Организация работы универмага
МГТК (Минский торговый колледж) филиал БГЭУ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация работы универмага»
по дисциплине: «Организация технологии торговли»
2021
45.00 BYN
Организация работы универмага
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация технологии торговли
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема размещения этажей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Должностная инструкция товароведа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные показатели 2019-2020гг.
Поделиться
Введение
1 Основные направления деятельности универмага
2 Организацию торгового и технологического процессов в универмагах
3 Особенности деятельности универмага УП «Универмаг Беларусь»
3.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь»
3.2 Основные направления коммерческой работы УП «Универмаг Беларусь»
4 Пути повышения эффективности работы универмага УП «Универмаг Беларусь»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Процесс обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она представляет собой совокупность большого числа организаций, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.) На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения.
Основной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Основная задача торговых организаций - это максимальное приближение торговой сети к покупателям, обеспечение необходимого ассортимента товаров на торговом предприятии, обеспечение каждому торговому предприятию необходимого объема товарооборота при высокой прибыльности и рентабельности. Достижение этих целей невозможно выполнить без совершенствования устройства и планирования новых торговых предприятий, без их модернизации и реконструкции, без учета новых современных требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания, без набора всевозможных услуг и т.д.
В своем развитии торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важную роль в экономике страны.
Особенностью современной розничной торговли в Республике Беларусь является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в сокращении стихийно организованных рынков, укрупнении и интенсификации розничных сетей, экспансии глобальных зарубежных субъектов торговли, обострении конкуренции между крупными розничными сетями.
В условиях усиления конкуренции организации розничной торговли предлагают потребителю новые товары и услуги. Состояние потребительского рынка на сегодняшний день характеризуется жесткой структуризацией и определяется вводом в действие новых форматов и подформатов организации торговли.
1 Основные направления деятельности универмага
Формат розничной торговли – это совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов [17, с. 102]. Как правило, каждый из форматов имеет устоявшееся наименование. На практике для определения формата достаточно оценить предприятие по небольшому количеству основных параметров, опустив второстепенные и формирующиеся под воздействием местных условий. Основными параметрами отнесения предприятия к какому-либо из форматов являются:
- площадь торгового зала;
- количество расчетно-кассовых узлов;
- площадь складских, вспомогательных, офисных помещений;
- присутствующие в ассортименте категории товара, ширина ассортимента;
- количество позиций в категориях, глубина ассортимента;
- доля товара, производимого специально для данного предприятия («марки продавца»);
- наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора);
- форма обслуживания (для предприятий самообслуживания отдельно оценивается и доля традиционной торговли «через прилавок»);
- предоставляемый сервис;
- часы работы;
- списочное количество персонала;
- оборот за день, месяц, год;
- оборот с единицы площади;
- среднее количество покупок в день;
- уровень цен на базовые позиции ассортимента[15, с 58-61].
Виды и типы розничной торговли были установлены Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 23 «О классификации торговых объектов по видам и типам» [12].
В настоящее время к формату «универмаг» у специалистов двойственное отношение. Одни эксперты считают, что этот формат проигрывает в конкуренции с более современными форматами, другие утверждают, что они вполне жизненноспособны и вписываются в торговые центры в качестве якорных, основных арендаторов. При этом в России немало универмагов, которые сохранились в процессе создания и развития новых форматов и остаются перспективными торговыми предприятиями. Создаются и новые универмаги отечественных и зарубежных компаний. Ныне действуют торговые предприятия с универсальным ассортиментом товаров, имеющие названия других форматов, например гипермаркетов.
2 Организация торгового и технологического процессов в универмагах
Торгово-технологический процесс – комплекс взаимосвязанный и последовательных мероприятий по доведению товаров до конечного потребителя с полным сохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания [2, с. 94].
Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается движение товара и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой формы стоимости.
Условно весь технологический процесс можно разделить на:
- основные операции: организация покупательского потока в торговом зале; размещение и выкладка товаров на оборудование; организация расчетов за отобранные покупателями товары; упаковка товаров; оказание дополнительных услуг;
- вспомогательные операции: разгрузка товаров с транспортных средств; распаковка и приемка товаров по количеству и качеству; доставка товаров в кладовые, хранение и перемещение к местам подготовки товаров к продаже; подготовка к продаже; доставка товаров в торговый зал; организация хранения и сдачи тары [1, с. 69].
В торговой практике сложились три основных схемы технологического процесса:
- приемка товаров по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для продажи, наиболее прогрессивная и возможно при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании;
- приемка товаров по количеству и качеству и отправка их на хранение, а затем в торговый зал для реализации, применяется при необходимости накопления товаров в залах;
- наименее экономичный и наиболее сложный, при которой поступившие товары требуют предварительной подготовки к продаже (фасовка, утюжка, чистка и т.д.).
Торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основных этапа:
- операции с товарами до предложения их покупателю: разгрузка товаров; приемка и подготовка товаров к продаже; создание требуемого режима хранения;
- операции непосредственного обслуживания покупателей: демонстрация товаров; помощь в выборе товаров; квалифицированный подбор товаров; размещение товаров; расчетные операции;
- дополнительные операции по обслуживанию покупателей: раскрой тканей; прием предварительных заказов; подгонка швейных изделий; доставка товаров на дом [5, с. 63].
3 Особенности деятельности универмага УП «Универмаг Беларусь»
3.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь»
Универмаг «Беларусь» образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР №50 от 3 мая 1978 года. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 года была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь». 8 июня 1978 года универмаг приветливо распахнул свои двери для первых покупателей. Государственное торговое предприятие «Универмаг Беларусь» создано на основании решения Мингорисполкома от 24.12.1998г. №1401 в результате преобразования арендного предприятия. С апреля 2000 года в соответствии с Гражданским Кодексом РБ преобразовано в торговое коммунальное унитарное предприятие «Универмаг Беларусь». Универмаг имеет развитую материально-техническую базу, что минимизирует издержки обращения по большинству значимых частей. Компьютеры, объединенные в локальную сеть, позволяют обеспечить экономию численности учетно-аналитического персонала. Магазин оснащён современным технологическим оборудованием (контрольно-кассовые машины со сканирующим считывающим устройством, электронные весы, аппараты для упаковки в термоплёнку и др.) В своей деятельности руководствуется законодательством РБ и Уставом предприятия. Форма собственности предприятия – государственная.
Универмаг является самостоятельным государственным предприятием, основанным на государственной собственности, закрепленной за ним на правах владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных действующим законодательством Республики Беларусь.
Универмаг имеет самостоятельный баланс и счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, другие необходимые штампы и является юридическим лицом. Универмаг действует в соответствии с законодательными актами и на основании Устава предприятия. УП «Беларусь» осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
4 Пути повышения эффективности работы универмага УП «Универмаг Беларусь»
УП «Универмаг Беларусь» работает в нужном направлении, избранная им ниша рынка соответствует запросам покупателей. Однако организация не должно останавливаться на достигнутом, а постоянно совершенствовать свою деятельность и повышать её эффективность.
Необходимо прослеживать, насколько установленная цена соответствует реальной ситуации на рынке в ходе реализации товара. Кроме того, важным элементом коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента товаров. Товарный ассортимент розничного предприятия должен отвечать покупательским ожиданиям целевого рынка. Именно товарный ассортимент становится ключевым фактором в конкурентной борьбе между аналогичными розничными организациями.
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами.
Поэтому торговые организации должны применять как можно шире этот метод продажи товаров. Однако при самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина.
Вообще, в условиях рынка образ предприятия розничной торговли является важной составляющей его конкурентоспособности. Каждое предприятие стремится выделить его определенным образом с тем, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше потенциальных покупателей и закрепить их за своим предприятием в качестве постоянных клиентов.
Первое впечатление о магазине покупатель получает еще до входа в магазин. И здесь решающее воздействие на восприятие потребителя оказывает экстерьер.
Фасад здания должен находиться в хорошем состоянии, чтобы уже при первом взгляде на него возникало доверие к магазину и желание его посетить. В связи с этим фасад универмага постоянно обновляют, совершенствуют и в дальнейшем необходимо продолжать работу в данном направлении.
Привлекают покупателей и хорошо оформленные витрины, показывающие срез ассортимента. Витрины постоянно следует обновлять.
При входе в магазин дизайн и дружелюбная атмосфера должны вызвать у покупателя желание задуматься и изучить весь ассортимент. Решая интерьер торгового зала, следует иметь в виду главную задачу – создание наиболее благоприятных условий для показа товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формат розничной торговли – это совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов. Как правило, каждый из форматов имеет устоявшееся наименование. На практике для определения формата достаточно оценить предприятие по небольшому количеству основных параметров, опустив второстепенные и формирующиеся под воздействием местных условий.
Универмаг – непродовольственный магазин с универсальным ассортиментом товаров с торговой площадью 3000 и более квадратных метров (в сельских населенных пунктах – 400 и более квадратных метров), в котором реализуется универсальный ассортимент непродовольственных товаров, а также может реализовываться узкий ассортимент продовольственных товаров.
Универмаг подразумевает единое торговое пространство.
торгово-технологический процесс – комплекс взаимосвязанный и последовательных мероприятий по доведению товаров до конечного потребителя с полным сохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания. В универмаге есь торгово-технологический процесс можно условно разделить на три группы операций: операции с товарами до их предложения покупателям, операции непосредственной реализации товаров покупателям и операции после реализации товаров. При организации торгово-технологического процесса в универмаге соблюдаются установленные принципы. Которые позволяют оптимизировать данный процесс.
Универмаг «Беларусь» образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР №50 от 3 мая 1978 года. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 года была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь».
Сегодня «Универмаг Беларусь» – это предприятие, которое соответствует современным требованиям торговли и предлагает оптимальный ассортимент качественных товаров по справедливым ценам. Просторный, светлый, уютный и спокойный, в нем всегда приятно находиться. В данный универмаг хочется возвращаться снова и снова, чтобы без спешки пройтись по любимым секциям, выпить ароматный кофе в баре 4-го этажа, перекусить в кафе или буфете на 5-ом этаже, приобрести все необходимое для каждого члена семьи.
Универмаг привлекает к себе внимание оригинальным оформлением главного фасада и боковых наружных витрин, современным торговым оборудованием, удобным расположением товаров, эстетичностью и яркостью. Приятные улыбки сотрудников, высокий уровень их профессионализма и вежливое обращение с покупателями формируют комфортную психологическую атмосферу.
1 Андрусяк, Я.В. Организация и технология торговли: практикум.4.1/ Я.В. Андрусяк, С.И. Башаримова, Т.В. Усевич - Мн.: "Дизайн ПРО", 2015.- 256 с.
2 Башаримова, С.И. Организация и технология торговли: практикум/ С.И. Башаримова, Я.В. Грицкова, М.В. Дасько; Под общей редакцией С.И. Башаримовой. - Минск – «РИПО», 2014. – 295 с.
3 Бортник, В. Лифт поднимает покупателя и … продажи./ В. Бортник // Бел. торг. газ. – 2014. №7.- С. 9.
4 Венгеренко, О. Глобализация торгового бизнеса: риски потерь и шансы на развитие? / О. Венгеренко //Финансы. Учет. Аудит. – 2015. №9. - С. 20-22.
5 Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова; под общ.ред, С. В. Виноградовой. – 3-е изд., испрю. – Минск :Выш. шк., 2015. – 464 с.
6 Герасименя, Ю. Как организовать розничную торговлю товарами через торговый объект? / Ю. Герасименя // Юрист (РБ). – 2016. – № 5. – С. 47–51.
7 Грибанова, И. В. Организация и технология торговли: учебное пособие для вузов / И. В. Грибанова, Н. В. Смирнова. – Минск – «РИПО», 2016.- 178 с.
8 Грибанова, И.В. Организация и технология торговли: учеб. пособие / B.И. Грибанова, Н.В. Смирнова. Минск: РИПО, 2019. – 195 с.
9 Егоров В.Ф. Организация торговли. / В.Ф. Егоров - СПб.: "Питер", 2018. – 352 с.
10 Ефремов А. Проблемы организации торговли // Экономист. - 2017. - № 11. - С. 57-60.
11 Климченя, Л. Развитие типов магазинов в розничной торговле: зарубежная практика. / Л. Климченя // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2017. №10. - С. 53-57.
12 О классификации форм торговли. Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 09.03.2021 г. № 14 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 25.03.2021. № 8/36489.
13 О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 г. №225-3: по состоянию на 04.01.2021 г. № 82-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 07.01.2021 г. № 2/2802.
14 Организация и технология торговли: учеб. пособие / С. Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С. Н. Виноградовой. – 3-е изд., испр. – Минск: Высшая школа, 2009. – 464 с.
15 Организация торговли: учеб. / Памбухчиянц О.В. – Минск: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 296 с.
16 Платонов. В. Н. Организация торговли : учебник / В.Н. Платовнов. – Минск : БГЭУ, 2013.− 287 с.
17 Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность : учебник / Ф.П. Половцева. – М: ИНФРА-М, 2015. – 248 с.
18 Положение о приемке товаров по количеству и качеству: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г. №1290: по состоянию на 13.10.2017 г. № 773 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 08.09.2008 г. N 5/28293.
19 Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 г. №703: по состоянию на 25.07.2021 г. № 363 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 30.06.2021 № 5/49190.
20 Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 15.01.2009 г. № 31 : по состоянию на 01.03.2019 № 143 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 06.03.2019. № 5/46219.
21 Санитарно-эпидемические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 28.08.2012. № 8/26392.
22 Станкевич, Л. Г. Организация и технология торговли: сборник заданий / Л. Г. Станкевич. – Минск: Дизайн ПРО, 2016.- 250 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема размещения этажей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Должностная инструкция товароведа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные показатели 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты