Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы исследования социальной защиты населения
1.1 Понятие и критерии оценки социальной защиты населения
1.2 Основные направления социальной защиты населения
2 Социальная защита населения в Республике Беларусь
2.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь
2.2 Путина совершенствования социальной защиты Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономическое равновесие, достигаемое весьма не просто, однако это не конечная цель экономического общества. Экономика напрямую связана с социальной политикой государства, так как именно высокий уровень жизни населения является показателем экономического потенциала государства.
Нарушение устойчивости в социальной системе чревато самыми серьезными последствиями и для экономической системы, и для общества в целом.
Задачи соблюдения и обеспечения условий социальной и экономической устойчивости призваны решать социальная защита населения и экономическая безопасность государства. А при социальной ориентации экономической системы эти два направления взаимосвязаны между собой.
Социальная защита населения является одним из важнейших элементов в системе социального управления обществом и оказывает огромное влияние на и происходящие в обществе экономические и политические процессы.
Государству принадлежит ведущая роль в создании гарантий безопасности в социальной сфере, разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий с ориентированием на соответствующие приоритеты развития страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Именно с использованием инструментов государственного регулирования происходит развитие инфраструктурных отраслей экономики, нейтрализация негативных проявлений рыночного механизма в их проявлении, осуществление заботы о нуждающихся слоях населения, поддержка образования, культуры общества, здравоохранения, так как большинство социальных проблем не может быть решено в рамках саморегулирования. Стабильность общества при этом зависит от решения тех же социальных проблем, что является важным условием для обеспечения экономического роста. Эффективность социальной политики определяется, прежде всего, показателями уровня и качества жизни населения.
Проблемы обеспечения социальной защищенности населения Республики Беларусь как непременных условий ее развития привлекают к себе большое внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.
Об актуальности проблем социальной защиты в современном мире говорит тот факт, что данные направления пристально рассматриваются в рамках Совета Безопасности ООН.
Объект исследования – социальная защита населения.
Предмет исследования – механизм и основные направления развития социальной защиты Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть современное состояние политики социальной защиты населения в Республике Беларусь, а также предложить направления их совершенствования.
1 Теоретические основы исследования социальной защиты населения
1.1 Понятие и критерии оценки социальной защиты населения
Политика социальной защиты населения входит в структуру социальной политики и представляет собой систему принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан во ситуациях социального риска.
Поди социальным риском понимается риска возникновения во обществе обстоятельство, наносящих существенный ущербить гражданам под объективным, нет зависящим ото них причинах (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности из т.п.) [4, c.180].
Социальная защита (социальная помощь, социальная поддержка) - этот особый видак деятельности, имеющийся в качественно объекта своего воздействия человека, неспособного самостоятельно решаться жизненные проблемы, ад нередко житьё без посторонней помощи. Прежде всего, этот пожилые людишки (55/60-75 лета), престарелые (75-90 лета), долгожители (свыше 90 лета), инвалиды, детина из многодетных из неполных семейка.
Социальная защита во узком смысле, какао юридический тип деятельности, науке известна давность. Особенность широкое распространение социальная защита получила какао общественное движение.
Во 1947 году былой создано Международное обществовед социальной защиты приз Организации Объединенных Наций.
Во отличие ото довоенной концепции, которая социальную защиту ограничивала охраной общества посредством наказания за преступление, принятая ООН послевоенная доктрина представляла социальную защиту ужели как «предупреждение преступления из исправительное воздействие над преступника». Суть этих концепций – защита личности из общества ото преступных посягательство уголовно-правовыми из социальными (ресоциализация преступника) средствами.
Республиканец Беларусь располагает развитой системой социальной защиты населения, которая включает различного рода выплаты, пособия из трансферты. Расходы над различные социальные программы (за исключением выплата на образование из здравоохранение) составляют ст 2,1% ка ВВП по данным справочного материала.
Для осуществления политики социальной защиты во стране создана систематик социальной защиты, объединяющая систему конкретных форма и мера, которые обеспечивают поддержание жизнедеятельности малозащищенны группа населения из тех гражданин, оказывающихся во ситуации социального риска под обстоятельствам, которые ото них нет зависят.
2 Социальная защита населения в Республике Беларусь
2.1 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса [10, c.102].
Механизмы социальной защиты включают:
− обязательное социальное страхование;
− добровольное дополнительное и личное социальное страхование;
− государственную социальную помощь через предоставление пособий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;
− государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровительных услуг, жилья;
− услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).
Существует два основных инструмента социальной защиты населения –обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование в основном распространяется на население работодателя (это его предел), службы социальной помощи и другие категории населения. Только вместе эти две механики могут обеспечить общее воспроизводство населения.
Кроме того, разница между социальным страхованием и помощью связана с учетом разницы между финансовыми ресурсами (бухгалтерский учет) и неучетом социального риска (помощь): это вклад и поддержка работодателей и работников для страхования. Распределение бюджета в основном основывается на результатах налогообложения.
Рассмотрев две группы социальных выплат, можно установить следующие различия между ними (таблица 2.1):
Социальное страхование – это правовая, финансовая и организационная мера по предотвращению, снижению и компенсации определенных видов социальных рисков. Применимо к социальным работникам, характеру и продолжительности работы, условиям оплаты, а также сотрудникам компании или фрилансерам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита представляет собой систему принципов, нормативов и мера, используемых государством для создания из регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан во ситуациях социального риска. Республиканец Беларусь располагает развитой системой социальной защиты населения, которая включает различного рода выплаты, пособия из трансферты. Расходы над различные социальные программы (за исключением выплата на образование из здравоохранение) составляют ст 2,1% ка ВВП по данным справочного материала.
Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоевой населения; гарантия права над труд; регулирование занятости населения. Существуют следующие граждане, нуждающиеся в социальной защите населения: трудоспособные граждане во трудоспособном возрасте, во том числе, нетрудоспособные граждане в нетрудоспособном возрасте (инвалиды), лица старше трудоспособного возраста (пенсионеры), малообеспеченные лица, нуждающиеся в социальной помощи. Проблема социальной защиты наиболее остров проявляется во условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления из жизненного уровнять частично применяется индексация доходов, т.е. ихний увеличение под мере роста розничных цена. Изо средств государственного из местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия из выплаты.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Социальное страхование – это правовая, финансовая и организационная мера по предотвращению, снижению и компенсации определенных видов социальных рисков. Деятельность нашего государства в социальной сфере также направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. денежные доходы населения имеют положительную динамику. В 2020 году денежные доходы увеличились на 8529,7млн.руб., по сравнению с 2019 годом или на 10,4%. Так в 2020 году денежные доходы населения составили 90189 млн.руб., в то время как в 2016 году составили 58705, 4 млн.руб., то есть увеличение произошло на 31484 млн.руб. Социальные выплаты увеличиваются с каждым годом, в 2016 году они составляли 12840 млн. руб., а в 2020 году составили 17320 млн. руб., увеличение произошло на 4480 млн. руб., это связано с увеличением бюджета прожиточного минимума и увеличением бюджета социальной защиты населения.
1. Агаев, И.А. Особенности концепций национальной безопасности во современных условиях / И.А. Агаев // Российское предпринимательство. - 2016. - № 13 (259). - С.114-123.
2. Акулич, В.А., Сушкевич, Д.В. Мониторинг индикаторов экономической безопасности Республикой Беларусь / В.А. Акулич // Вестник БГЭУФ. - 2017. - №5. - С.11-24.
3. Бондарь, Н.Н. Совершенствование системы социальной защиты во Республике Беларусь // материалы II Междунар. научать.-практик. конфуз., Минский, 19-20 маяк 2009 г. Во 2 т. Т. 1. / В.Н. Шимов; М-воз образования Респект. Беларусь, УО «Белорусский гос. эконом. уник-т». -- Минский: БГЭУ, 2018. -- C. 60-61.
4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - Москва: Юрайту, 2010.- 535 с.
5. Экономическая теория: учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - Минск: Современная школа, 2015. - 640 с.
6. Экономическая безопасность: учеб. пособие / В.А. Богомолов. - Москва: Юнити-Дана, 2017. - 295 с
7. Васильева, Е.В., Макеева, Т.В. Экономическая теория: конспекту лекций / Е.В. Васильева. - Москва: ИНФРАкон-М, 2018. - 192 с.
8. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузовец / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питерец, 2015. - 376 с.
9. Касперович, С.А. Экономическая безопасность Республики Беларусь из ее ролька в обеспечении общественного благосостояния / С.А. Касперовичш // Экономика и управление. - 2019. - №7. - С.190-193.
10. Кислощаев, П.А. Экономическая безопасность: учеб. пособие / П.А. Кислощаев. - Чита, 2019. - 113 с.
11. Козловская, З.Н., Дадалко, С.В., Дадалко, А.В. Формирование баланса экономической безопасности в условиях открытости экономики Беларуси иностранным инвестициям / З.Н. Козловская. // Безопасность бизнеса. - 2015. - №4. - С.15-16.
12. Корейша, Е.Б. Совершенствование финансово - методического аспекта деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в целях повышения инвестиций в человеческий капитал работников // Сборник научных работ студентов Республики Беларусь «НИРС 2011». - Минск, 2016. - С. 404-408.
13. Кузнецова, Е.И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии / Е.И. Кузнецова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - № 7.
14. Макроэкономика: учеб. пособие / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО «Равноденствие», 2016. - 296 с.
15. Мясникович, М.В., Полоник, С.С., Пузиков, В.В. Управление системой обеспечения экономической безопасности / М.В. Мясникович. - Минск: ИООО «Право и экономики». - 2018. - 380 с.
16. Официальный сайт Фонда социальной защиты населения // Министерство труда и социальной защиты населения Ресублики Беларусь. – Режим доступа: https://www.ssf.gov.by/ru/budget-2019-ru/ .
17.Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения. – Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/Otchet-FSZN2020_4102/.
18. Программа содействия занятости и социальной защиты Республики Беларусь на 2021-2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2020 г. № 748. – Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/GP-sotszaschita-2021-2025.pdf.
19. Программа содействия занятости и социальной защиты Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2020 г. № 73. – Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/GP-2016-2020-07.12.2020.pdf.
20. Статистический ежегодник: Республика Беларусь. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. - 436 с.
21.Справочные материалы 2020// Социальная сфера Республики Беларусь в цифрах. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/add/centers_supporting/brochure.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты