Налоговая система Республики Беларусь, состояние, перспективы реформирования и проблемы
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Налоговая система Республики Беларусь, состояние, перспективы реформирования и проблемы»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
15.00 BYN
Налоговая система Республики Беларусь, состояние, перспективы реформирования и проблемы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
В работе имеется только 2 глава.
Поделиться
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь
2.2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь была создана одновременно с образование суверенного государства. С 1 января 1992 г. вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «Об акцизах» и др.).
Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов.
Налоговый кодекс Республики Беларусь является основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения. Он состоит из двух частей. Общая часть Налогового кодекса устанавливает принципы налогообложения и основы функционирования налоговой системы, определяет основные понятия и категории. Особенная часть Налогового кодекса определяет элементы налогообложения, способ расчета и порядок уплаты налогов [4]. До вступления в силу Специальной части элементы расчета и уплаты некоторых налогов были подробно изложены в одноименном законе. В настоящее время нет закона о Налоговом кодексе только о Налоговом кодексе.
Если рассматривать налоговое законодательство страны, то можно сказать, что налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
- международные договоры Республики Беларусь;
- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
2.2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь
В Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Поэтому налоги в основном носят фискальный характер. С фискальной точки зрения косвенные налоги играют жизненно важную роль. Однако неясное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию хорошо известно. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и надежным источником доходов бюджета, а с другой-одним из важных ценовых факторов.
В целях повышения качества налоговой среды модернизация налоговых органов должна быть направлена на развитие взаимодействия с налогоплательщиками на основе взаимодействия и расширение использования инструментов обеспечения налоговой деятельности. Налоговая среда может быть оценена по параметрам оценки качества работы налоговых органов, через показатель «удовлетворенность качеством обслуживания налогоплательщика».
Институциональный фактор налоговой среды-налоговые услуги-определяется степенью оперативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением, оценивается исходя из удобства такого взаимодействия, характеризуется удовлетворенностью качеством оказываемой налоговой услуги. Налоговые службы предоставляют равные права всем налогоплательщикам, создавая условия для развития бизнес-среды, обеспечивая тем самым финансовую стабильность и наполняемость бюджета.
Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Прежде всего, это неоднозначность формулировки тех или иных норм и правил, предусматривающих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой степени сложности и непреднамеренным ошибкам. В первую очередь это касается НДС, налога на прибыль и экологического налога. Что касается НДС, то здесь существует очень сложный механизм налоговых льгот с некоторыми ограничениями. Кроме того, существует довольно громоздкая процедура подтверждения законности применения нулевой ставки НДС.
Вторая проблема — это стабильность нашей страны, которая заключается в непоследовательности налогового законодательства. Очевидно, что в стране, где собственная налоговая система сформировалась относительно недавно, налоговые правила могут и должны быть изменены. Однако в нашей стране нередки случаи, когда новые нормативные акты зачастую вводятся накануне их вступления в силу, заставляя плательщиков по неосторожности нарушать закон по незнанию. Например, специальная часть налогового кодекса вступила в силу 1 января 2010 года и была принята 29 декабря 2009 года. Кроме того, почти в первом полугодии текущего года налоговое законодательство было "скорректировано" с учетом налогового кодекса. Поэтому, поскольку соответствующий перечень не утвержден, воспользоваться некоторыми льготами, предусмотренными налоговым кодексом, не представляется возможным.
1. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://economy.gov.by/
2. налоговая нагрузка на экономику / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/
3. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
5. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2011 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
6. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2012 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
7. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2013 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
8. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2014 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
9. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2015 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
10. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2016 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
11. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
12. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2018 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
14. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2020 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
В работе имеется только 2 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты