Введение
1 Состояние рынка товаров бытовой химии в Республике Беларусь
1.1 Производство и потребление товаров бытовой химии
1.2 Особенности ассортимента и потребительских свойств вспомогательных товаров для стирки
2 анализ структуры торгового ассортимента вспомогательных средств для стирки поступивших в ЧУП «Плещеницкий КоопТорг»
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧУП «Плещеницкий КоопТорг»
2.2 Изучение покупательских предпочтений на вспомогательные средства для стирки, и разработка рекомендаций для формирования конкурентоспособного ассортимента вспомогательных средств для стирки
3 Оценка уровня качества и конкурентоспособности вспомогательных средств для стирки
3.1 Методика оценки конкурентоспособности товаров
3.2 Экспертная оценка уровня качества и конкурентоспособности вспомогательных средств для стирки и разработка рекомендаций по их повышению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Популярность товаров бытовой химии неуклонно растет, расширяется области их применения, увеличиваются объемы производства.
К бытовой химии относятся химические продукты, предназначенные для различных бытовых нужд. Бытовая химия - это продукция многих отраслей промышленности. Их применение оптимизирует процессы, экономит ресурсы, но в то же время следует учитывать и негативные аспекты их использования: они токсичны и аллергенны, загрязняют окружающую среду, химически активны. Они также требуют строгого соблюдения правил эксплуатации, упаковки, хранения и реализации.
Известно, что важным элементом стирки является правильный выбор средств для стирки одежды. К ним относятся умягчение воды, отбеливание, покраснение, крахмалы, антистатические и другие вещества. Они придают продукту свежесть и восстанавливают первоначальный вид.
В рыночной экономике каждая фирма и каждая организация стремятся наиболее эффективно организовать свою деятельность. В связи с этим необходимо анализировать ассортимент реализуемой продукции, повышать конкурентоспособность вспомогательных средств для стирки.
Тема курсовой работы на данный момент является весьма актуальной, так как население повышает качество стирки и соответственно вспомогательные средства для стирки пользуются популярностью и спросом у покупателей. У покупателей популярна как отечественная, так и зарубежная продукция. В таком широком ассортименте потребителю сложно сделать правильный выбор в покупке. Необходимо учитывать моющую способность средства, наличие в составе порошка веществ, приносящих вред здоровью человека, цена средства и т.д. Ведь не всегда информация на упаковке соответствует действительному содержанию.
Основную цель данной работы можно сформулировать следующим образом: разработать рекомендации по совершенствованию ассортимента и повышению конкурентоспособности вспомогательных средств для стирки, поступающих в ЧУП «Плещеницкий коопторг» за 2016-2018 гг.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить состояние производство и потребления товаров бытовой химии;
- выявить особенности ассортимента и потребительских свойств вспомогательных товаров для стирки;
- изучить технико-экономическую характеристику ЧУП «Плещеницкий коопторг»;
1 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Производство и потребление товаров бытовой химии
Одной из наиболее крупных отраслей белорусского промышленного комплекса является химическая отрасль.
Данная отрасль в Республике Беларусь имеет особое значение и в данном сегменте задействовано более 17,5 % занятых в промышленном производстве.
Производители бытовой химии расположены практически во всех областях Республики Беларусь. Основные продукты бытовой химии выпускабт в Бресте, Осиповичах, Баранавичах (моющие средства). В Минске, Калинковичах и Витебске выпускается продукция широкого ассортимента бытовой химии.
Белорусские производители представлены:
- Брестским заводом бытовой химии - производство моющих и отбеливающих средств;
- Барановичским заводом бытовой химии - производство моющих и отбеливающих средств;
- Борисовским заводом бытовой химии - производство моющих и отбеливающих средств;
- Калинковичским заводом бытовой химии - производство моющих и отбеливающих средств.
Белорусская бытовая химия производится для реализации проектов импортозамещения. Небольшая по мировым масштабам страна стремится получить полную внешнюю независимость, поэтому сводит к минимуму импорт.
Рассмотрим подробнее производителей бытовой химии в Республике Беларусь.
Фабрика Солнца. Продукция представлена более чем десятком брендов. Есть стиральные порошки, моющие и чистящие составы. В России наибольшим спросом пользуется бытовая химия «Чайка». Благодаря бесфосфатному производству популярность набирают бренды April и Sunday.
Аквасан. Белорусско-швейцарское объединение, основанное в 1995 году. Сегодня ассортимент представлен более чем пятьюдесятью наименованиями. Самыми популярными марками стали «Прогресс», «Мастер Крот» и «Виксан».
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СТИРКИ ПОСТУПИВШИХ В ЧУП «ПЛЕЩЕНИЦКИЙ КООПТОРГ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧУП «Плещеницкий коопторг»
Частное унитарное предприятие «Плещеницкий коопторг» подчиняется Логойскому районному потребительскому обществу и является юридическим лицом, состоит на хозяйственном расчете, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка. Организация имеет печати со своим фирменным наименованием, угловой штамп, товарный знак и иные реквизиты.
Главной целью организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Организация осуществляет следующие виды экономической деятельности:
- розничная продажа всех видов деталей, компонентов и принадлежностей для автомобилей;
- розничная продажа мотоциклов, мотороллеров и принадлежностей к ним;
- оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации;
- розничная торговля в неспециализированных магазинах;
- розничная торговля книгами, газетами, канцелярскими принадлежностями;
- розничная торговля через палатки, ларьки и киоски;
- прочая розничная торговля не в магазинах;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов: дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- эксплуатация и сдача в наем собственного имущества;
- деятельность в области упаковки.
Организация осуществляет деятельность на основании законодательных актов, а также устава (приложение А).
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СТИРКИ
3.1 Методика оценки конкурентоспособности товаров
Конкурентоспособность товара — это:
- совокупность свойств реализованного объекта, удовлетворяющих ту или иную потребность человека в данный период времени в условиях конкуренции на свободном рынке;
- способность продукции быть привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию ее качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам:
Конкурентоспособность товаров отражает их способность более полно удовлетворять запросы покупателей в сравнении с аналогичными товарами конкурентов на рынке.
Оценка конкурентоспособности товаров — совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров- конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.
Существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности.
Экспертный метод определения показателей конкурентоспособности основан на учете мнений специалистов-экспертов. Эксперт – это специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Этот метод применяют в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости разработки специальных технических средств и т.п.
Экспертный метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его модификации. Известные разновидности экспертного метода применяются там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения. Учитываются специфические возможности эксперта. Например, в пищевой промышленности при оценке качества продуктов питания учитывают возможности эксперта воспринимать вкус, запах, а также его состояние здоровья. Эксперты, оценивающие эстетические и эргономические показатели качества, должны быть хорошо осведомлены в области художественного конструирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из наиболее крупных отраслей белорусского промышленного комплекса является химическая отрасль.
Данная отрасль в Республике Беларусь имеет особое значение и в данном сегменте задействовано более 17,5 % занятых в промышленном производстве.
Производители бытовой химии расположены практически во всех областях Республики Беларусь. Основные продукты бытовой химии выпускают в Бресте, Осиповичах, Барановичах (моющие средства). В Минске, Калинковичах и Витебске выпускается продукция широкого ассортимента бытовой химии.
Номенклатура потребительских свойств вспомогательных средств для стирки включает социальные, функциональные, эргономические, экологические, эстетические, а также свойства надежности и безопасности.
Частное унитарное предприятие «Плещеницкий коопторг» подчиняется Логойскому районному потребительскому обществу и является юридическим лицом, состоит на хозяйственном расчете, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка. Организация имеет печати со своим фирменным наименованием, угловой штамп, товарный знак и иные реквизиты. В 2018 году по сравнению с 2017 годом эффективность деятельности ЧУП «Плещеницкий коопторг» снижается, о чем свидетельствует снижение основных социально-экономических показателей, а, именно увеличение расходов на реализацию и сокращение прибыли от реализации. В 2018 году происходит увеличение доходов от реализации, розничного товарооборота, что свидетельствует о том, что работники организации принимают меры по повышению эффективности функционирования организации. Однако прибыль от реализации в 2018 году получена не было, а был убыток.
В работе был проведен опрос. Отметим, что в опросе участвовало из 100 человек 87 женщин и соответственно 13 мужчин, к производителям из опрошенных 20 % предъявили бы претензии.
В результате опроса было выявлено, что при выборе вспомогательных средств для стирки особое внимание уделяют таким показателям как безопасность. сохраняемость и цена, наименьшее внимание уделяют производителю.
С целью разработки конкурентоспособного ассортимента вспомогательных средств для стирки стоит магазинам ЧУП «Плещеницкий коопторг», расширить ассортимент реализуемых товаров, а также необходимо найти новых поставщиков, которые поставляют вспомогательные средства для стирки с наибольшей сохраняемостью, хорошей моющей способностью и высоким качеством.
1 В.Е. Сыцко и др. Теоретические основы товароведения. Минск: Вышэйшая школа, 2009. 208с.
2 Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский – М. : Экономиста, 2014. – 296 с.
3 Волонцевич ,Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. «Коммерч. Деятельность» / Е.Ф. Волонцевич. - Мн.: БГЭУ, 2015. - 103 с.
4 Говорова, Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 4. - с. 24-29.
5 Голубенко, О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 c.
6 Довкун И.И. Товароведение товаров из пластмасс и бытовой химии: учебное пособие. Донецк: Наука, 2015. 211 с.
7 Ильина, М.Г. Товароведение непродовольственных товаров: Практикум: Учебное пособие для нач. проф. образования / М.Г. Ильина. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 192 c.
8 Куликова, Н.Р. Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
9 Моисеенко, Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник / Н.С. Моисеенко. - Рн/Д: Феникс, 2010. - 379 c.
10 Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Урал Ун-та, 2014. – 194 с.
11 Муравина, И.В. Основы товароведения: Учебное пособие для начального профессионального образования / И.В. Муравина. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 224 c.
12 Самарин, В.И. Справочник по товароведению непродовольственных товаров. В 3-х т. Т. 2. Справочник по товароведению непродовольственных товаров: Учебное пособие для начального профессионального образования / В.И. Самарин. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 336 c.
13 Сероштан, М.В. Коммерческое товароведение: Учебник / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.А. Панасенко, В.Е. Боряев. - М.: Дашков и К, 2013. - 696 c.
14 Сыцко В.Е., Целикова Л.В., Садовский В.В. Инновационное производство товара как основа экономической стабильности предприятия // Союз науки и практики: актуальные проблемы и перспективы развития товароведения: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Гомель: БТЭУ, 2016. С.85 – 88.
15 Ходыкин, А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко. - М.: Дашков и К, 2013. - 544 c.
16 Целикова Л.В., Клюкач Т.В. Синтетические моющие средства и особенности их применения // Наука и молодежь в 21 веке: сборник тезисов II международной молодежной научнопрактической интернет-конференции. Полтава: ПУЕТ, 2016. С.108 – 110.
17 Целикова, Л.В., Сыцко, В.Е. Управление качеством, конкурентоспособностью и безопасностью товаров //Современное материаловедение и товароведение: теория, практика, образование: материалы III международной научно-практической интернет – конференции. Полтава: ПУЕТ, 2016. С. 155 – 161.
18 Целикова,Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки / Л.В. Целикова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2000. - № 2. - с. 57–67.
19 Чалых, Т.И. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров: Учебник для бакалавров / Т.И. Чалых, Е.Л. Пехташева, Е.Ю. Райкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 760 c. Яковенко, Н.В. Товароведение непродовольственных товаров: Рабочая тетрадь: Учебное пособие для начального проф. образования / Н.В. Яковенко. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 112 c.
20 Щиборщ, К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / К.В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 2.- с. 92.