ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «НТК АЛЕСЯ»
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ОАО «НТК АЛЕСЯ»
3.1 Коммерческая работа по формированию ассортимента продовольственных товаров
3.2 Организация розничной продажи товаров и ее стимулирование
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В «ОАО НТК АЛЕСЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью, а также проводят работу по формированию ассортимента, управлению товарными запасами и оказанию торговых услуг. Обеспечение населения товарами, соответствующими его спросу, предполагает активное воздействие торговых предприятий и организаций на производство для повышения качества, расширения ассортимента, бесперебойной поставки товаров.
Таким образом, цель курсовой работы заключается в исследовании коммерческой деятельности по организации розничной продажи продовольственных товаров и выработке направлений ее совершенствования.
Для достижения цели в курсовой работе решены следующие задачи:
– изучены сущность и содержание коммерческой деятельности по организации розничной продажи;
– дана организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО НТК «Алеся»;
– произведена оценка состояния коммерческой деятельности по организации розничной продажи продовольственных товаров ОАО НТК «Алеся»,
– разработаны пути совершенствования коммерческой деятельности розничной продажи продовольственных товаров для ОАО НТК «Алеся».
Объектом исследования является ОАО НТК «Алеся».
Предметом исследования – коммерческая деятельность по розничной продаже продовольственных товаров в ОАО НТК «Алеся».
Основными методами исследования выступили анализ и синтез, диалектика, приемы анализа хозяйственной деятельности, метод сравнения, табличный метод.
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современном деловом языке понятие коммерческой деятельности используется в нескольких значениях. В широком смысле коммерческая деятельность — это любая деятельность, направленная на получение прибыли. Такая трактовка приближает понятие коммерческой деятельности к понятию предпринимательства (бизнеса). В узком значении коммерческая деятельность связывается с деятельностью торговых организаций.
Оба эти определения не вполне адекватно отражают сущность коммерческой деятельности. Предпринимательская деятельность часто не исчерпывается коммерческими процессами и может предполагать организацию разработки и налаживание производства продукции или услуги, причем эти задачи могут иметь ключевое значение. В то же время деятельность, связанная с закупками и продажами, осуществляется не только в предприятиях торговли, а имеет место во всех видах предпринимательства. Поэтому на любом современном предприятии должны быть специалисты, владеющие методами коммерческой работы. Однако в чистом виде коммерческая деятельность присутствует именно в торговых организациях. Поэтому «Коммерческая деятельность» как экономическая дисциплина рассматривает организацию коммерческих процессов главным образом на предприятиях сферы обращения, т. е. использует узкую трактовку определяемого понятия.
Таким образом, коммерческая деятельность — деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.
Субъектами коммерческой деятельности выступают юридические и физические лица, имеющие право ее совершения, объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги.
В современных условиях ведения бизнеса коммерческая деятельность не сводится только к совершению торговой сделки. Коммерческий успех напрямую зависит от знания рыночной ситуации, понимания потребностей потребителей и умения их удовлетворить, предлагая соответствующий ассортимент товаров. Поэтому коммерческая деятельность охватывает изучение потребительского спроса, управление товарным ассортиментом, рекламно-информационную работу и организацию сервиса. Кроме того, коммерческие работники должны уметь вести поиск и подбор выгодных поставщиков, налаживать с ними договорные отношения, организовывать транспортировку товара, а также создавать и поддерживать оптимальные товарные запасы.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «НТК АЛЕСЯ»
Акционерное общество «Новобелицкая торговая компания «Алеся» ОАО НТК «Алеся» создано на основании решения Гомельского облисполкома от 10.04.2000 № 196 путем преобразования ОАО «Заречное» и ОАО «Новобелицкое оптово-розничное предприятие «Алеся» в соответствии с законодательством Республики Беларусь и приватизации государственного имущества и зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 10.04.2000 г. № 196 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400030267
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Фирменное наименование Общества: полное: Акционерное общество «Новобелицкая торговая компания «Алеся»; сокращенное: ОАО НТК «Алеся».
Место нахождения Общества: Республика Беларусь, 246021, г. Гомель, ул. Республиканская, д. 5.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
Общество осуществляет виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности.
Открытое акционерное общество «Новобелицкая торговая компания «Алеся» (ОАО НТК «Алеся») – одна из крупнейших в области оптово-розничных организаций, занимающее ведущие позиции в торговом бизнесе.
Начало самостоятельной деятельности приходится на 3 августа 1983 года когда на базе городского объединения «Продтовары» в Новобелицком районе создан Райпродторг.
18 августа 1992 г. из Новобелицкого Райпродторга решением Горисполкома № 525 образованны 15 арендных предприятий, объединившихся в Новобелицкий оптово-розничный концерн.
Концерн – это добровольное сообщество юридических лиц. Он не считается вышестоящим органом по отношению к входящим в его состав членов концерна – Арендным предприятиям и, по сути, был первичной структурой на пути рыночных преобразований.
30 декабря 1995 г. решением Горисполкома № 698 и № 699 утвержден проект преобразования арендных предприятий в два акционерных общества Новобелицкое оптово-розничное предприятие «Алеся» и «Заречное».
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ОАО «НТК АЛЕСЯ»
3.1 Коммерческая работа по формированию ассортимента продовольственных товаров
Сеть ОАО НТК «Алеся» работает в условиях довольно жесткой конкуренции со стороны других розничных торговых предприятий, рынок достаточно насыщен: потребители могут выбрать различные места покупки. Поэтому предприятие нуждается в конкурентной стратегии, которая позволит сформировать устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Для этого необходимо глубже изучить различия потребительских предпочтений, что в свою очередь требует сегментации потребительского рынка. Сегментация индивидуальных потребителей позволяет систематически анализировать потребности и разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятий. Сегментация дает возможность концентрировать ограниченные ресурсы на самых выгодных направлениях и точно ориентировать программы маркетинга на требования выделенных сегментов.
Методом сбора первичной информации послужили наблюдение и опрос, основным рабочим инструментом стала специально разработанная анкета. Анкетный опрос осуществлялся в ходе выборочного исследования. Объем выборки – 65 человек. Опрос и наблюдения осуществлялись в течение трех дней в мае 2021 года.
На основе данных, полученных в результате анкетирования, можно определить упорядочить социально демографических признаков и найти устойчивые связи, выявляющие наиболее представительные группы потребителей с помощью перекрестной группировки данных анкетного опроса (таблица 3.1).
Общий анализ социально-демографических характеристик выборочной совокупности показывает, что самым многочисленным оказался сегмент потребителей с уровнем доходов 500-1000 руб. (56,9%), в структуре которого преобладали женщины (68,6%) 35-50 лет (45,5%). На втором месте по численности находится сегмент потребителей с уровнем доходов до 500 руб., в этом сегменте гораздо больше женщин (85,3%), в основном старше 50 лет (63,8%).
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В «ОАО НТК АЛЕСЯ»
Как было ранее отмечено в организации розничной продажи продукции организации и ее стимулирования присутствуют некоторые недостатки, а именно неэффективная рекламная деятельность.
В качестве мероприятия повышения эффективности рекламной деятельности может выступать организация рекламной кампании в сети Интернет. Данный инструмент является не только одним из наименее затратных, но и наиболее эффективным и современным.
Распространенным видом интернет-рекламы является SMM.
Social media marketing (SMM) – это комплекс мероприятий по использованию социальных сетей и корпоративных сайтов в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач.
Данное продвижение точечно воздействует на целевую аудиторию и позволяет выбирать площадки, где эта аудитория в большей степени представлена и наиболее подходящие способы коммуникации с ней.
В организации ОАО НТК «Алеся» есть все возможности для реализации данного подхода – у специалистов имеется доступ в Интернет, дополнительное обучение для сотрудников не нужно, так как данный тип продвижения очень легок в эксплуатации. Прибыль в данном случае, обеспечивается рекламой предприятия в Интернете.
Цели продвижения продукции в Интернете, следующие:
- повышение узнаваемости;
- корректировка позиционирования;
- увеличение уровня лояльности;
- информирование аудитории;
- рост продаж;
- снижение затрат на поддержку потребителей;
- тестирование новинок.
В качестве инструментов продвижения в сети Интернет можно выделить следующие:
- размещение рекламной информации на своем и других сайтах;
- создание обратной связи для прямого контакта с потребителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночных отношений одной из главных целей деятельности организации является получение прибыли. Достижение этой цели возможно только в том случае, если организация в своей деятельности ориентируется на требования потребителей. Деятельность, направленную на то, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования, называют коммерческой деятельностью.
В организациях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров, управления товарными запасами и управления ассортиментом товаров. Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность, услуги организаций розничной торговли.
Поскольку в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, т.к. на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки и т.д.
Объектом исследования выступило ОАО НТК «Алеся». Анализ экономических результатов деятельности организации показал отрицательную динамику как показателей прибыльности организации (снижение выручки, прибыли), так и показателя эффективности деятельности организации (рентабельности оборота).
Оценка коммерческой деятельности по организации и стимулированию розничной продажи товаров ОАО НТК «Алеся» показала следующие результаты:
Коммерческая служба ОАО НТК «Алеся» при организации розничной продажи товаров меньше стала использовать активные формы продажи товаров – снизилось количество участия в ярмарках. Тем не менее, за исследуемый период наблюдается положительная динамика применения в торговых объектах организации прогрессивных методов продажи товаров, таких как самообслуживание, продажа товаров по предварительным заказам, продажа товаров по образцам, продажа товаров путем применения индивидуального обслуживания.
1 Памбухчиянц, О.В. Коммерция и технология торговли / О.В.Памбухчиянц, Л.П.Дашков. – М.: Маркетинг, 2009. – 612 с.
2 Половцев, Ф. П. Коммерческая деятельность. / Ф. П. Половцев. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 248с.
3 Коммерческая деятельность и предпринимательство / Попков В.П. [и др.]; под ред. В.П. Попкова. – СПб. : СПбГИЭА, 2009. – 512 с.
4 Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление / В. К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др. – СПб.: Политехника, 2010. – 322 с.
5 Дашкова, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашкова, В. К. Памбухчиняц. – М.: Инфра-М, 2010. – 596 с.
6 Гражданский кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 7 деабря 1998, №218-3 (в редакции Закона от 3 июня 2011г., №285-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 7-9. – 336 с.
7 О защите прав потребителей: закон Республики Беларусь № 106-З от 4 января 2014 г. (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2014, 2/2104). // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
8 О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта: закон Республики Беларусь № 36-З от 18 июня 2013 г. (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.06.2013, 2/2034). // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
9 О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: указ Президента Республики Беларусь № 222 от 16 мая 2014 г. (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.05.2014, 1/15010). // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
10 О некоторых мерах по реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 31 от 10 августа 2011г. (в ред. постановлений Минторга от 04.06.2012 № 15, от 25.10.2013 № 28, от 12.08.2014 № 31). // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
11 Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 744 от 01.06.2007г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
12 О создании и функционировании рынков: постановление Совета Министров Республики Беларусь № 686 от 16 июля 2014г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
13 О классификации форм розничной торговли: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 24 от 26.06.2014г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
14 Об утверждении инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 25 от 26.06.2014г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
15 О перечнях товаров: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 20 от 08.05.2014г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
16 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь № 128-З от 8 января 2014 года// Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
17 Тепляков, В. А. Основные инструменты интернет-маркетинга / В. А. Тепляков // Достижения науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 23-25.
18 Трунова, А. А. Теоретические основы интернет-маркетинга / А. А. Трунова //Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2016. – № 31. – С. 35-40.
19 Ханцевич, Е. С. SMM как эффективный инструмент продвижения в рамках концептуальной модели интернет-маркетинга / Е. С. Ханцевич // Приоритетные научные направления. – 2016. – № 34. – С. 151-157.
20 Щетилина, И. П. Интернет-маркетинг как инструмент увеличения продаж / И. П. Щетилина // Экономика. Инновации. Управление качеством. – 2016. – № 3. – С. 56-57.