ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические и методологические основы формирования цен в организации
1.1 Цена как маркетинговый инструмент
1.2 Методические подходы к формированию цены
1.3 Управление ценовой политикой на предприятии
2 Анализ механизма ценообразования в ООО «Либретик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ методов формирования цен и ценовой политики ООО «Либретик»
3 Направления совершенствования ценовой политики ООО «Либретик»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Специфические особенности внутренних и внешних экономических условий деятельности отечественных организаций предопределяют особую важность точной и последовательной реализации глубоко продуманной политики ценообразования. Некоторые особые черты современной экономики изменяют среду деятельности организации, что налагает отпечаток на все аспекты ценовой политики. В условиях развития рыночной экономики значение ценовой политики неизмеримо возрастает как на микро-, так и на макроуровне.
Ценовая политика – важный элемент стратегии организации. Она влияет на ее рентабельность, жизнеспособность и финансовую стабильность. В долгосрочном периоде от ценовой политики зависит вся деятельность производственно-сбытового комплекса. Ценовая политика очень многогранна, она включает в себя множество аспектов и должна рассматриваться в комплексе всей деятельности фирмы.
Цена продукции – один из основных факторов, определяющих выбор покупателя, поэтому ценовая политика тесно связана с позиционированием товара на рынке. Цена – один из элементов рыночной стратегии организации, который постоянно взаимодействует с остальными: цена продукции влияет на восприятие рынком качеств товара и отдачу от рекламы, а реклама и система распространения, в свою очередь, воздействуют на результативность ценовой политики.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что цены определяют рентабельность деятельности организации, ее жизнеспособность на рынке и финансовую устойчивость. От них во многом зависит достижение коммерческих результатов работы организации в долгосрочной перспективе. Верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса организации. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любой коммерческой организации в жестких условиях рынка.
1 Теоретические и методологические основы формирования цен в организации
1.1 Цена как маркетинговый инструмент
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
В современной экономической науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:
Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» – обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.
2 Анализ механизма ценообразования в ООО «Либретик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
ООО «Либретик» – общество с ограниченной ответственностью, которое является коммерческой организацией розничной торговли предназначенное для удовлетворения покупательского спроса населения, а так же других юридических лиц в услугах, товарах, работах и получения прибыли.
Деятельность ООО «Либретик» в основном сконцентрирована на сфере розничной торговли. Компания долгое время развивала два направления деятельности (оптовая и розничная торговля) параллельно, однако в конце 2008 года было принято решение сконцентрироваться на развитии розничной торговли. Перед реорганизацией на долю сектора оптовой торговли приходилось 64% общей выручки компании, поскольку на тот момент продажи осуществлялись через сеть магазинов-складов, расположенных в крупнейших городах Беларуси, а также посредством работы отдела активных продаж. Основными покупателями являлись мелкие предприниматели, которые закупали товар для своих предприятий.
Стратегическое видение – ООО «Либретик» безусловный лидер на рынке Беларуси, надежный партер, заботящийся о своих сотрудниках и обществе в целом, являясь экспертом в области розничной торговли.
Принципы работы предприятия:
- Клиент - приоритет номер 1.
- Честность и справедливость.
- Работа на 110%.
- Оптимизм.
Цель деятельности. Рост товарооборота и прибыли предприятия, за счет максимального удовлетворении потребностей, стремление иметь самое высокое доверие покупателей в сфере розничной торговли в Беларуси.
Преимущества предприятия. Единый понятный формат (шкала), высокая узнаваемость марки, отличная оперативная логистика, хорошая база для развития, высокие компетенции, знания и опыт предприятия и т.д.
В целом, в Уставе сформулированы основные права и направления деятельности ООО «Либретик», а также предмет и цели деятельности, указан порядок образования имущества, формирование и распределение дохода.
На сегодняшний день, специалистами предприятия ведется активная работа по работе с поставщиками, проводится анализ внутренней площади магазина, изучаются общие принципы формирования ассортимента товаров и их выкладки, анализируется ассортимент ООО «Либретик», для максимального удовлетворения спроса и потребностей покупателей. Постоянно изучается конъюнктура рынка различных продуктов, порядок установления цен на реализуемые товары, порядок контроля за ассортиментом и качеством, деловые отношения предприятия с поставщиками товара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление ценами на предприятии, выступая составной частью кратко-срочной финансовой политики предприятия, одновременно может выражать весьма существенную часть общей финансовой стратегии предприятия; в зависимости от целевых установок бизнеса, управление ценами на предприятии может быть текущим и стратегическим, т.е. осуществляться как в рамках краткосрочной финансовой политики, так и долгосрочной.
Изменение цены благоприятно скажется на объеме продаж только в том случае, если она будет «правильно» установлена. Для этого необходимо проанализировать цены конкурентов, возможности потребителей, а также множество других факторов. Но чтобы поставить «правильную» цену необходимо выбрать тот метод ценообразования, который будет отражать все затраты, особенности продукта, положение на рынке, желания потребителей, которые в свою очередь и будут определять «правильность» цены, установленной на товар или услугу.
В работе была рассмотрена хозяйственная деятельность ООО «Либретик». Было установлено, что эффективность использования трудовых ресурсов ООО «Либретик» за 2018-2020 гг. растет, так как основные показатели увеличивается. Следует отметить снижение среднесписочной численности работников на 1 человека в 2020 г. Однако, рассматривая показатели производительности труда установлено, что производительность труда, измеренная по выручке составила в 2020 г. 164,60 тыс. р. против 153,14 тыс. р. в 2019 г.; по розничному товарообороту составила 122,6 тыс. р. против 80 тыс. р. в 2018 г. и 113,72 тыс. р. в 2019 г. Это обусловлено увеличением выручки от реализации на 4,98% и ростом розничного товарооборота на 5,3%, а также снижением среднесписочной численности работников. Производительность труда, измеренная по прибыли до налогообложения, уменьшилась на 14,88% и составила в 2020 г. 17,10 тыс. р. против 26,75 тыс. р. в 2018 г. и 20,09 тыс. р. в 2019 г. Анализируя рентабельность средств на оплату труда, выручку на 1 р. фонда заработной платы и прибыль до налогообложения на 1 р. фонда заработной платы отметим, что показатели в 2020 г. уменьшились, что является отрицательным моментом деятельности организации. Коэффициент соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы не изменился.
Затраты на производство продукции выросли в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 2,99%. Материальные затраты выросли на 6,67%, прочие затраты уменьшились на 51,93%, затраты на оплату труда выросли на 0,66%, амортизация увеличилась на 19,99%.
1 Грачев, А.В. Система ценообразования: анализ, оценка и управление: Учебно–практическое пособие. М.: Дело и сервис, 2011.-192с.
2 Бабынина, Г. М. Обоснование и расчет цены для внедрения в производство стратегии цена/качество. – 2014. – № 3. – С. 83 – 87.
3 Ришар, Ж. Система показателей формирования цен: Пер. с франц. яз. / Под ред. Л.П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2010.- 375с.
4 Мишков, А. Актуальное ценообразование 2013 / Александр Мишков // Главный экономист. – 2013. – № 9. – С. 14 – 16.
5 Борисов, Н.В. Особенности формирования отпускных цен (тарифов) в 2011 году / Н.В. Борисов // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. – № 3. – С. 14-23.
6 Борхунов, Н. Цены, ценовые отношения и ценообразование в АПК / Н. Борхунов, А. Зарчук // АПК: экономика, управление. – 2011. – № 7. – С. 40 – 45.
7 Бучнев, О. А. Формирования цен на продукцию в долгосрочных контрактах / Олег Бучнев // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11/12. – С. 142 – 146.
8 Бабынина, Г. М. Обоснование и расчет цены для внедрения в производство стратегии цена/качество/ Г. М. Бабынина // Экономика и управление. – 2014. – № 3. – С. 83 – 87.
9 Андреева, Анна Экономическое обоснование цены нужно в первую очередь субъекту хозяйствования / Анна Андреева // Главный бухгалтер. Ценообразование. – 2011. – № 4. – С.14 – 16.
10 Богданова, Л. Порядок формирования отпускных цен / Людмила Богданова // Налоговый вестник. – 2013. – № 12 (июнь). – С. 55 – 63.
11 Абрютина М. С. Анализ финансово-экономической деятельности организации: учеб. пособие / М. С. Абрютина, А. В. Грачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Дело и Сервис, 2013. – 272 с.
12 Калинина, Л. Использование метода удельных показателей при формировании цен на продукцию производственно-технического назначения / Людмила Калинина // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 1. – С. 37 – 42.
13 Кевра, Г. И. Практическое использование методов ценообразования, основанных на издержках / Галина Кевра // Главный бухгалтер. Ценообразование. – 2011. – № 9. – С. 24 – 28.
14 Новик, Г. Роль затрат в принятии управленческих решений по ценообразованию / Галина Новик // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 10. – С. 24 – 30.
15 Аврашков Л. Я. К вопросу об оценке конкурентоспособности предприятий / Л. Я. Аврашков, А. В. Графов // Аудитор. – 2009. – №11. – С. 42–48.
16 Акулич, В.В. Оценка финансового состояния организации / В.В. Акулич // Экономика. Финансы. Управление – 2013. – №9. – с. 107
17 Горшков, И. Практическое использование методов ценообразования, основанных на издержках / Иван Горшков // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 10. – С. 38 – 47.
18 Горшков, И. Экономическое обоснование цен на услуги производственного характера / Иван Горшков // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2014. – № 6. – С. 27 – 33.
19 Забавский, В. Включение в цену затрат вспомогательного производства / Владимир Забавский // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2015. – № 12. – С. 34 – 39.
20 Исаев, руб. Экономическое обоснование цен на услуги производственного характера / Ренат Исаев // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2016. – № 2. – С. 27 – 36.
21 Прохожая, В. А. Затраты, учитываемые при формировании цен, должны быть обоснованными / Валентина Прохожая // Главнвй бухгалтер. Ценообразование. – 2011. – № 10. – С. 27 – 31.
22 Акулич, В.В. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации В.В. Акулич // Планово–экономический отдел – 2008. – №11 – с. 32–41
23Антонов В. Г. Концепция стратегического управления организацией / В. Г. Антонов, Г. В. Серебрякова // Маркетинг. – 2015. – № 3. – С. 107 – 124.
24 Белявская С. Л. Методика оценки конкурентоспособности продукции / Белявская С. Л. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 7. – С. 28–31.
25 Илясов, Г.А. Оценка финансового состояния предприятия / Г.А. Илясов // Экономист. – 2013. – №6.– с. 49–54
26 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г. В. Савицкая.– 7-е изд., испр. – Минск: Новое знание. 2013. – 704 с.