Брокеры и дилеры, их функции, особенности деятельности в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Брокеры и дилеры, их функции, особенности деятельности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Деятельность участников рынка ценных бумаг»
2021
45.00 BYN
Брокеры и дилеры, их функции, особенности деятельности в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Деятельность участников рынка ценных бумаг
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Понятие брокеров и дилеров как фондовых посредников, их функции и роль
2 Организация и анализ деятельности брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг в Республике Беларусь
3 Проблемы и перспективы развития деятельности брокеров и дилеров в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность. Для функционирования рынка необходимы продавцы, покупатели и посредники, представляющие интересы покупателей и продавцов на рынке. Брокеры и дилеры выступают посредниками на рынке ценных бумаг.
Посредническая деятельность – это деятельность по обеспечению взаимосвязи поставщиков потребителей капитала на рынке ценных бумаг, а так же по их обслуживанию. Посредники на рынке ценных бумаг представляют интересы клиентов при заключении договоров купли-продажи ценных бумаг или совершении с ними других гражданско-правовых сделок. Таким образом, фондовые посредники – это юридические и (или) физические лица, которые способствуют взаимодействию инвесторов и эмитентов, другими словами, переливу денежных средств от их первичных владельцев к конечным пользователям.
Как правило, посредническая деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется на профессиональной основе. Это означает, что компании, осуществляющие посредническую деятельность, имеют соответствующую лицензию, а сотрудники этих компаний являются аттестованными специалистами.
Посредничество на профессиональной основе представляет собой специализированную деятельность по перераспределению денежных ресурсов посредством ценных бумаг, которая ведется, как правило, на исключительной или преимущественной основе.
Брокер – профессиональный участник финансового рынка, деятельность которого подлежит обязательному лицензированию. Ключевая задача таких посредников состоит в оказании помощи как продавцам, так и покупателям финансовых инструментов в осуществлении сделок на финансовом рынке. Брокер участвует в заключении сделок в качестве поверенного (на основании договора-поручения от клиента) или в качестве комиссионера.
Дилер также признаётся профессиональным участников финансового рынка. Главная задача посредника – купля-продажа финансовых инструментов от своего имени и за свой счет с целью получения дохода от разницы в ценах. Дилер должен публично объявлять цены покупки и продажи определенных финансовых инструментов с обязательством совершения сделок по объявленным ценам.
1 Понятие брокеров и дилеров как фондовых посредников, их функции и роль
Состав участников рынка ценных бумаг зависит от различных факторов, в частности, от уровня развития и структуры финансового рынка, уровня доходов граждан и страны, степени вмешательства государства в экономическую сферу.
Взаимодействие участников фондового рынка определяется интересами его главных действующих лиц – эмитента, инвестора и государства. Каждый из участников, вступая на рынок, преследует свои цели и вступает во взаимоотношения с другими участниками рынка. Эмитент, выпуская ценные бумаги, желает приобрести наиболее дешевые финансовые ресурсы для своей финансово-хозяйственной деятельности, аккумулируя средства инвесторов, что определяет взаимоотношения эмитента с инвестором. При этом эмитенту необходим учет всех своих инвесторов (прав собственности): таким образом он вступает в отношения с реестродержателем (регистратором), который на основе договора с эмитентом ведет учет в соответствии с требованиями, установленными государством. Необходимость ведения реестра вытекает из анализа взаимоотношений: «государство – эмитент», «государство – инвестор» и «эмитент – инвестор» [17, c. 84 ].
Взаимоотношения эмитента с государством обусловлены следующим: государство в законодательном порядке определяет порядок эмиссии, условия обращения и учета ценных бумаг, налогообложение по операциям с ценными бумагами, контролирует сбор налогов и обеспечивает соблюдение прав инвесторов. Инвестор, вступая на рынок ценных бумаг, заинтересован в размещении временно свободных средств при условии сохранения вложенной суммы и получения дополнительного дохода через определенный период времени.
Отношения «эмитент – инвестор» заключаются в аккумуляции эмитентом средств инвестора и выплате инвестору дивиденда (дохода).
Взаимоотношения «государство-инвестор» зависят от функций государства в инвестиционном процессе: контроль и обеспечение государством прав инвестора, контроль соблюдения инвестором законодательства и др.
Вступая в отношения с эмитентом и государством, инвестор соответственно вступает в отношения с профессиональными участниками фондового рынка, которые обеспечивают хранение и учет ценных бумаг, ведение портфеля инвестора, взаимодействие инвестора с другими профессиональными участниками на основе договора с инвестором, обеспечивая таким образом соблюдение интересов инвестора на фондовом рынке и др. Необходимость депозитарного учета вытекает из взаимоотношений «профессиональный участник – инвестор» и «профессиональный участник - профессиональный участник».
2 Организация и анализ деятельности брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг в Республике Беларусь
Брокерская деятельность в Республике Беларусь регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 05.01.2021. № 95), Инструкцией о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.08.2016 № 76, в (в ред. постановлений Минфина от 25.05.2018 № 38) и иными нормативными документами.
Согласно Закону «О рынке ценных бумаг», брокерская деятельность – совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента либо от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров поручения или комиссии с клиентом. При этом указанные сделки с ценными бумагами в торговой системе фондовой биржи профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, вправе совершать только на основании договоров комиссии. К таким договорам поручения и комиссии применяются положения гражданского законодательства Республики Беларусь о публичном договоре.
Во исполнение договора поручения или комиссии брокер может совершать сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента на неорганизованном рынке, во исполнение договора комиссии - на организованном рынке.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.
Брокер обязан выполнять поручения клиента в порядке их поступления в полном соответствии с полученными указаниями клиента. Сделки с ценными бумагами, совершаемые брокером по поручению и в интересах клиента, подлежат первоочередному совершению по сравнению со сделками, совершаемыми профессиональным участником рынка ценных бумаг в рамках дилерской деятельности (при совмещении брокерской и дилерской деятельности).
Согласно Инструкции о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам брокер имеет право [6]:
- совершать сделки со всеми видами ценных бумаг, в том числе сделки РЕПО, в соответствии с законодательством;
- до совершения сделок с ценными бумагами размещать текст предложения о покупке ценных бумаг, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах, и (или) объявлять о продаже ценных бумаг клиента.
3 Проблемы и перспективы развития деятельности брокеров и дилеров в Республике Беларусь
Отрицательными факторами, сдерживающими развитие деятельности брокеров и дилеров в Республике Беларусь, выступают общие проблемы рынка ценных бумаг: небольшое количество профессиональных участников рынка; недостаточное развитие необходимой инфраструктуры фондовой торговли (в первую очередь, низкая информированность участников рынка); значительный уровень инфляция и невозможность его прогнозирования на будущее.
По мнению специалистов, не последнюю роль в данном вопросе играет отсутствие опыта проведения операций у субъектов хозяйствования и населения на рынке ценных бумаг. На активности рынка государственных ценных бумаг негативным образом отражается неразвитость вторичного рынка, связанная с преобладанием государственной формы собственности, что, в свою очередь, сдерживает инвесторов. Кроме того, неразвитость вторичного рынка ценных бумаг не позволяет определить реальные рыночные цены, на находящиеся в обращении ценные бумаги.
В деятельности ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» можно сформулировать следующие проблемы: жесткий контроль со сторон государства не позволяет достаточно свободно перемещаться капиталу; тяжелый доступ физических лиц к инструментам рынка ценных бумаг; низкий уровень объёмов торгов на вторичном рынке акций; низкая ликвидность корпоративных облигаций; сложный выход небольших компаний на рынок ценных бумаг; дублирование законодательства неразвитость срочного рынка.
В 2020 г. работа Департамента по ценным бумагам в области совершенствования законодательства, регулирующего правовые основы деятельности брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг, была направлена на выполнение Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2020 г. № 143 (подпрограмма 4 «Эффективное функционирование рынка ценных бумаг»), завершение реализации Стратегии развития финансового рынка до 2020 года.
Особое внимание уделено анализу практики правоприменения норм, регламентирующих порядок эмиссии ценных бумаг, совершения сделок с ценными бумагами и осуществления профессиональной деятельности, допуска иностранных ценных бумаг к размещению и обращению, а также квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг на территории Республики Беларусь.
В целях реализации стратегических задач по развитию деятельности брокеров и дилеров, закрепленных в программных документах, Департаментом продолжена работа над проектом Указа Президента Республики Беларусь (далее – комплексный проект Указа), предусматривающим внедрение в практику новых видов финансовых инструментов, а также упрощение условий допуска к участию к торгам на фондовой бирже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Посредническая деятельность – это деятельность по обеспечению взаимосвязи поставщиков потребителей капитала на рынке ценных бумаг, а также по их обслуживанию. Профессиональными посредниками на рынке ценных бумаг являются: брокеры, дилеры, доверительные управляющие.
Брокер – профессиональный участник финансового рынка, деятельность которого подлежит обязательному лицензированию. Ключевая задача таких посредников состоит в оказании помощи как продавцам, так и покупателям финансовых инструментов в осуществлении сделок на финансовом рынке. Брокер участвует в заключении сделок в качестве поверенного (на основании договора-поручения от клиента) или в качестве комиссионера (на основе договора комиссии).
Дилер также признаётся профессиональным участников финансового рынка. Главная задача посредника – купля-продажа финансовых инструментов от своего имени и за свой счет с целью получения дохода от разницы в ценах. Дилер должен публично объявлять цены покупки и продажи определенных финансовых инструментов с обязательством совершения сделок по объявленным ценам (объем сделок также оговаривается в предложении).
Роль финансовых посредников на рынке ценных бумаг чрезвычайно важна. Они обеспечивают стабильное финансирование важнейших общественных нужд, экономят существенные средства и тем самым ускоряют развитие производства. Они обеспечивают дополнительный доход значительной массы людей, избавляя их при этом от непосредственных рисков производства, организации нового дела и т. д.
Брокерская и дилерская деятельность в Республике Беларусь регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 05.01.2021. № 95), Инструкцией о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.08.2016 № 76, в (в ред. постановлений Минфина от 25.05.2018 № 38) и иными нормативными документами.
Согласно Закону «О рынке ценных бумаг», брокерская деятельность – совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента либо от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров поручения или комиссии с клиентом. При этом указанные сделки с ценными бумагами в торговой системе фондовой биржи профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, вправе совершать только на основании договоров комиссии. К таким договорам поручения и комиссии применяются положения гражданского законодательства Республики Беларусь о публичном договоре. Дилерская деятельность – совершение профессиональным
1 Баранчик, Е. Ю. Анализ брокерской и дилерской деятельности в Республике Беларусь / Е. Ю. Баранчик // Инновационные подходы в современной науке. – 2019. – С. 125-129.
2 Веренько, Н. Новые виды ценных бумаг: особенности и актуальность для рынка ценных бумаг Республики Беларусь / Н. Веренько // Банковский вестник. – 2017. – №. 8/649. – С.42-46.
3 Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг : учебник / В.А. Галанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 414 с.
4 Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/postsm_120320_143.pdf.
5 Гурикова, Г.В. Особенности развития биржевой торговли / Г.В. Гурикова // Эффективность сферы товарного обращения: сбор. трудов конф. – Минск, 2018. – С. 25-28.
6 Инструкция о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/postmf_310816_76.pdf.
7 Канатов, Р. К. Система требований, предъявляемых к осуществлению брокерской деятельности на рынке ценных бумаг: гармонизация законодательства стран ЕАЭС / Р. К. Канатов // Евразийская адвокатура. – 2017. – №. 2 (27). – С. 84-89.
8 Канатов, Р. К. Собственный капитал брокеров на рынке ценных бумаг: гармонизация законодательства стран ЕАЭС / Р. К. Канатов // Образование и право. – 2018. – №. 10. – С. 72-46.
9 Кухтик, Ю.В. Состояние и перспективы развития государственного регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / Ю.В. Кухтик // Экономика и социум. – 2018. - № 2. – С. 311-314.
10 Малич, Е. Ю. Проблемы и перспективы развития белорусского фондового рынка / Е. Ю. Малич // Молодежь и научно-технический прогресс. – 2019. – С. 275-280.
11 Новик, Т.В. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / Т.В. Новик // Актуальные вопросы современной науки. – 2018. - № 1. – С. 74-80.
12 О рынке ценных бумаг : Закон Респ. Беларусь от 5 янв. 2015 г. № 231-З (в ред. от 27.01.2021 г.) // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13 Отчеты о работе Департамента по ценным бумагам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/ru/securities_department/reports/.
14 Серко, В. Н. Зарубежный опыт деятельности фондовых посредников и его применение в Республике Беларусь / В. Н. Серко // Инновационные подходы в современной науке. – 2019. – С. 339-344.
15 Стародубцева, Е. Б. Рынок ценных бумаг : учебник / Е. Б. Стародубцева. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 176 с.
16 Струк, Т.Г. Развитие финансового рынка Республики Беларусь: выбор приоритетов / Т.Г. Струк // Экономика. Бизнес. Финансы. – 2018. - № 5. – С. 27- 32
17 Финансы: учеб. пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск: ПолесГУ, 2017. – 110 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты