Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
БГСХА (Белорусская государственная сельскохозяйственная академия)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей»
по дисциплине: «Экономическая теория»
2021
45.00 BYN
Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономическая теория
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика экспорта и импорта РБ за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б По каким позициям произошли наибольшие изменения во внешней торговле РБ за 1кв. 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б По каким позициям произошли наибольшие изменения во внешней торговле РБ за 1кв. 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В С какими странами у РБ больше всего изменилась внешняя торговля за 1кв. 2020г.
Поделиться
Введение
1 Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь
2 Направление и принципы внешнеэкономической деятельности. Степень открытости экономики Беларуси
3 Внешняя торговля, её динамика. Конкурентные преимущества Республики Беларусь
4 Основные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.
Внешнеэкономические отношения являются совокупностью экономических отношений, обеспечивающих организацию экспортно-импортных операций по поводу транснациональной передачи товаров, услуг, рабочей силы и капитала с целью повышения эффективности функционирования взаимодействующих субъектов.
Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности белорусских организаций на современном этапе. После перехода от плановой экономики к рыночной у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные организации стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.
Учитывая все вышесказанное, можно считать тему «Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей» актуальной и своевременной.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить внешнеэкономический потенциал и внешнюю торговлю Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь;
– рассмотреть направление и принципы внешнеэкономической деятельности, степень открытости экономики Беларуси;
– исследовать внешнюю торговлю, её динамику, конкурентные преимущества Республики Беларусь;
– ознакомиться с основными направлениями внешнеэкономической политики Республики Беларусь.
1 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Говоря о внешнеэкономической деятельности, стоит отметить, что это прежде всего деятельность Белорусских субъектов на мировом рынке, сюда же входит деятельность иностранных предпринимателей на территории Республики.
Одними из главных критериев внешнеэкономической деятельности считается международная торговля и иностранные инвестиции. В настоящее время, ни одно современное государство не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений.
Понятие внешнеэкономической деятельности очень часто обозначается совокупностью законов и понятий по экономической составляющей, но четкого определения нет.
Внешнеэкономическая деятельность – это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок [6].
Основная задача внешнеэкономической деятельности заключается в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для повышения экономической эффективности страны, её взаимодействия на основе опыта, который приобретается от других стран.
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности обычно выделяют следующие:
1) Расширение экспорта;
2) Рационализация объема и структуры импорта;
3) Углубленное взаимодействие с мировыми рынками;
4) Осуществление эффективной внешнеторговой политики [14, с. 112-114].
Основу внешнеэкономической деятельности стоит рассматривать в двух основных её аспектах: правовом и материальном. Экономика Беларуси входит в статус ресурсозависимой.
Основные отрасли развития государства зависят от различных иностранных поставок: газ, нефть, металлы, электроэнергия.
Самое главное место во внешнеэкономической деятельности занимает внешняя торговля. Содержание внешнеторговой деятельности определено в законе РБ от 25 ноября №347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [9].
2 НАПРАВЛЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТЕПЕНЬ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
Основными направлениями внешнеторговой политики являются политика свободной торговли и протекционизм.
Свободной торговлей является торговля без импортных тарифов и без каких-либо ограничений по количеству, за исключением некоторого строго определенного перечня случаев, при которых они могут вводиться.
Примером свободной торговли является зона свободной торговли стран СНГ (ЗСТ), созданная в 2011 году. Она является некоторым соглашением стран-участниц СНГ, подписавших Договор о зоне свободной торговли. Данный договор предусматривает минимальный список исключений из номенклатуры товаров, к которым импортные пошлины все-таки применяются. При этом, что касается экспортных пошлин, то они должны оставаться на определенном уровне, а с течением времени и вовсе поэтапно отменены. Данный договор заменил более ста двусторонних документов, которые регламентировали режим свободной торговли в содружестве.
Договор о ЗСТ СНГ начал свое действие с 20 сентября 2012 года в отношении Беларуси, России и Украины – первых трех стран, которые выполнили его ратификацию. Остальные пять стран СНГ, подписавшие данный договор, будут вовлечены в зону свободной торговли в установленном порядке после того, как окончательно завершат все внутригосударственные процедуры и получат все необходимые для этого документы. Оставшиеся три страны-участницы СНГ оставили за собой право принять у себя данный договор о зоне свободной торговли позже.
Политика протекционизма основана на введении в стране высоких таможенных пошлин на импортные товары. К данным пошлинам, являющимся ограничителями для ввоза иностранных товаров, довольно часто добавляют еще и экспортные премии, которые служат своеобразным поощрением для вывоза товаров за границу.
В период первоначального накопления капитала основной системой внешнеторговой политики для большинства стран являлся именно протекционизм. Отечественная промышленность ограждала себя от иностранных конкурентов путем ввода высоких ввозных пошлин на промышленные товары. При этом, предприниматели довольно быстрыми темпами накапливали у себя капитал. В данный период протекционизм был необходим, он способствовал быстрому росту промышленности и высоким темпам роста и развития экономики страны [4, с. 457-458].
3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, ЕЁ ДИНАМИКА. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом, вместе с тем небольшие размеры страны порождают экспортоориентированную структуру экономики.
Экспортные операции в Республике Беларусь регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
1 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2016 г. № 604 «О поддержке и развитии экспорта в Республике Беларусь» в 2016-2020 гг. В рамках данного постановления установлена относительная сбалансированность внешней торговли в Республике Беларусь, было создано большее количество новых конкурентоспособных, а также экспортоориентированных товаров, которые продвигались на традиционные и перспективные рынки, осваивались новые рынки на основе механизмов стимулирования и поддержки экспортеров, отмечается рост доли услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг, проведены меры по совершенствованию системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности, а именно, в части повышения качества информационно-рекламной продукции, сайтов экспортеров, увеличения количества материалов по экспортной тематике в печатных и электронных средствах массовой информации.
2 Основополагающим документом в сфере экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с господдержкой является Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (с изм. и доп. от 19.12.2019 г. № 467).
3 Указом Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261» ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставлено право выдавать экспортные кредиты на сумму не менее 1 млн. долларов США на условиях, определенных Указом № 534: резидентам для приобретения в собственность товаров для передачи в международный лизинг; нерезидентам для приобретения товаров у белорусских организаций (с изм. и доп. 19.12.2019 г. № 467).
4 Предусмотрено распространение норм Указа Президента Республики Беларусь «от 25 августа 2006 года № 534 (с изм. и доп. от 19.12.2019 г. № 467) на операции финансирования под уступку денежного требования (факторинга).
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью модернизации внешнеэкономических связей является обеспечение эффективного участия Республики Беларусь в международном разделении труда и интеграционных процессах в условиях новых вызовов устойчивому глобальному развитию в целях повышения благосостояния и удовлетворения растущих потребностей населения [18].
Одной из важнейших задач является расширение членства Республики Беларусь в международных организациях.
На первом этапе (2021-2026 гг.) внешнеэкономическая политика страны будет основываться на принципе реализации многовекторной политики в международном сотрудничестве. Предусматривается дальнейшая диверсификация внешней торговли страны и перенаправление товарных потоков на новые перспективные рынки с сохранением позиций на традиционных рынках и с акцентом на развитие промышленной кооперации. Положения проекта Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС станут базовой платформой, отражающей основные направления сопряжения экономик «пятерки» на долгосрочную перспективу.
Одним из перспективных направлений совместной работы является развитие цифровых технологий и создание единого цифрового пространства. Сопряжения ЕАЭС со стратегией «Один пояс – один путь» позволит развивать новые технологии, реализовывать глобальные мегапроекты в ЕАЭС, обеспечит развитие производств сложной технической продукции, формирование замкнутых цепочек добавленной стоимости.
Не менее важными вопросами являются согласование процессов европейской и евразийской интеграции, сближение стандартов регулирования цифровых услуг в европейском и евразийском экономическом союзе, упрощение таможенных процедур и устранение технических препятствий для взаимной торговли. Модернизация механизмов внешнеэкономической политики будет направлена на дальнейшую либерализацию внешней торговли в целях повышения конкурентоспособности экспорта, увеличения доли высокотехнологичных услуг, наукоемких товаров и малых и средних предприятий в общем объеме экспорта. Будут созданы условия для активного участия предприятий в международных производственно-технологических цепочках и привлечения иностранных инвестиций в приоритетные экспортоориентированные отрасли экономики с высокой добавленной стоимостью. Практическая работа по приведению законодательства в соответствие с обязательствами перед ВТО будет способствовать дальнейшей интеграции Беларуси в многостороннюю торговую систему. Приоритетный характер будет иметь работа по расширению взаимодействия с международными финансовыми организациями (ЕБРР, ЕИБ, МВФ и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность выполняет функцию экономического института, который регулирует сферу экономики благодаря действия во внешней торговле, импорте и экспорте.
Под внешнеторговой политикой подразумевается составная часть внешнеэкономической политики государства, направленная на регулирование его внешней торговли. Иными словами, это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными направлениями данной политики являются стимулирование экономического роста, повышение устойчивости национальной валюты, сохранение политической и экономической независимости государства и др. Основными направлениями реализации внешнеторговой политики являются политика свободной торговли и протекционизм. Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. При этом государство заключает договоры с другими странами для улучшения условий доступа своих товаров на рынки данных стран. Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции с помощью торгово-политических барьеров. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил. В Республике Беларусь экспортоориентированными отраслями являются: отрасль машиностроения, металлообрабатывающая отрасль, нефтехимическая отрасль, деревообрабатывающая отрасль, целлюлозно-бумажная отрасль, отрасли лёгкой промышленности (перерабатывающая, пищевая). В настоящее время органы государственного управления Республики Беларусь придают особое значение в формировании высокоэффективной инфраструктуры для осуществления процессов внешней торговли, при оказании содействия организациям, которые имеют возможность выхода на внешние торговые рынки и создают благоприятные условия на внутреннем для сбыта продукции.
Наибольшую долю в товарной структуре экспорта Республики Беларусь в 2020 году занимают прочие товары (20,30 %), а в структуре импорта – машины, оборудования и транспортные средства (26,50 %). Также довольно большую долю в составе экспорта занимают машины, оборудование и транспортные средства (19,20%), продукция химической промышленности, каучук (19,80 %) и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (19,70 %). В составе импорта наряду с машинами, оборудованием и транспортными средствами значительную долю занимают минеральные продукты – 21,20 %.
1 Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебник / Е.Ф. Авдокушин. – М.: ЮРИСТЪ, 2019. – 368 c.
2 Авдошин, С. М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин, Е.Ю. Песоцкая. – М.: ДМК Пресс, 2018. – 176 c.
3 Бабурина, Н. А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебное пособие / Н.А. Бабурина. – М.: Юрайт, 2018. – 172 c.
4 Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. – М.: Форум, 2018. – 160 c.
5 Бирюкова, О. В. Торгово-политический инструментарий в международной торговле услугами / О.В. Бирюкова. – М.: Экономика и жизнь, 2018. – 288 c.
6 Блау, С.Б. Романова Ю.М. Страхование внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 176 с.
7 Вабищев, С. С. Внешнеэкономическая деятельность в РБ : правовые перспективы / С. С. Вабишев. – Минск : Юпитер, 2015. – 640 с
8 Иванов, М.Л. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. / М.Л. Иванов, М.Д. Иванова. – М.: РИОР, Инфра-М, 2019. – 128 с.
9 Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. – М.: Риор, 2018. – 544 c.
10 Инвестиционный климат и подходы к его оценке: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», Минск 18-19 мая 2017 г. / редкол.: В. Н. Шимов [и др.]. – Минск : БГЭУ, 2017. – Т. 2. – С. 210-211.
11 Касьяненко, Т. Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Г. Касьяненко,
Г. А. Маховикова. – 2–е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 381 с.
12 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10400347.
13 Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ (официальный сайт белорусского статистического комитета).
14 Плотницкий, М. И. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность / М. И. Плотницкий. – Минск : Современная школа, 2014. – 616 с.
15 Радченко, К. С. Качественный анализ рисков при проектном финансировании [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 285–287.
16 Рыхтикова, Н. А. Анализ и управление рисками организации / Н.А. Рыхтикова. – М.: Форум, 2019. – 240 c.
17 Стровский, Л.Э. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 504 с.
18 Черешкин, Д.С. Проблемы управления рисками и безопасностью. Том 31 / Д.С. Черешкин. – Москва: СИНТЕГ, 2017. – 426 c.
19 Шишко, Е. Л. Риски в логистических системах: региональный аспект / Е. Л. Шишко, Л. П. Зенькова. – Минск : ИВЦ Минфина, 2020. – 195 с.
20 Яскевич, Я.К. Переговорный процесс во внешнеэкономической деятельности искусство и психология ведения. Курс лекций. Учебник. – М.: Тетралит, 2020. – 304 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика экспорта и импорта РБ за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б По каким позициям произошли наибольшие изменения во внешней торговле РБ за 1кв. 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б По каким позициям произошли наибольшие изменения во внешней торговле РБ за 1кв. 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В С какими странами у РБ больше всего изменилась внешняя торговля за 1кв. 2020г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты