Анализ конкурентной среды организации
МГОК (Минский государственный областной колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ конкурентной среды организации»
по дисциплине: «Маркетинг в отрасли экономики»
2021
45.00 BYN
Анализ конкурентной среды организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Маркетинг в отрасли экономики
Организация: Пинский мясокомбинат, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о прибылях и убытках 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бухгалтерский баланс 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бухгалтерский баланс 2019-2020гг.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты конкуренции и конкурентной среды организации
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Конкурентная среда организации и ее элементы
1.3 Методы оценки конкурентной среды организации
2 Анализ конкурентной среды организации ОАО «Пинский мясокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат»
2.2 Оценка конкурентной среды организации
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
3.2 Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения
Введение
Каждый субъект хозяйствования при его образовании активно функционирует на рынке производства товаров и рынке производства услуг и стремится добиться максимального уровня прибыли.
В качестве фактора, который оказывает влияние на уровень прибыли, выступает определение уровня конкурентоспособности на аналогичный товар или на услугу других производителей.
В научной литературе термин «конкурентоспособность» стал наиболее известным для употребления. Экономисты, представители бизнеса, а также политики широко используют термин «конкурентоспособности» в качестве показателя, необходимого для экономической интеграции в систему современного хозяйства. В рыночной экономике очевидно, что повышение уровня конкурентоспособности является необходимым условием для интеграции страны в экономику глобального назначения. Разработка концепции оптимизации конкурентной среды является ключевой задачей любого субъекта хозяйствования. Этим и представлена актуальность темы данной курсовой работы.
Объектом исследования выступает ОАО «Пинский мясокомбинат».
Предметом исследования выступает конкурентная среда ОАО «Пинский мясокомбинат».
Целью курсовой работы является проведение аналитических процедур конкурентной среды ОАО «Пинский мясокомбинат» и выявление мероприятий для её оптимизации.
С учетом цели, установленной в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты конкуренции и конкурентной среды организации;
– провести оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»;
– определить направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат».
В качестве теоретической основы для написания курсовой работы послужили данные теоретических исследований учёных в области экономики, менеджмента и маркетинга.
В качестве информационной базы исследования послужили данные финансовой и бухгалтерской отчётности ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2018-2020 гг.
В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: аналитического направления, методы анализа и синтеза, метод абсолютных и относительных разниц, метод дисконтирования, метод графического направления, SWOT-анализ и т. п.
1 Теоретические аспекты конкуренции и конкурентной среды организации
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция может возникать в том случае, когда на одном и том же рынке реализуется множество одинаковых по свойству и составу товаров. Сущность конкурентного соревнования (борьбы) заключается в том, чтобы улучшить или сохранить позицию субъекта хозяйствования на рынке товаров, на рынке продукции и на рынке услуг в зависимости от степени соответствия реальной потребности клиентов, а также по затратам на удовлетворение клиентских потребностей [1, c. 241].
Конкуренция – это механизм рыночного направления, который реализуется в формате взаимодействия субъектов рыночной экономики и соревнования между ними за более выгодные рыночные позиции или условия расположения капитала. Конкуренция в рыночных условиях способствует тому, что происходит формирование пропорций и экономических санаций [2, c. 21].
В качестве субъектов конкуренции выступает организация. Положение организации на рынке определятся уровнем конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – понятие сложного и разностороннего направления, которое включает в себя следующие составляющие деятельности субъекта хозяйствования:
• товар и его основные характеристики;
• качество, актуальность и технология организации;
• доступность товара для конечного потребителя.
Процесс исследования конкурентоспособности в качестве проблемы обобщенного экономического порядка предполагает к учёту следующие факторы:
• проведение количественной оценки объектов экономического направления в порядке носителей уровня конкурентоспособности и поддержания уровня конкурентоспособность в порядке субъективного направления;
• выбор универсального понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности»;
• определение уровня конкурентоспособности посредством использования результатов сопоставлений организаций-конкурентов и их продуктов;
• сопоставление объектов экономического направления в процессе проведения сравнительного анализа конкурентоспособности в целях удовлетворения требованиям полноты и требованиям корректности [3, c. 26].
В целях решения задач и управления конкурентным положением могут быть использованы следующие модели:
– матрица общего конкурентного направления;
– модель определения конкуренции конкурентов.
На основе исследования матрицы общего конкурентного направления было установлено, что преимущество конкурентов каждого субъекта хозяйствования обеспечивается посредством следования трем направляющим:
• лидерства продуктового направления;
• лидерства ценового направления.
2 Анализ конкурентной среды организации ОАО «Пинский мясокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский мясокомбинат»
Открытое акционерное общество «Пинский мясокомбинат» создано на основании решения Пинского районного исполнительного комитета от 20 декабря 2007 года № 1005 путем преобразования коммунального производственного унитарного предприятия «Пинский мясокомбинат», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 16 апреля 2001 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200301991, в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
КПУП «Пинский мясокомбинат» реорганизовано на основании решения Пинского районного исполнительного комитета от 30.05.2005г. № 274 путем присоединения к нему коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Невель», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 27.06.2001г. Общество является преемником прав и обязанностей КПУП «Пинский мясокомбинат» и коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Невель» в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать обществу.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать. С 27 апреля 2015 года акционерное общество входит в состав Управления делами Президента Республики Беларусь.
Фирменное наименование общества: полное - открытое акционерное общество «Пинский мясокомбинат», сокращенное - ОАО «Пинский мясокомбинат».
Место нахождения общества: г. Пинск, ул. Индустриальная, 1, Брестская область, Республика Беларусь.
Товарная политика открытого акционерного общества «Пинский мясокомбинат» направлена на выпуск мяса, субпродуктов, колбасных изделий и полуфабрикатов в объемах, способных удовлетворить потребности внутреннего рынка, а также осуществлять поставки на экспорт.
Собственная торговая сеть общества включает: 5 фирменных магазинов, 3 фирменных павильона и столовую на 96 посадочных мест. Объекты инфраструктуры на балансе предприятия: здравпункт, стоматологический кабинет.
Организационная структура ОАО «Пинский мясокомбинат» имеет линейно–функциональный вид (рисунок 2.1).
Основными недостатками линейно–функциональной структуры являются:
1) невосприимчивость к изменениям;
2) четко определенные системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления;
3) медленная передача и переработка информации;
4) замедление прогресса управленческих решений;
5) дублирование поручений.
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
В связи с проведенным во второй главе анализом, для организации может быть рекомендовано:
- создавать на новых рынках дилерскую сеть или осуществлять продажу через оптово-розничного дистрибьютора;
- повысить эффективность использования интернет-ресурсов предприятия, что может быть реализовано за счет передачи на аутсорсинг управления интернет-сайтом предприятия и его продвижением.
Можно сказать, что будет происходить совершенствование такого этапа маркетинговых исследований, как анализ полученной в ходе исследований информации.
В качестве компании-аутсорсера предлагается выбрать ООО «Омитекс» – ведущего отечественного аутсосрсера, сотрудничающего с десятками крупнейших предприятий Республики Беларусь и Российской Федерации.
На рисунке 3.1 представлен схематично процесс принятия решения о действиях в сфере администрирования интернет-рекламы и продвижения, который может применяться на ОАО «Пинский мясокомбинат» при собственной организации процесса, и возможный процесс в случае передачи управления сайтом на аутсорсинг.
Передача на аутсорсинг администрирования интернет-сайта ОАО «Пинский мясокомбинат» и осуществления мероприятий по продвижению и рекламе позволит предприятию:
- ускорить процесс принятия управленческих решений за счет более высокой квалификации специалистов аутсорсера, накопленного опыта и применения более передовых технологий, которые недоступны на ОАО «Пинский мясокомбинат»;
- снизить расходы на оплату труда и вытекающие расходы из содержание излишнего персонала, что в конечном итоге повлечет рост эффективности использования трудовых ресурсов и снижение затрат предприятия.
Выводы и предложения
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие заключения.
Анализ привлекательности отрасли показал, что ОАО «Пинский мясокомбинат» и ОАО «ЧУП «Стародорожский кооппром» разделили соперничество между собой. Это связанно со стабильностью спроса на выпускаемую ими продукцию и достаточно высоким уровенем конкуренции.
Балльная оценка основных элементов конкурентоспособности предприятия показала, что оценка ОАО «ЧУП «Стародорожский кооппром» выше ОАО «Пинский мясокомбинат» на 1 балл, чем. ОАО «Пинский мясокомбинат» уступает ОАО «Глубокский мясокомбинат», чья оценка составила 20 баллов.
Анализ конкурентной среды показал, что ОАО «Глубокский мясокомбинат» не уступает конкуренту ОАО «Пинский мясокомбинат».
ОАО «Пинский мясокомбинат» большое внимание уделяется качеству и конкурентоспособности продукции. Уровень конкурентоспособности ОАО «Пинский мясокомбинат» зависит от работы предприятия, продвижения товара и стимулирования продаж, рекламной деятельности.
По результатам SWOT-анализа на основе сильных и слабых сторон предприятия, а также угроз и возможностей были выявлены наиболее подходящие для предприятия стратегии.
Наиболее приемлемые стратегии – это стратегия №1 (Развитие собственной товаропроводящей сети. Совершенствование работы с поставщиками. Активная рекламная деятельность, продвижение сайта) и стратегия №2(Система скидок, как один из путей продвижения товаров на рынке. Совершенствование упаковки продукции. Открытие фирменных торговых магазинов).
В качестве направлений повышения конкурентоспособности ОАО «пинский мясокомбинат» выбраны следующие мероприятия:
- создание на новых рынках дилерской сети или осуществление продаж через оптово-розничного дистрибьютора;
- повышение эффективности использования интернет-ресурсов предприятия, что может быть реализовано за счет передачи на аутсорсинг управления интернет-сайтом предприятия и его продвижением.
При реализации первого мероприятия предприятие получит минимальный объем продаж на экспортном рынке при использовании оптового-розничного посредника: 250 тыс. руб. - минимальный объем продаж в Российскую Федерацию; 375 тыс. руб. - минимальный объем продаж в Республику Украину. За счет передачи на аутсорсинг процесса управления и продвижения интернет-сайта ОАО «Пинский мясокомбинат» сможет обеспечить экономию расходов по сравнению с теми же работами за счет собственных усилий на 5,92 тыс. руб. в год, то есть на равнозначную сумму увеличить годовую прибыль от реализации.
1. Баумгартен Л. В. Основы маркетинга гостиничных услуг: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Баумгартен. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 338 с.
2. Березовая Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для среднего профессионального образования / Л. Г. Березовая. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 477 с.
3. Берзин, И. Маркетинговый анализ / И. Берзин. – М.: КНОРУС, 2015. – 480 с.
4. Боголюбов В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 293 с.
5. Войцеховская, И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности / И. А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. – 2016. – №1
6. Вышегородский, Д. В. Анализ конкурентоспособности деятельности предприятия / Д. В. Вышегородский // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы: Сб. III Международной НПК. – 2019. – С. 129-132.
7. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габидова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
8. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2015. – 520 с.
9. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
10. Евсин, К. С. Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке на основе SWOT-анализа / К. С. Евсин // Современные проблемы и перспективы развития регионов: Сб. НПК. – 2017. – С. 143-145.
11. Жданова, Е. С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий / Е. С. Жданова // Журнал экономических реформ. – 2018. – № 1. – С. 44-49.
12. Купцова, К. В. Методы анализа конкурентоспособности организации / К. В. Купцова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: Сб. Международной НПК. – 2019. – С. 78-80.
13. Меркулов, И. С. Анализ подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» / И. С. Меркулов // Факторы успеха. – 2017. – № 2. – С. 57-60.
14. Морозов М. А. Экономика туризма: учебник для среднего профессионального образования / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 291 с.
15. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
16. Мотышина М. С. Менеджмент туризма: учебник для среднего профессионального образования / под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 282 с.
17. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. Монография / Ю.Б. Рубин. – М.: Маркет ДС, 2016. – 3-е изд. – 458 с.
18. Страданченкова, А. А. Применение SWOT-анализа для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия / А. А. Страданченкова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 206-208.
19. Халилов, М. М. У. Анализ конкурентоспособности методом многоугольника / М. М. У. Халилов // Экономика, бизнес, инновации: Сб. Международной НПК. – 2018. – С. 67-69.
20. Цикин, А. М. Анализ методологических подходов к оценке конкурентоспособности на различных уровнях / А. М. Цикин // Экономика. Бизнес. Банки. – 2018. – № 1. – С. 127-137.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о прибылях и убытках 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бухгалтерский баланс 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс 2017-2018гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бухгалтерский баланс 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты