Проектирование и совершенствование организационной структуры предприятия
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проектирование и совершенствование организационной структуры предприятия»
по дисциплине: «Менеджмент»
2021
45.00 BYN
Проектирование и совершенствование организационной структуры предприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент
Организация: Управляющая компания холдинга БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ, БелАз, ОАО (г. Жодино)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020г
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020г
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия
1.2 Типы организационных структур и их характеристика
1.3 Организационные структуры управление зарубежных стран
2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «БЕЛАЗ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ОАО «БелАз» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
2.2 Анализ организационной структуры в организации
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Оценка эффективности управления в организации
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры на современном этапе развития экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.
Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
Существуют различные типы организационных структур. Но не каждый тип организационной структуры соответствует организации. Поэтому каждая организация сама разрабатывает организационную структуру, которая должна задавать систему ответственности, отношения отчетности, принципы объединения сотрудников в группы. Кроме того, структура должна содержать в себе механизмы связи и координации элементов организации в согласованно работающее целое.
Строение организации отражает ее структурная схема. Объединение организации в единое целое связано с использованием систем информации и механизмов связи, дополняющих ее структурную схему. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями. организационную структуру любой коммерческой фирмы следует рассматривать с учетом разных критериев. На эффективность деятельности организации влияют:
- реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
- политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;
- полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления.
Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.
В качестве объекта исследования курсовой работы рассматривается организация ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». В то время как предметом анализа является организационная структура организации ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».
В ходе написания курсовой работы основной целью является проведение анализа организационной структуры организации и определение направлений её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить решение ряда следующих задач:
- изучение теоретических основ построения и реализации организационной структуры организации;
- проведение оценки организационной структуры организации ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»;
- разработка направлений совершенствования организационной структуры организации ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» на современном этапе её деятельности.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов – процессов управления. В общем случае управление определяется как «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических, экономических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей».
Наряду с категорией «управление» в отечественной экономической литературе также можно встретить заимствованное с английского языка понятие «менеджмент». Несмотря на близость, термины «управление» и «менеджмент» имеют и отличия, главные из которых заключаются в том, что понятие «управление» более широкое и универсальное, поскольку включает управление любыми объектами и процессами [10, с.219].
Категория «структура» отражает строение и внутреннюю форму любой системы. Наличие структуры неотъемлемый атрибут всех реально существующих систем, поскольку именно структура придает им целостность. Структура способствует сохранению устойчивого состояния системы и является стержнем ее организации.
Структура – это совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему. В общем случае она характеризует наиболее существенные и устойчивые свойства системы, отношения между ее элементами. Поэтому под структурой понимается также совокупность упорядоченных связей между системообразующими элементами, обеспечивающими устойчивость системы.
Переходя к абстрактной категории «структура» к понятию организационной структуры управления, следует иметь ввиду следующее. Объектом структуризации может быть предприятие, фирма или компания в целом (структура предприятия), производство (структура производства), аппарат управления (структура управления) и каждая подсистема системы производства и системы управления, если ее (систему) рассматривать как элемент соответствующей системы в отдельности (структура технологических средств, структура управленческого персонала, структура методов управления, структура информационного обеспечения, структура основных фондов, структура основного и вспомогательного рабочего персонала, структура оборотных средств и т. д.). Структура предприятия представляет собой, прежде всего, синтез структуры производства и структуры управления.
Система, между элементами которой установлен ряд связей, обеспечивающих направленное на достижение определенных целей взаимодействие этих элементов, является организованной. Структура управления, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев, ступеней и связей управления, функционирующих для достижения определенных целей, называется организационной [6, с.8].
Организационная структура управления – это совокупность органов управления, между которыми осуществляется система взаимодействий, обеспечивающих выполнение функций управления для достижения целей предприятия. Организационная структура присуща каждому уровню управления: отраслевому концерну, объединению, предприятию, цеху, отделу, лаборатории и т. д. [1, с.130].
2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «БЕЛАЗ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ОАО «БелАз» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности.
Сегодня ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» является единственной компанией СНГ, специализирующейся на производстве тяжелых самосвалов (в 6 классах грузоподъемности) и одним из немногих в мире, производящих такое оборудование как стандартное. Компания обладает сильным экономическим и техническим потенциалом для производства международной качественной продукции и сотрудничества с такими известными компаниями. Как Cummins Engine Co. Inc., Detroit Diesel Corporation, Alison Transmission, Deutz.
Он дает потребителям продукцию ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - более 20-ти столиц «Служба БелАЗ» занимался обслуживанием горного оборудования, поставкой запасных частей. Существует комплексная сеть реселлеров.
Традиционными продуктами компании являются карьеры грузоподъемностью от 30 до 320 тонн. Горные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 55 тонн предназначены для перевозки камней и других навалочных грузов при разминировании и строительстве различных дорожных и климатических условий. Горные самосвалы грузоподъемностью от 90 до 200 тонн предназначены для перевозки камней и других навалочных грузов на открытых очень крупных месторождениях.
ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» характеризуется серийным типом производства, вся продукция выпускается большими или малыми, периодически повторяющимися партиями. Сегодня на предприятии «Белорусский автомобильный завод» трудится около 8500 человек.
Продукция ОАО «БелАЗ»:
‒ карьерные самосвалы (грузоподъемность от 30 до 450 тонн). Предназначены для транспортирования горной массы в разрыхлённом состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями. Могут использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожно-магистральных комплексов, а также в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности;
‒ самосвалы повышенной проходимости. Предназначены для перевозки насыпных грузов и рассчитаны на эксплуатацию в различных климатических условиях, как по специальным технологическим дорогам, так и в условиях бездорожья на грунтах с низкой несущей способностью. Грузоподъемность от 25 до 50 тонн.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Оценка эффективности управления в организации
Организационная структура имеет большое значение при определении структуры управления на предприятии. Это зависит от размера предприятия, его специализации и сочетания отраслей, размещения на территории отечественных единиц основного производства и обслуживания. Организационная структура происходит от производства и, в свою очередь, оказывает на нее значительное влияние. Улучшение организационной структуры способствует повышению производства, созданию условий для оперативной адаптации к новым видам продукции, сокращению затрат на содержание производственных подразделений. В зависимости от характера связей между подразделениями предприятия различают следующие организационные структуры управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную), линейно-штабную, матричную.
Организационная структура управления предприятием – это упорядоченный набор служб, которые выполняют функции управления предприятием и взаимодействия его связей с целью обеспечения эффективности производства и конкурентоспособности товаров.
Она включает в себя распределение власти и ответственности за функции управления и принятия решений по вертикали. При этом управление организуется по линейной схеме, а функциональные блоки контроллера помогают линейным руководителям решать управленческие задачи.
Органами управления предприятием являются:
– общее собрание акционеров общества;
– наблюдательный совет;
– дирекция предприятия.
Полномочия органов управления определены Уставом предприятия. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Исполнительным органом компании является Дирекция, которой руководит директор. Управление текущей деятельностью компании осуществляет директор. Директор имеет право принимать решения по всем вопросам, не связанным с компетенцией общего собрания акционеров, отвечает за результаты работы компании, представляет и увольняет работников, а также представляет общество в отношениях с государственными органами Республики Беларусь и другими государствами.
Организационная структура компании имеет четкое линейное управление с функциональными услугами, которые влияют на работу производственных цехов и участков. Экономические, сбытовые, логистические, производственные и управленческие услуги и технологические услуги централизованы.
При внедрении системы менеджмента качества на предприятии особое значение приобретает создание концептуальной, базовой модели системы менеджмента качества (далее – СМК) и техники самооценки. СМК отвечает требованиям международных стандартов ISO, фокусируется на разработке, производстве и реализации конкурентоспособной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационная структура управления предприятием направлена на координацию деятельности его работников в процессе производства и реализации продукции с целью эффективного и планомерного использования всех технических и экономических возможностей для получения максимальной прибыли.
Структура управления в ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» линейно-функциональная, ее основу составляет специализация управленческого труда по функциональным подсистемам. По каждой подсистеме формируется иерархия служб, результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение задач и целей данной службы.
Линейно-функциональная структура управления на данном предприятии выбрана осознанно, так как аппарату управления приходится выполнять множество часто повторяющихся процедур при сравнительно стабильных задачах и функциях. Она разработана на основе единой тарифной сетки и штатного норматива АУП к общей численности работников предприятия.
ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» представляет собой сложную систему вероятностей, поэтому у него есть ряд подсистем, между которыми могут возникнуть противоречия. Эти противоречия являются неотъемлемым атрибутом таких систем. Чем динамичнее и активнее организация, тем чаще могут возникнуть проблемы с взаимодействием людей и подсистем.
Для организации мероприятий по постоянному улучшению качества, руководитель ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» приказом назначил представителя управления, отвечающего за качество, организует отдел качества, формирует команду по разработке и реализации СМК и назначает руководителя команды дизайнера по качеству. Организационная структура отражает все эти вопросы и дает понять, что руководитель предприятия осуществляет общее руководство работой и принимает стратегические решения по внедрению стандартов ISO. При этом он лично отвечает за окончательные результаты внедрения СМК.
Основными направлениями, способствующими совершенствованию структуры управления ОАО «БелАз» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» можно назвать следующие:
1. Повышение профессионализма в управлении. Непрофессионально принятое решение ничуть не лучше слишком тесной обуви или неправильно назначенного лечения. Поэтому нужно вести работу по повышению квалификации работников.
2. Применение современных технологий управления.
1. Блинов, А. О. Угрюмова Н. В. Менеджмент. Задания, тесты, кейсы. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2020. – 208 с.
2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
3. Винокур, М. Е. Организация производства и менеджмент. Учебно-методический комплекс. – М.: Проспект, 2020. – 168 с.
4. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
5. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.
6. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2016. – 635 с.
7. Грибов, В. Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2020. – 224 с.
8. Дашкова, И. А., Ткаченко И. В., Захарченко Н. С. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений. – М.: Юрайт, 2020. – 276 с.
9. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н. Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
10. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– н– Дону: Феникс, 2016. – 452 с.
11. Клыков, М. С. Спиридонов Э. С., Рукин М. Д., Менеджмент. – М.: Ленанд, 2017. – 312 с.
12. Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией. – М.: Юрайт, 2019. – 198 с.
13. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. – 272 c.
14. Мардас, А. Н. Теория менеджмента. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 288 с.
15. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 176 с.
16. Михненко, П. А. Теория менеджмента. – М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2018. – 518 с
17. Петров, А. Н. Менеджмент. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2019. – 350 с.
18. Петров, А. Н. Менеджмент. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2019. – 300 с
19. Сысоева, Е. Ф. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2020. – 498 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020г
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020г
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты