ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Анализ внешней среды организации
1.2 Методы анализа внешней среды организации
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА
2.1 Сущность и содержание SWOT-анализа
2.2 Преимущества и недостатки SWOT-анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большинство организаций занимаются стратегическим планированием. Стратегическое планирование — это способ помочь организации быть более продуктивной, помогая распределять ресурсы для достижения целей. Другими словами, это часть стратегического управления. Фактически, стратегическое планирование является ключом к успешному стратегическому управлению.
Стратегическое управление — это непрерывный процесс создания, реализации и оценки решений, которые позволяют организации достичь своих целей. Стратегическое управление позволяет организации быть более активной в формировании своего будущего. Это позволяет организации инициировать и влиять - а не просто реагировать на действия - и, таким образом, осуществлять контроль над своей рыночной позицией. Стратегическое управление состоит из анализа, решений и действий, предпринимаемых организацией для создания и поддержания конкурентных преимуществ. Процесс стратегического управления — это последовательный набор анализов и вариантов, которые могут повысить вероятность того, что организация выберет правильную стратегию, то есть данный процесс генерирует конкурентные преимущества.
Одним из этапов процесса стратегического управления является внешний и внутренний анализ, так называемый SWOT-анализ. Проводя внешний анализ, организация выявляет критические угрозы и возможности в своей конкурентной среде. В нем также рассматривается вопрос о том, как может развиваться конкуренция в этой среде, и какие последствия имеет развитие с учетом угроз и возможностей, с которыми сталкивается организация. В то время как внешний анализ фокусируется на внешних угрозах и возможностях, с которыми сталкивается организация, внутренний анализ помогает организации определить ее сильные и слабые стороны. Это также помогает организации понять, какие из ее ресурсов и возможностей могут быть источниками конкурентного преимущества, а какие - менее вероятными источниками таких преимуществ. На основании SWOT-анализа организации могут выбрать подходящую стратегию.
Исходя из вышесказанного цель работы, следующая: рассмотреть особенности применения SWOT-анализа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты анализа внешней среды организации;
- Выявить особенности применения SWOT-анализа.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Анализ внешней среды организации
Экономическое развитие субъекта хозяйствования на современном этапе развития экономических отношений невозможно без реализации процесса стратегического планирования, что объективно обуславливается опытом развитых стран-лидеров и крупных компаний.
В современной литературе по управлению, менеджменту и другим дисциплинам можно выделить множество определений стратегии, основные из которых приведены в приложении А. Обобщая данные формулировки можно отметить, что взгляды различных авторов на понимание стратегии сводятся к двум ключевым и делающим акцент на различных аспектах формулировкам:
- в первом случае под стратегией понимается как правило конкретизированный долгосрочный план достижения четко сформулированной долгосрочной (стратегической) цели, а процесс выработки стратегии рассматривается, как процесс нахождения и формулировки этой самой цели и составления на основе сформулированной цели плана долгосрочного развития;
- во втором случае, для которого характерно более широкое распространение в области стратегического управления и планирования, под стратегией понимается некая программа, позволяющая раскрыть ответы на вопросы о том, каким способом и посредством каких действий организация может достигнуть поставленных целей долгосрочного развития в сложившихся условиях изменяющейся внешней и внутренней среды организации и ее конкурентного окружения [24, c. 157].
Стратегию, таким образом, можно определить, как детально проработанный, всесторонний и дающий комплексную оценку план развития организации, предназначенный для обеспечения реализации миссии и достижения целей развития организации.
Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Процесс стратегического планирования в организации:
- обеспечивает формирование плана развития организации на долгосрочную перспективу;
- определяет стратегию развития организации как базовую основу устойчивого функционирования организации в долгосрочной перспективе;
- позволяет выявить и учесть сложившиеся экономические закономерности взаимодействия множества экономических процессов, факторов и явлений во внешней и внутренней среде организации;
- обеспечивает научную основу для принятия управленческих решений и дает возможность собственникам и управляющему персоналу организации выработать направление и темпы развития бизнеса [14, c. 49].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА
2.1 Сущность и содержание SWOT-анализа
SWOT-анализ — это инструмент, используемый для стратегического планирования и стратегического управления в организациях. Он может быть эффективно использован для построения организационной стратегии и конкурентной стратегии. В соответствии с системным подходом организации являются субъектами, которые взаимодействуют с внешней и внутренней средой и состоят из различных подсистем. В этом смысле организация существует в двух средах, одна находится внутри фирмы, а другая снаружи. Данные среды необходимо проанализировать для практики стратегического управления. Этот процесс анализа организации и ее сред называется SWOT-анализом.
SWOT-анализ оценивает внутренние сильные и слабые стороны, а также внешние возможности и угрозы в среде организации. Внутренний анализ используется для определения ресурсов, возможностей, основных компетенций и конкурентных преимуществ, присущих организации. Внешний анализ выявляет рыночные возможности и угрозы, рассматривая ресурсы конкурентов, отраслевую среду и общую среду. Цель SWOT-анализа состоит в том, чтобы использовать знания, которые организация имеет о своих внутренних и внешних средах, и соответственно сформулировать свою стратегию.
SWOT-анализ — это процесс, который включает четыре области в двух измерениях. Он состоит из четырех компонентов: «Сильные стороны», «Слабые стороны», «Возможности», «Угрозы». Сильные и слабые стороны являются внутренними факторами организации, возможности и угрозы являются внешними факторами окружающей среды. SWOT-анализ обычно составляется в виде матрицы, которая организована в соответствии с заголовками четырех раздело [10].
В SWOT-анализе сильные и слабые стороны организации выявляются путем изучения элементов ее среды, а внешние возможности и угрозы определяются путем изучения элементов вне ее среды. В этом смысле SWOT-анализ - это инструмент стратегического планирования, используемый для оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации. Он предоставляет информацию, которая помогает согласовать ресурсы и возможности организации с конкурентной средой, в которой она работает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе стратегического управления ряд методов анализа используются для достижения долгосрочных целей организации. На протяжении многих лет SWOT широко использовался в анализе внутренней и внешней среды для поддержки ситуаций принятия стратегических решений. Техника использовала множество областей, требующих стратегического анализа для промышленности, организации, продукта, человека, проекта, города и так далее.
SWOT включает в себя определение цели и выявление внутренних и внешних факторов, которые являются благоприятными и неблагоприятными для достижения этой цели. Процесс стратегического управления начинается с оценки внутреннего состояния организации. Внутренний анализ используется для определения внутренних источников и возможностей для конкурентного преимущества. Внешний анализ используется для определения рыночных возможностей и угроз путем анализа общей среды и конкурентной среды. В то время как внутренний анализ показывает ресурсы, которые необходимо улучшить и поддержать, внешний анализ позволяет организации привести свои стратегии в соответствие с бизнес-средой. SWOT сравнивает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
SWOT-анализ раскрывает текущую ситуацию в организации и дает возможность разрабатывать планы будущих действий для организации. Если техника используется должным образом, она может обеспечить хорошую основу для разработки стратегии. Несмотря на то, что это простой инструмент управления и имеет много преимуществ, он характеризуется также недостатками и ограничениями.
SWOT-анализ представляет собой простой список факторов, относящихся к микро- и макросреде организации, более того, сложно использовать качественно перечисленные факторы при принятии решений. Качественное исследование внутренних и внешних факторов может быть только началом для глубокого анализа в процессе планирования.
1. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности / А.В. Абрютина. – М, «Финансы и статистика. 2012. – 416с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. для вузов / В.И. Стражев [и др.]; под ред. В.И. Стражева, Л.А. Богдановской. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 527 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Современная школа, 2006. – 736 с.
4. Афанасьев, М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев. – М.: Финстатинформ, 2012. – 322с.
5. Бонцевич, Н. В. Классические методы стратегического планирования предприятий: учебное пособие для вузов / Н. В. Бонцевич. – Минск: Высшая школа, 2009. – 165 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд., стер. – М.: Магистр, 2014. – 576 с.
7. Гарифулин, А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации / А.Ф. Гарифулин / ПЭО. – 2015. - № 6.
8. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 9-11.
9. Горфинкель, В.Я. Современный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
10. Дудин, М.И., Лясников, Н.В., Широковских С.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014 – 56 с.
11. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2013. – 375 c.
12. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 623 c.
13. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Эксмо, 2014. – 432 с.
14. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю. А. Маленков. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 224 с.
15. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений. справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 115 с.
16. Маркетинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. М. Кондратенко [и др.] ; под общей редакцией Н. М. Кондратенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 48 с.
17. Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 77 с.
18. Синяева, И.М. Маркетинг в коммерции: Учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.П. Дашкова. – М.: Дашков и К, 2007. – 548 с.
19. Смольский, А.П. Практический менеджмент: Инструменты, стратегия и тактика управления: Учебное пособие для вузов / А.П. Смольский. – Минск: Амалфея, 2016. – 444с.
20. Хотинская, Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Г.И. Хотинская, Т.В. Харитонова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 240 с.
21. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2016. – 468 c.
22. Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика / В.Д. Шкардун. – М.: Дело, 2007. – 376 с.
23. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.И. Шилков. – М.: Форум, 2013. – 304 c.
24. Шихабахов, Т. А. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия / Т. А. Шихабахов [и др.] // Экон. науки. – 2012. – № 1. – С. 157-161.