Инвестиционная политика в Республике Беларусь и её роль развития в туризме
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инвестиционная политика в Республике Беларусь и её роль развития в туризме»
по дисциплине: «Экономика в сфере туризма»
2021
45.00 BYN
Инвестиционная политика в Республике Беларусь и её роль развития в туризме
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика в сфере туризма
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные документы, регулирующие и определяющие инвестиционную деятельность в Республике Беларусь.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1 Сущность инвестиционной политики государства
1.2 Роль инвестиционной политики в развитии туризма
1.3 Зарубежный опыт привлечения инвестиций в сферу туризма
2 Анализ влияния инвестиционной политики Республики Беларусь на развитие туризма
2.1 Анализ инвестиционной политики в Республике Беларусь
2.2 Состояние и проблемы развития экономики туризма
2.3 Оценка влияния инвестиционной политики Республики Беларусь на развитие туризма
3 Направления совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь в части развития туризма
3.1 Мероприятия по привлечению инвестиций с сферу туризма
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по привлечению инвестиций с сферу туризма
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики развитие туризма зависит от спроса и предложения на услуги с целью удовлетворения потребностей клиентов. Одним из условий расширения потребностей клиентов является вложение инвестиций в туристскую отрасль. Инвестиции являются составным звеном процесса удовлетворения общественных потребностей, необходимым для достижения рационального, экологически оправданного способа, пути производства источника удовлетворения потребностей
Инвестиционная деятельность в сфере туризма является одним из основных источников её финансирования. В настоящее время внимание привлекает такой аспект оценки инвестиционной деятельности предприятий туризма, как гостиничный бизнес, достаточно капиталоемкая часть туристской индустрии. Вместе с тем практически не изучены особенности комплексной оценки инвестиций на предприятиях туризма, будучи важным фактором развития цивилизации, который объединяет государства и континенты, нуждается в обоснованном, профессиональном и эффективном управлении инвестициями. Владение современными методами экономической оценки выбираемых решений, учитывающих особенности функционирования и развития предприятий туризма, необходимо для выработки правильной инвестиционной политики в этой сфере.
Так как инвестиции в туризме представляют собой процесс создания с помощью капитала новых туристских объектов, а также модернизацию или реконструкцию существующих, способных производить и оказывать определенные виды туристской продукции, то они обеспечивают процесс материализации идей по созданию новых туристских объектов, способных производить и оказывать туристские услуги в большем объеме при улучшении качества обслуживания туристов.
Таким образом актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в связи с повышением роли мирового туризма растет интерес к поиску путей эффективного развития туристической отрасли Республики Беларусь, как со стороны государства, так и со стороны частных предпринимателей. Создание условий для роста объемов инвестиций в туризме, стимулирование инвестиционной активности предпринимателей и формирование современных инвестиционных проектов являются основой для современного конкурентоспособного продукта. Повышение инвестиционной привлекательности туризма требует принятия индивидуальных мер для туристских территорий, включающих в том числе государственную поддержку планов развития туристских территорий.
1 Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1 Сущность инвестиционной политики государства
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 53-3, под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [11].
Инвестиции оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства. Рост производственных инвестиций приводит к повышению производительности труда и более полной загрузке производственных мощностей. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов и их рациональное использование являются долгосрочным фактором развития национальной экономики.
Государственная инвестиционная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельностью в стране. В экономической литературе встречается следующее определение инвестиционной политики государства: «это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и реализации задач социального развития» [3, с. 73].
Инвестиционная политика государства – это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса.
Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной деятельности, реализация государственных целевых комплексных программ строительства, обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений, а также существенное улучшение в социальной жизни общества страны.
2 Анализ влияния инвестиционной политики Республики Беларусь на развитие туризма
2.1 Анализ инвестиционной политики в Республике Беларусь
Разработку и реализацию инвестиционной политики в Республике Беларусь осуществляют основные органы госуправления страны такие, как Аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, а также все отраслевые министерства и ведомства Республики Беларусь по принадлежности.
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Государственная поддержка привлечения иностранных инвестиций оказывается в виде предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов, заключения инвестиционного договора, в форме концессий. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Вид, объем и продолжительность государственной поддержки, предоставляемой организациям, осуществляющих деятельность по внедрению новых и передовых технологий, определяются отдельно для каждого случая по решению Президента Республики Беларусь [7].
Республика Беларусь является частью Конвенции об урегулировании споров, связанных с инвестициями между иностранными государствами и гражданами (Вашингтон, 18 марта 1965 года), Сеульской конвенцией 1985 года о создании Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций, который также занимается урегулированием споров, связанных с инвестициями между государствами и иностранцами. иностранными инвесторами и иностранным страхованием.
В таблице 2.1 отобразим состав иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
Согласно данным таблицы 2.1, на территории Республики Беларусь присутствуют иностранные инвестиции, поступившие в реальный сектор экономики страны. Причем, выделяют прямые, портфельные и прочие иностранные инвестиции.
В 2019 году в сравнении с 2018 годом сократились прямые инвестиции на 15,27 %, портфельные и прочие инвестиции выросли в отчетном периоде на 71,79 % и 20,25 % соответственно. В 2020 году наблюдалось сокращение размера всех видов инвестиций: прямых – на 16,97 %, портфельных – на 28,36 %, прочих – на 3,52 %.
3 Направления совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь в части развития туризма
3.1 Мероприятия по привлечению инвестиций с сферу туризма
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности в Республике Беларусь является необходимым условием стабильного функционирования экономики. Масштаб, структура и эффективность управления инвестициями во многом определяют результаты, достигнутые на различных уровнях экономической системы, состояние и перспективы развития, конкурентоспособность национальной экономики. В свою очередь, инвестиции играют важную роль в интернационализации и глобализации глобальных экономических отношений. Они являются фактором ускорения технического и экономического прогресса, получения доступа к новейшим технологиям и приемам, а также передовым методам организации и управления производством. Выходить на рост инвестиционной активности внутри страны нужно путем привлечения внешних инвестиций. Приход иностранных инвестиций позволяет организовать производство новых товаров и открыть для белорусской продукции новые рынки сбыта. В сочетании это позволит повысить конкурентоспособность национальной экономики и создать основу для устойчивого экономического роста. Однако, чтобы привлечь иностранные инвестиции в страну, необходимо создать благоприятную деловую среду. Нужно менять оборудование на более новое и модернизированное, необходимо инвестиции вкладывать в инновации.
На современном этапе для улучшения инвестиционной привлекательности страны и повышения эффективности привлечения и использования прямых иностранных инвестиций можно предложить реализацию следующих направлений и механизмов развития инвестиционной деятельности:
- стимулирование локализации в Беларуси производственных цепочках крупных международных компаний на территории свободных экономических зон и создание кластеров. В стране существует ряд отраслей и секторов с высоким потенциалом в плане расширения экономических операций с зарубежными фирмами (автомобилестроение, химическая промышленность, агропромышленный комплекс, легкая промышленность, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, IT-сектор, инженерная и транспортная инфраструктура, исследования и разработки и др.);
- наряду с выработкой четкой стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций на отраслевом уровне необходимо кардинально пересмотреть политику стимулирования привлечения иностранных инвестиций в регионы республики, так как основная масса инвестиций поступает в столичный регион.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиционная политика государства — это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса. Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной деятельности, реализация государственных целевых комплексных программ строительства, обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений, а также существенное улучшение в социальной жизни общества страны.
Государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
Осуществляя реализацию инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций: установочную (целеполагающую); мобилизующую; стимулирующую; контролирующую. Стратегия развития инвестиционной политики государства является частью общей стратегии экономической системы, если она предусматривает для достижения своих целей использование инвестиций, т.е. осуществление инвестиционной деятельности. Инвестиционную стратегию можно определить как формирование долгосрочных целей инвестиционной деятельности экономической системы и поиск путей их достижения.
В 2019 году в сравнении с 2018 годом сократились прямые инвестиции на 15,27 %, портфельные и прочие инвестиции выросли в отчетном периоде на 71,79 % и 20,25 % соответственно. В 2020 году наблюдалось сокращение размера всех видов инвестиций: прямых – на 16,97 %, портфельных – на 28,36 %, прочих – на 3,52 %.
Из Республики Беларусь за рубеж также поступают прямые, портфельные и прочие инвестиции. В 2020 году сократился размер прямых инвестиций на 17,72 %, а также прочих инвестиций – на 50,02 %. Основу инвестиций из Республики Беларусь составляют прямые инвестиции, доля которых колеблется от 88,73 % до 93,80 %. В анализируемом периоде объем иностранных инвестиций в Республику Беларусь стабильно превышает объем инвестиций Республики Беларусь в экономику зарубежных стран.
1. Авдеева, Е. А. Отечественный и зарубежный опыт привлечения инвестиций в туристскую сферу на местном уровне / Е. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 132-134.
2. Ахтямова, Е. В. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. канд. юрид. наук / Е. В. Ахтямова. – Краснодар, 2017. – 37 с.
3. Болодурина, М. П. Инвестиции : учебное пособие / М. П. Болодурина. — Оренбург : ОГУ, 2017. — 351 с.
4. Бурмистрова, Т.В. Формирование инвестиционной политики на разных уровнях управления: курс лекций / Т.В. Бурмистрова, Н.С. Резникова // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №1. – С.117-128.
5. Вахрин П. И. Инвестиции : учеб. / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и Ко, 2015. — 380 с.
6. Вдовин, С. М. (канд. экон. наук; проф.). Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона[Текст] / С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, В. И. Маколов// Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 9. - С. 24-31
7. Государственная инвестиционная программа на 2021 год: денег хватит не всем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/gosudarstvennaya-investicionnaya-programma-na-2021-god-deneg-hvatit-ne-vsem.
8. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2021-2025 гг.: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 янв. 2021 г., № 58 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2016. – 632 с.
10. Евсеев, Е.Б., Филипенко, В.С. Тенденции развития туризма в Республике Беларусь / Е.Б. Евсеев, В.С. Филипенко // Туризм и гостеприимства. – 2017. - № 1. – С. 17-22.
11. Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» от 12 июля 2013 года № 53-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053.
12. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции : учеб. пособие / Л. А. Зубченко. — М. : Книгодел, 2016. — 160 с.
13. Котонос, В.А. К вопросу о проблеме развития въездного туризма на территории Республики Беларусь / В.А. Котонос // Проблемы и пути социально-экономического развития: статья в сборнике трудов конференции. – Минск, 2017. – С. 33-36.
14. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Статистика. Туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/turizm/graficheskiimaterial_15/turistov_i_ex_otpravlennyh/.
15. Муха, Д. В. Влияние экономических и институциональных факторов на привлечение прямых иностранных инвестиций / Д.В. Муха // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 40-50.
16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/ Natsio nalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Bela rus-na-period-do-2030-goda.pdf.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
18. Поплыко, В.И. Оценка инвестиционной привлекательности региона (На примере Республики Беларусь)// Большая Евразия: Развитие, безо-пасность, сотрудничество. Ежегод-ник. Вып. 2. Ч. 1 /РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2019. с.623-627
19. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Ukaz-292--1.pdf.
20. Севрюков, И.Ю. Рынок туристских услуг: современное состояние и тенденции развития / И.Ю. Севрюков // Экономика: теория и практика. – 2017. - № 4. – С. 43-48
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные документы, регулирующие и определяющие инвестиционную деятельность в Республике Беларусь.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты