Введение
В наше время изучение иностранного языка является популярным среди людей разных возрастов и стран мира. Изучение иностранного языка с целью коммуникации с людьми из разных стран – первоочередная причина, по которой люди изучают иностранный язык. Люди изучают языки при помощи различных способов – курсов, дополнительных занятий, самостоятельной работы. Однако первостепенные знания иностранного языка они получают в ещё образовательной школе. По этой причине важной задачей каждого преподавателя иностранного языка является дать тот максимум знаний, заложить прочную основу, благодаря которой каждый обучающийся сможет освоить иностранный язык и с лёгкостью в дальнейшем применять его в общении.
Роль письменной речи в обучении иностранному языку является высокой в связи с тем, что в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. просто необходимо обладать навыками письменной речевой деятельности.
В данной курсовой работе будет рассмотрен вопрос об обучении письменной речи на старшем этапе обучения.
Наряду с простейшими навыками письменной речи, такими как заполнение анкеты, написание письма, краткое изложение содержания прочитанного и прочее, от учащихся требуется умение рассказывать об отдельных фактах/событиях, уметь выражать свои суждения и чувства, отношение к определённой ситуации и т.д. Таким образом, учитель должен готовить учащихся к созданию письменных сообщений с очень разной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой.
Учитель самостоятельно ищет пути эффективного обучения письменной речи. Прежде всего, перед ним стоит вопрос о том, как организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик был в нем активным деятелем. Не просто складывал буквы в слова, слова – в предложения, не просто писал ответ на заданную учителем тему, а пытался бы найти средства для выражения собственной мысли, индивидуальность своего самосознания, высказывал свою точку зрения.
Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.
Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт
1 Письменная речевая деятельность как форма письменного общения
Обучение письменной речи на иностранном языке как в отечественной, так и в зарубежной методиках, долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и, соответственно, не было отражено в учебно-методических пособиях по иностранному языку.
Профессиональные лингвисты обозначают различия между понятиями письмо и письменная речь.
Письмо представляет собой продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного текста [1]. Письмо характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.
Письменная речь необходима для коммуникации во всех функциональных сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма). Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации литературного языка. Не случайно эти функциональные стили называют книжными.
Обучение письму – это изучение орфографии и графического изображение печатных и прописных букв, для развития навыков и накопления знаний при освоении иностранного языка. Также, при изучении иностранного языка, обучение письму является тем предметом в программе, который единовременно развивает и устную речь и чтение и способствует лучшему запоминанию материала.
Обучение письменной речи – это обучение грамотному выражению мыслей на иностранном языке [3].
Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь –
2 Обучение письменной речи на старшей ступени изучения иностранного языка
Под старшим школьным возрастом подразумевается возраст 15-16 лет – 10-11 классы соответственно. Для учителя и самого ученика основная задача этого возраста – сформировать психологическую готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению, оно включает систему мировоззрения и ценностных ориентаций, явно выраженную профессиональную ориентацию и интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания.
Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основании стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания. Существует другой подход к возрастной периодизации, а именно, деятельностный.
Старший школьный возраст – это возраст существенных качественных сдвигов в личностном развитии в целом, и, основываясь на этом, можно полагать, что он характеризуется качественными изменениями и в коммуникативной деятельности [3].
В сфере речевого развития старший школьный возраст – это возраст общей культуры речи. Причем, в этом возрасте письменная речь уже может опережать развитие устной. В сочинениях старшеклассников отмечено совершенствование самостоятельности рассуждений, увеличение количества микротем и их языковая и смысловая насыщенность.
Совершенствуется морфология, синтаксис и стилистика речи, связность, цельность, контекстность письменного высказывания. В целом речь старшеклассника становится более литературной, точной, богатой новыми словами. Часто по форме она оказывается более совершенной, чем по содержанию.
В соответствии с тем, что ведущим видом деятельности старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность, обучение иностранному языку на этой ступени должно быть профессионально-ориентированным на формирование конкретных коммуникативных умений, например, реферировать, аннотировать, комментировать, переводить иностранный текст в различных условиях устного и письменного общения. Первостепенной задачей на этой ступени является развитие практически необходимых для человека умений работать с иноязычным сообщением.
Цель старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях), реализуется
3 Информационные технологии в обучении письменной речи на старшем этапе обучения иностранному языку
В настоящее время актуальным является вопрос о применении современных информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, письменной речи, а также в обучении
Заключение
Письмо – это продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний. При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами.
В процессе письма наряду с кратковременной и долговременной памятью функционируют и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.
Психофизиологической основой письменной речи как деятельности является взаимодействие двигательного, зрительного и слухоречемоторного анализаторов.
Как и любой другой вид речевой деятельности, письменная речь характеризуется трехчастностью. Ей присущи побудительно-мотивационная побуждающая, аналитико-синтетическая формирующая и исполнительная результирующая части.
Побудительно-мотивационная часть основывается на общей потребности человека в коммуникации. В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание. В письменной речи эта часть деятельности представлена в виде свернутых, внутренних умственных действий по составлению письменного речевого текста и является орудием осуществления мысли. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализация плана реализуется в фиксации продукта письменной речи – письменного текста – графическим способом.
Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т. е. использовать письмо как средство общения.
Старший школьный возраст – это возраст существенных качественных сдвигов в личностном развитии в целом, и, основываясь на этом, можно полагать, что он характеризуется качественными изменениями и в коммуникативной деятельности.
По окончании обучения уровень развития коммуникативной компетенции в области письменной речи должен обеспечить более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профессионально ориентированной и самообразовательной деятельности.
При коммуникативном подходе к обучению иностранной письменной речи роль преподавателя заключается в мотивировании обучающихся к творческой работе, в ознакомлении их с различными стратегиями и приемами работы, а также редактировании собственных текстов.
1. Усачёв, В.А. Обучение письму как одно из средств овладени иностранным языком / В.А. Усачёв. – URL – http://www.rusnauka.com/4_SND_2009/Pedagogica/40319.doc.htm – Дата доступа: 4.01.2016.
2. Бим, И.Л., Каменецкая, Н.П., Миролюбов, А.А. О преподавании иностранных языков на современном этапе / И.Л. Бим, Н.П. Каменецкая, А.А. Миролюбов. – М.: Русский язык, 1995. – 288 с.
3. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 87 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
5. Грибанова, К.И. Обучение письменной речи на начальном этапе / К.И. Грибанова. – М.: Высш. школа, 1982. – 255 с.
6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. / Н.Д. Галазькова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 345 с.
7. Сысоева, Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранному языку / Е.Э. Сысоева. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с.
8. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. –М.: Просвещение, 1969. – 258 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
10. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Академия педагогических наук, 1958. – 347 с.
11. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. –Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1974. – 164 c.
12. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М.: Советская Энциклопедия, 1969. – 608 с.
13. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 318 с.
14. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Высш. школа, 1982. – 470 с.
15. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Академия, 2000. – 389 с.
16. Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя ин. языка: справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. – М.: Высш. школа, 2004. – 320 с.
17. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова – М.: Просвещение, 1991. – 257 с.
18. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному яз,ыку в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 387 с.
19. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 280 с.
20. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. – 245 с.