного текста / Л.А. Новиков // Русский язык за рубежом. – 1978. – № 3. – С. 53–60.
18. Ночь, часть суток [Электронный ресурс] / SYMBOLARIUM: Краткая энциклопедия символов. – Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php.
19. Сливицкая, О. В. Повышенное чувство жизни. Мир Бунина / О. В. Сливицкая. – М., 2000. – 163 с.
20. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова и др. – М., 1999.
21. Словарь русского языка XI-XVII вв.: вып. 1–28. – М., 1975–2008.
22. Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество / Л. А. Смирнова. – М., 1976.
23. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1935–1940.
24. Федорова, М. И. Изучение стилистических особенностей рассказа И. А. Бунина "холодная осень" в 11 классе / М. И. Федорова // Проблемы современного филологического образования : Сборник научных статей, Москва–Ярославль, 16 апреля 2014 года / Ответственный редактор – В.А. Коханова. – Москва–Ярославль: Ремдер, 2014. – С. 97-103.
25. Фет, А. А. Собрание сочинений в 2-х т. / А.А. Фет. – М.: Художественная литература, 1982. – Т. 1. Стихотворения, поэмы и переводы. – 575 с.
26. Шадеко, В. П. К вопросу художественного произведения / В. П. Шадеко // Царскосельские чтения. 2014. № 3. – С. 65–78.
27. Щербина, И. В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся. Методический практикум на учебном материале 9–11-х классов / И.В. Щербина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200602418.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспект урока для 11 класса по изучению произведения И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока для 11 класса по изучению произведения И. А. Бунина «Холодная осень».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты