Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы профилактики противоправного поведения учащихся подросткового возраста
1.1 Проблема профилактики противоправного поведения личности в психолого-педагогической литературе
1.2 Противоправное поведение подростков: сущность, причины и факторы возникновения
Глава 2 Пути взаимодействия семьи и школы в профилактике противоправного поведения учащихся подросткового возраста
2.1 Роль семьи в профилактике противоправного поведения учащихся подросткового возраста
2.2 Современные методы и формы совместной профилактической работы школы и семьи в предупреждении противоправного поведения подростков
Заключение
Список использованных источников
ВведениеПротивоправное поведение подростков – актуальная и сложная социально-педагогическая проблема. В современных условиях на жизнедеятельность и взросление ребенка оказывают влияние различные негативные факторы, причины и условия внешнего и внутреннего характера. Действие которых усиливается тем, что они накладываются на кризис подросткового возраста.
Подростковый возраст (11 − 15 лет) традиционно считается самым трудным из детских возрастов, так как в этот период осуществляется переход от детства к взрослости [4, с. 213]. В этом возрасте некоторые особенности физического, нравственного, интеллектуального, психического развития при определенных социальных условиях могут способствовать совершению подростками различных правонарушений. Такими условиями могут стать семейное неблагополучие, низкий уровень педагогических знаний родителей, кризис идеалов и ценностей неформальных групп, провоцирующее влияние информационных потоков со стороны средств массовой информации, интернета и прочее. Наличие определенных факторов, причин и условий, детерминирующих противоправное поведение детей и подростков, не означает фатальной неизбежности совершения ими правонарушений. Все эти причины и условия в определенной степени подлежат урегулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в решении данной проблемы приобретает профилактика противоправного поведения несовершеннолетних [11, с. 22].
За последние годы предпринимаемые государством усилия по предупреждению противоправного поведения детей и подростков позволили несколько снизить уровень криминальной активности несовершеннолетних. Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в стране зарегистрировано снижение уровня преступности на 13,3%.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы профилактики противоправного поведения учащихся подросткового возраста
1.1 Проблема профилактики противоправного поведения личности в психолого-педагогической литературе
Проблема противоправного поведения несовершеннолетних всегда актуальна, так как она касается судеб подрастающего поколения. От того, как эта проблема решается в настоящее время, во многом зависит состояние нашего общества в будущем.
Сложные социально-экономические условия, размытость нравственно-правовых ориентиров, педагогическая неграмотность родителей, педагогические просчеты и ошибки в работе с трудными детьми − все это создает предпосылки для развития противоправного поведения детей и подростков [20, с. 21].
Для организации социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений необходимо знать механизм противоправного поведения, то есть все причины и условия, которые привели подростка к совершению правонарушения [19, с. 63]. «Важно изучить личность несовершеннолетнего правонарушителя и выявить внешние и внутренние факторы, которые оказывают влияние на совершение им противоправных действий, − пишет И.А. Царик, − нужно выяснить, какие моменты могут стать пусковыми механизмами превращения подростка в трудного» [20, с. 21].
Различные аспекты профилактики противоправного поведения подростков рассмотрены в работах Е.К. Погодиной, В.В. Мартыновой, Г.Ф. Бедулиной, О.В. Равковской, М.Е. Папок и многих других. В исследованиях И.А. Царик, А.В. Торховой и других ученых решение проблемы предупреждения и профилактики противоправного поведения учащихся видится в тесной взаимосвязи с нравственным и правовым воспитанием, а также повышением уровня их правовой культуры.
[...]
Глава 2 Пути взаимодействия семьи и школы в профилактике противоправного поведения учащихся подросткового возраста
2.1 Роль семьи в профилактике противоправного поведения учащихся подросткового возраста
Одним из внешних условий, крайне пагубно сказывающимся на формировании личности подростка, является семейное неблагополучие. Оно проявляется в алкоголизме и пьянстве родителей, безнравственных взаимоотношениях в семье, конфликтах, непринятии ребенка, жестоком обращении с ним, безнадзорности и другое. При непринятии ребенка, лишении его родительской любви и попечения в психике на бессознательном уровне формируются тревожность, неуверенность, ощущение агрессивности окружающего мира. Подросток усваивает отрицательные образцы поведения своих родителей, переживает неблагоприятную ситуацию, сложившуюся дома, страдает от отчуждения и насилия. Такая ситуация создает дополнительную нагрузку на его неокрепшую психику. Отсюда жестокость по отношению к слабым, побеги из дома, искажение нравственности [19, с. 63].
Криминогенные последствия также имеет семейное воспитание, направленное не на нравственное, правовое становление личности, а на удовлетворение любых потребностей, капризов и тому подобное, отсутствие приучения ребенка к выполнению обязанностей, соблюдению правил поведения [20, с. 21].
Как правило, семейное неблагополучие усугубляется неблагоприятным положением подростка в школе. Учителя по отношению к детям из неблагополучных семей занимают негативную позицию. Чтобы оправдать свое неумение и педагогическое бессилие они закрепляют за такими учащимися ярлык «трудный», «трудновоспитуемый». Все попытки учителей справиться с их неуспеваемостью и недисциплинированностью сводятся к методам «негативного стимулирования», что не только не приносит положительных результатов, но еще больше настраивает подростков против школы и учебы.
[...]
Заключение
Противоправное поведение подростков – актуальная социально-педагогическая проблема. Оно имеет сложную природу и обусловлено различными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Профилактика противоправного поведения подростков должна быть направлена на все группы факторов, которые его формируют.
Анализ научной литературы позволил раскрыть теоретические аспекты профилактики противоправного поведения подростков. Профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении. При осуществлении профилактической работы необходим индивидуальный подход к каждому подростку, учет особенностей личности и причин неблагоприятной жизненной ситуации. Профилактическая работа должна быть направлена на формирование социально ценного поведения и личностных качеств, согласовывающихся с нормами общественной жизни.
Семья – это мощнейший механизм становления личности подростка, накопление им социального опыта. Современные семьи отличаются по структуре, укладу, типу детско-родительских отношений, методам воспитания. Все это непосредственно влияет на подростка, на то насколько успешным будет социальное становление личности подростка. Так, семья является социальным институтом, который оказывает решающее воздействие на формирование вступающего во взрослую жизнь человека. Фактически семья является первым местом, где подросток учится жизни в обществе, где получает поддержку и помощь.
1. Администрация Октябрьского района г. Могилева. Сайт доступа: https://octmogilev.gov.by/content/view/1867/79/
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. – 216 с.
3. Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Сайт доступа: https://ipsy.bspu.by/news/universitet/ceminar-praktikum-profilaktika-deviantnogo-povedeniya-sredi-detei-i-podrostkov
4. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 319 с.
5. Гордеева, И.В. Профилактика правонарушений среди школьников: педагогический аспект / И.В. Гордеева // Вестник МГПУ имени И.П. Шамякина. – 2013. − №2. – С. 51 – 56.
6. Государственное учреждение образования Социально-педагогический центр Молодечненского района. Сайт доступа: https://spc.uomrik.gov.by/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8/document-37633.html
7. Государственное учреждение образования Средняя школа № 23 г. Бреста имени Героя Советского Союза П.М. Гаврилова. Сайт доступа: https://sch23.brestgoo.gov.by/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0/%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80
8. Гуров, Д.В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел: автореф. / Д.В. Гуров. // Ставроп. гос. ун-т − 2004. − 22 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
10. Кодекс Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-З).
11. Мартынова, В.В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждения общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
12. Методические рекомендации по организации деятельности социально-педагогической и психологической службы в учреждениях общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=14281.
13. Набойченко, Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография / Е.С. Набойченко. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. – 285 с.
14. Невский, И.А. Трудный успех: из опыта работы / И.А. Невский. – М.: Просвещение, 1981. – 125с.
15. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т.В. Ничишина. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 248 с.
16. Равковская, О.В. Как предотвратить правонарушения и преступления среди подростков / О.В. Равковская // Народная асвета. – 2017. − №10. – С. 29 – 31.
17. Стуканов, В.Г. Социальная профилактика правонарушений и правовое воспитание граждан: состояние, проблемы, задачи / В.Г. Стуканов // Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь. – 2017. − №2. – С. 85 – 98.
18. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Национальный институт образования, 2009. – 120 с.
19. Федорова, Г.Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его профилактики / Г.Г. Федорова // Народное образование. – 2017. −№4. – С. 61 – 69.
20. Царик, И.А. Воспитательная работа школы по предупреждению и преодолению противоправного поведения учащихся: целевые ориентиры, концептуальные подходы, содержание / И.А. Царик. // Педагогическая наука и образование Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. – 2008. − №8. – С. 41 – 49.
21. Царик, И.А. Формирование правовой культуры школьников в процессе гражданского воспитания / И.А. Царик. // Адукацыя i выхаванне. – 2008. − №5. – С. 3 – 9.
22. Шерайзина, Л.О. Школа правового просвещения: учеб.-метод. пособие / Л.О. Шерайзина, О.В. Глухова, Л.А. Силюк; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2017. – 285 с.