Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь: состояние и перспективы
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь: состояние и перспективы»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь: состояние и перспективы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Топ 7 видов экономической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Малое и среднее предпринимательство РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Малое и среднее предпринимательство РБ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства
1.2. Опыт зарубежных стран поддержки малого предпринимательства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
2.2. Оценка показателей развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Малое предпринимательство – бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг. Мировой опыт подтверждает: малое предпринимательство – важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство.
Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малое предпринимательство. Малое предпринимательство обычно характеризуется тем, что оно более мобильно и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий, – они дают необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам–гигантам.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства
Малый бизнес или малое предпринимательство – это деятельность в сфере предпринимательства, которой занимаются экономические субъекты в соответствии с определенными условиями и другими критериями [13, с. 229].
Ключевым критерием, по которому субъекты экономики относятся к малому бизнесу – это, прежде всего, средняя численность занятых на предприятии работников. Сущность малого бизнеса в том, что это деятельность, которую осуществляет небольшая группа лиц или предприятие, управляемое одним собственником. К другим важным критериям, на основе которых можно отнести организацию к малому бизнесу являются: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота [15].
Для того, чтобы отнести организацию к предприятию малого бизнеса существует около 50 показателей, однако наиболее важные часто применяемые представлены выше.
Развитие малого бизнеса может осуществляться в соответствии с несколькими моделями. Основными из них являются:
- медленное расширение деловой активности;
- быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;
- сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне [6, с.42].
Основными факторами, обусловливающими развитие предпринимательства, являются следующие:
- переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Одним из основных направлений государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) является формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (ИПП). Изучение процессов зарождения, становления и последующего развития отечественной ИПП на примере отдельных ее субъектов, позволяет выделить четыре этапа, каждый из которых имеет свои характерные особенности.
Первый этап (1992–1995 гг.) характеризуется зарождением субъектов ИПП в Республике Беларусь, созданием Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП) и регламентацией порядка создания и функционирования центров поддержки предпринимательства (ЦПП).
Второй этап (1996–2000 гг.) характеризовался упорядочением и развитием процесса формирования сети ЦПП и началом формирования сети инкубаторов малого предпринимательства (ИМП), центров поддержки предпринимательства (ЦТТ), технопарков, обществ взаимного кредитования (ОВК). Продолжалась выработка государственной стратегии и тактики в области поддержки предпринимательства, развития инвестиционной деятельности в негосударственном секторе экономики. В июне 2000 г. был создан Белорусский союз бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства, инновационных центров и технопарков (БСБИ), чья миссия состоит в содействии созданию и развитию субъектов ИПП (включая объединение усилий национальных и международных организаций) в Беларуси.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Малый бизнес – один из важнейших составляющих современной экономики. В европейских странах малый бизнес получил широкое распространение и на данный момент является приоритетным среди всех форм организаций.
Малый бизнес как приоритетная задача государства включает себя множество положительных моментов, такие как:
- решение экономических и социальных проблем;
- производство значительной части внутреннего валового продукта;
- разрешение актуальной проблемы безработицы посредством создания новых рабочих мест;
- мобилизация всех видов ресурсов и эффективное использование их по назначению;
- создание и внедрение новых проектов, которые ведут к повышению производства;
- максимизация прибыли предприятия;
- прирост дохода у населения;
- мобильность.
Однако малому бизнесу в Республике Беларусь приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса институциональных преобразований, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, многочисленные административные барьеры, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес является основой современной экономики. Он определяет конкурентные преимущества экономики рыночного типа придает требуемую гибкость рыночному механизму, формирует предпосылки для становления экономки, основывая, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основополагающих инноваций. Малые компании готовы результативно откликаться на отклонение потребительского спроса и за счет этого гарантировать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит значимый вклад в развитие конкурентной среды, что для нашей экономики имеет немаловажное значение.
Малый бизнес играет важную роль в экономической и социальной жизни многих развитых стран. Его широко поддерживает государство путем финансирования организаций, установления льготного налогообложения и других средств, способных стимулировать деятельность малого бизнеса.
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику страны очевиден. Однако наряду с положительными моментами деятельности данных субъектов хозяйствования существует множество нерешенных проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному их развитию.
Одним из основных направлений государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрение этапов развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет констатировать, что на современном этапе она состоит из следующих организаций:
˗ Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;
˗ центры поддержки предпринимательства;
˗ инкубаторы малого предпринимательства;
˗ учреждения финансовой поддержки предпринимателей.
1. Васильченко, А. О. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / А.О. Васильченко // Современные аспекты экономики. – Гомель: ПолесГУ, 2019. – №5. – 181-198 с.
2. Высоцкая, О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу/ О.А. Высоцкая. – Самара: Право, 2017. – 109 с.
3. Глебова, И.С. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства/ И.С. Глебова. - Казань: Издательский центр КГУ. 2015. – 401 с.
4. Гореико, Н.И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса/ Н.И. Гореико. – Москва: ИЦ научный центр «Диспут». 2017. – 257с.
5. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
6. Долгушина, В.А. Сущность и значение малого предпринимательства / В.А. Долгушина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015 - № 22. – С. 128.
7. Епифанова, Т. В. Экономические и социальные функции малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchet.rsue.ru/arxiv.php.
8. Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
9. Кастосов М. А. Малое и среднее предпринимательство (учебно-методическая разработка для студентов заочного отделения). — Национальный институт бизнеса. М., 2016. — 72 с.
10. Кошелева, Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie.malogopredprinimatelstva.
11. Кунин, В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства/ В.А. Кунин, Е.А. Александрова // Российское предпринимательство. – 2017. – №1 (2). – 36-43 с.
12. Левина Е.И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2009. №2. – С. 35-39.
13. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2016. – 701 с.
14. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь, 2019. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
15. Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/role.html.
16. Минеева, Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/biznes-inkubator-kak-odin-iz-naibolee-effektivnyh-instrumentov-podderzhki-i-razvitiyapredprinimatelstva.
17. Набатников, В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2016. – 256 с.
18. О государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2020–2022 годы: постановление Совета министров Респ. Беларусь от 29 января 2021 г. № 56. – 28 с.
19. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid.
20. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
21. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры: Указ Президента Респ. Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gknt.org. by/opencms/opencms/ru.
22. Отчет о реализации в 2020 году Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Респ. Беларусь» на 2016–2020 годы: Министерство экономики Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
23. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/prakt-recommend. –
24. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС, 2018. – 224 с.
25. Столяров А.В. Стратегия взаимодействия государства и малого предпринимательства как фактор экономического роста: Автореф. дисс. канд. экон. наук. – 08.00.05. – М., 2015. – С. 3.
26. Сычева, И.Н. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. – 242 с.
27. Туренко, Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/ Т.А. Туренко. - Иркутск: Известия. 2017. – 428с.
28. Филобокова, Л.Ю. Методологические подходы к оценке и управлению устойчивым развитием малого предпринимательства / Л. Ю. Филобокова // Журнал Государственный советник. - 2014 - №2 (6) – С. 65.
29. Хачароева, М.М. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы/ М. М. Хачароева. – Москва: Мир науки, 2015. – 253с.
30. Хусаинов М.К. Исследование зарубежного опыта финансирования и поддержки малого и среднего предпринимательства / М.К. Хусаинов, А.А..Исоков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – №2 – 2018 – с. 271-273.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Топ 7 видов экономической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Малое и среднее предпринимательство РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Малое и среднее предпринимательство РБ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты