ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕГО КЛАССА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
1.1 Сущность и понятие среднего класса
1.2 Социальная поляризация и её роль
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СРЕДНЕГО КЛАССА В РБ
2.1 Социальная поляризация в цифровой экономике Беларуси
2.2 Анализ среднего класса в Беларуси
2.3 Сравнение Беларуси с развитыми странами
3 НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СРЕДНЕГО КЛАССА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
3.1 Мероприятия по улучшения положения среднего класса в Республике Беларусь
3.3 Уменьшение социальной поляризации в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социальное неравенство присуще любому обществу, истоки его обнаруживаются уже в биологических индивидуальных особенностях индивидов. Неравенство в определенной степени существовало еще в древнейших примитивных обществах на заре человечества, проявляясь в виде большей доли добычи для вождей и охотников. По мере развития общества, усложнения его структуры усиливалось и неравенство, появлялись новые его основания: объем власти, привилегий, ресурсов, уровень дохода, образования, престиж профессии, доступ к информации и прочие. Сегодня социальное неравенство подразумевает групп, занимающих различные ступени в социальной иерархии, то есть социальной стратификации общества.
Динамичная экономика предъявляет все новые требования к обществу, изменяя тем самым условия и механизмы адаптации различных социальных групп. Успешность этих процессов во многом обусловлена включенностью представителей тех или иных социально-экономических групп в трудовую деятельность и, как следствие, приобретением ими определенного социального статуса. Средний класс является проводником инновационных форм социально-экономической деятельности, транслирует их в другие группы населения, тем самым выполняя интеграционную функцию. В случае своей многочисленности средний класс является движущей силой социальных изменений в направлении поддержания в обществе стабильности и устойчивого развития. Именно средний класс должен стать основой государства, и его удельный вес является одним из необходимых условий успешности проведения экономических реформ и одновременно – критерием их эффективности. Средний класс находится в центре внимания многих исследователей, поскольку фактором оптимизации структуры экономических интересов, их гармонизации в современных условиях он может быть только при условии своей достаточной численности в обществе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕГО КЛАССА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
1.1 Сущность и понятие среднего класса
Средний класс (от англ. Middle class) – это понятие, которое было введено для обозначения части общества, занимающей среднее положение между высшим и низшим социальными слоями [3, c. 611].
Такое положение определяется рядом признаков и преимуществ, которые, в оценке со стороны специалистов, и определяют принадлежность человека именно к этой категории. Отметим, что однозначно и абсолютно точно определить, какое количество классов существует в той или иной стране, невозможно из-за неоднородности населения, а также из-за того, что классификационные признаки могут не соответствовать специфике и традициям другого государства.
Разные социологи предлагают свои трактовки к определению типологии классов. Но все же, основных классов все равно три:
- бедные (представители низшего класса);
- зажиточные (представители среднего класса);
- богатые (представители высшего класса, власть, элита).
Впервые о понятии «средний слой» заговорил еще Аристотель. Именно благодаря ему зародилась идея о том, что чем больше будет средний слой общества, тем более стабильным будет его развитие. Численное увеличение среднего класса прослеживается в 20 веке. Изначально к нему относились мелкие предприниматели, которые не зависели от государства и иных структур, которые могли бы их финансировать [10, c. 139].
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СРЕДНЕГО КЛАССА В РБ
2.1 Социальная поляризация в цифровой экономике Беларуси
Современный этап формирования социальной стратификации в Республике Беларусь характеризуется преобладанием трансформационных процессов в социальной, экономической, политической, культурной и других сферах общества, что обусловлено строительством суверенного государства, основных институтов и механизмов регулирования жизненно важных для государства и населения параметров. Продолжительный восстановительный процесс после распада Советского Союза в значительной степени тормозит формирование основных позиций стратификационной пирамиды.
На сегодняшний день границы социального расслоения белорусского общества достаточно размыты, а неустойчивость экономического положения граждан в значительной степени усложняет оценку количества представителей той или иной социальной группы. Помимо трудностей изучения композиции социальных слоев существует проблема выбора критериев идентификации и анализа индивидов в процессе исследования социальной структуры общества. Как правило, рассмотрение компонентов стратификции начинается с анализа респондентов с помощью общепринятых индикаторов, активно использующихся российскими, европейскими и американскими социологами. В белорусском социологическом сообществе все чаще стал подниматься вопрос о создании собственного категориального аппарата, с помощью которого станет возможным объяснение всех отличительных черт общественной структуры [3, c. 613].
Самыми распространенными критериями изучения среднего класса как в мире в целом, так и в Республике Беларусь, являются характеристики социально-профессионального статуса (престиж профессии), доступа к власти, уровня образования, доходов и самоидентификации.
3 НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СРЕДНЕГО КЛАССА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
3.1 Мероприятия по улучшения положения среднего класса в Республике Беларусь
Для проведения эффективной политики регулирования доходов важно учитывать не только степень дифференциации доходов, но также и их структуру, от которой во многом зависит склонность населения к потреблению и накоплению. Также для повышения эффективности политики в области распределения доходов важно определить, какая степень неравенства оптимальна. Если учитывать данные факторы, то политика распределения доходов будет более эффективна.
Для совершенствования политики доходов государство должно:
- разрешать такую проблему, как бедность. Для этого государству необходимо поддерживать доходы на уровне прожиточного минимума для тех, кто не смог обеспечить себе такой доход, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедных чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества;
- проводить социальные программы помощи и поддержки всех нуж-дающихся в материальной помощи (ветеранов, инвалидов, студентов, матерей-одиночек, малоимущих семей и др.);
- содействовать занятости населения. Для этого государственным органам необходимо сформировать комплекс рычагов и стимулов для предотвращения проявления дискриминации при приёме на работу, т.к. этот фактор оказывает влияние на предложение работы, в данном случае на его ограничение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средний класс – это понятие, которое было введено для обозначения части общества, занимающей среднее положение между высшим и низшим социальными слоями [3, c. 611].
Такое положение определяется рядом признаков и преимуществ, которые, в оценке со стороны специалистов, и определяют принадлежность человека именно к этой категории. Отметим, что однозначно и абсолютно точно определить, какое количество классов существует в той или иной стране, невозможно из-за неоднородности населения, а также из-за того, что классификационные признаки могут не соответствовать специфике и традициям другого государства.
Средний класс играет очень важную роль в развитых и развивающихся странах. Зачастую это – представители предпринимательства, интеллигенция и служащие, а также представители творческих профессий, сферы образования и медицины, высококвалифицированные рабочие. От них зависит воспроизводство благ для населения, их трансляция как высшим слоям, так и низшим. По сути, представители среднего класса заинтересованы в том, чтобы сохранить имеющийся общественный строй, что, в некоторой степени, гарантирует его стабильность и дальнейшее развитие.
Самыми распространенными критериями изучения среднего класса как в мире в целом, так и в Республике Беларусь, являются характеристики социально-профессионального статуса (престиж профессии), доступа к власти, уровня образования, доходов и самоидентификации.
В Республике Беларусь складывается благоприятная динамика: за последние 3 года сократилось количество населения, имеющего в распоряжении бюджет прожиточного минимума, при этом изменения невелики. Количество населения, чей располагаемый доход выше бюджета прожиточного минимума в рассматриваемом периоде увеличился с 94,1 % до 94,6 %.
1. Анисимова, А.С. Неравенство доходов и проблема обеспечения качества жизни населения, 2020. – С. 17-20.
2. Войтович Я.А. Проблемы формирования среднего класса в Республике Беларусь / Я. А. Войтович // УО «Полесский государственный университет». – 2017. – С. 8-11
3. Горбач, М. И. Особенности формирования среднего класса в Республике Беларусь / М. И. Горбач // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2017. — Вып. 10. - С. 611-616.
4. Горда, А.С. Методические подходы к оценке экономического неравенства стран мира, 2020. – С. 132-140.
5. Государственное регулирование экономики: учебник / Э.А. Попова, О.В. Мельникова, Т.И. Окраинец [и др.]. – Москва: МИСИС, 2020. – 433 с.
6. Губина М. А. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. А. Губина, А. Г. Коваль, З. С. Подоба, С. Ф. Сутырин. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 306 с.
7. Гуреева, М.А. Мировая экономика: Учебное пособие / М.А. Гуреева. - М.: Форум, 2019. – 496 c.
8. Даниленко, Л.Н. Мировая экономика / Л.Н. Даниленко. - М.: КноРус, 2020. – 352 c.
9. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 588 с.
10. Евдокимова, М. И. Неравенство в доходах населения: причины и последствия для реального сектора экономики / М. И. Евдокимова // Студенческие научные общества-экономике регионов. – 2019. – С. 137-141.
11. Жабинская И.С., Мартыненко А.С., Неравенство доходов и инструменты его снижения, 2020. – С. 94-102.
12. Золотов, А.С., Зубец, А. Ж. Анализ действующей системы социальной защиты населения / А. С. Золотов, А. Ж. Зубец // Инновации и инвестиции. – 2019. – 12. – С. 296-297.
13. Зубенко В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Зубенко, О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова, В. А. Зубенко. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 409 с.
14. Как в реальности увеличились реальные доходы населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/405395/.
15. Какие доходы у среднего класса в России и в мире? Критерии оценки в РФ, США и Европе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://promdevelop.ru/rabota/kakie-dohody-u-srednego-klassa-v-rossii-i-v-mire-kriterii-otsenki-v-rf-ssha-i-evrope/.
16. Колесов В. П. Мировая экономика. Экономика стран и регионов: учебник для академического бакалавриата / В. П. Колесов [и др.]; под редакцией В. П. Колесова, М. Н. Осьмой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 519 с.
17. Конычева, Н.А. Роль трудовых доходов в понимании проблемы неравенства, 2020. – С. 292-297.
18. Кормишкин, Е. Д. Воздействие неравенства на экономический рост: теоретические и эмпирические подходы / Е. Д. Кормишкин // Инновационное развитие экономики. – 2019. – №. 5. – С. 46-51.
19. Макроэкономика: учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 385 с.
20. Основные положения проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Osnovnye-polozhenija-proekta-PSER-na-2021-2025.pdf.
21. Погорлецкий А. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавриата и специалитета / А. И. Погорлецкий [и др.]; под редакцией А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 499 с.
22. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/a08/a0823a89bb5fbae5990c438b4382af75.pdf.
23. Труд и занятость в Республике Беларусь, 2020 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
24. Туарменский В. В., Фирсова Д. Н. Социальная политика стран Северной Европы / В. В. Туарменский, Д. Н. Фирсова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – №2 (36). – С. 86-96.
25. Умапати Н. Система социальной защиты в Беларуси: взгляд в будущее / Н. Умапати // Банковский вестник. – 2020. - № 3. – С. 75-79.