Эффективность торговли туристическими услугами Республики Беларусь на международном рынке
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эффективность торговли туристическими услугами Республики Беларусь на международном рынке»
по дисциплине: «Экономика туристической индустрии»
2022
45.00 BYN
Эффективность торговли туристическими услугами Республики Беларусь на международном рынке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика туристической индустрии
Организация: Центр туризма Южный край, ООО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
Поделиться
Введение
1. Теоретические подходы к оценке эффективности внешней торговли туристическими услугами
1.1 Роль и место туризма в международной торговле услугами
1.2 Макроэкономические показатели торговли услугами
1.3 Методика оценки эффективности торговли туристическими услугами
2. Анализ эффективности торговли туристическими услугами Республики Беларусь на международном рынке
2.1 Анализ статистических показателей по внешней торговле туристическими услугами
2.2 Оценка эффективности торговли туристическими услугами Республики Беларусь на международном рынке
3. Пути повышения экспорта туристических услуг
3.1 Основные направления повышения экспорта услуг
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия мир кардинально изменился: быстрый рост технологий, инноваций и, следовательно, экономики привел к изменению образа жизни людей. Из-за того, что у них было больше материальных ресурсов, они начали тратить часть не только на товары первой необходимости, но и на развлечения. Туризм – их главная составляющая. Рост популярности туристических услуг обусловлен несколькими факторами: во-первых, они стали более доступными; во-вторых, путешествие – это получение новых знаний и эмоций; в-третьих, смена среды необходима человеку, чтобы отвлечься от работы и повысить свою продуктивность.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли, как транспортная отрасль, гостиничный и ресторанный бизнес, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие. Это один из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие инфраструктуры внутри страны, действует как катализатор социально-экономического развития государства.
Помимо воздействия на экономику, туризм влияет на социальную, культурную и экологическую среду. Индустрия туризма способствует развитию культуры и образования, сохранению национальной культуры регионов и стран, развитию организации общения и отдыха, восстановлению человеческих сил. Также туризм является одним из факторов, влияющих на повышение престижа страны, рост ее значения в мировом сообществе и среди граждан. В целом индустрия туризма во многих странах мира в значительной степени развита, что позволяет говорить о ее значении в мировой экономике в целом.
По оценкам Всемирной туристской организации, международный туризм сегодня – это 7% мирового экспорта товаров и услуг (третья позиция после экспорта углеводородов и продуктов химического производства) и 10% мирового ВВП. Каждое одиннадцатое рабочее место создано в сфере туризма.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящий период времени осуществляется становление в Республике Беларусь развитых рыночных отношений, а в следствии этого происходит формирование рынка международных туристских услуг. В Беларуси сфера туристических услуг является одним из перспективных секторов экономики. Факторами, определяющими быстрые темпы ее развития, являются: выгодное географическое положение нашей страны; наличие трансъевропейских транспортных магистралей и туристической инфраструктуры; многочисленные памятники истории и культуры, расположенные практически по всей территории Беларуси; реализация государственных программ по развитию туризма и инвестпроектов республиканского и регионального значений; продвижение положительного имиджа «Спортивной Беларуси» на международной арене, развитие спортивной инфраструктуры, увеличение количества проводимых международных спортивных мероприятий.
1. Теоретические подходы к оценке эффективности внешней торговли туристическими услугами
1.1 Роль и место туризма в международной торговле услугами
Международный туристический рынок включает совокупность национальных туристских рынков, имеющих свои специфические черты, емкость, определенные виды туристских услуг, особенности инфраструктуры, уровень цен и т.д. В соответствии с особенностями социально-экономического и исторического развития туристские рынки классифицируются в научной литературе следующим образом:
- рынки стран, где туризм зародился и получил свое развитие как форма проведения досуга. Это европейские высокоразвитые страны (Великобритания, Швейцария, Франция и др.), США и Канада, где туризм стал составной частью жизни населения. Они отличаются высоким уровнем развития туристской инфраструктуры, многообразием туристских предложений;
- рынки стран, где туризм вошёл в стиль жизни населения постепенно в формах, присущих для массового туризма (например, постсоциалистические страны Европы). Здесь деформированная индустрия туризма перестраивается благодаря инвестиционным вливаниям и ориентируется на стандарты мирового уровня;
- рынки стран, где туризм воспринимается как способ получения дохода, а не как способ проведения свободного времени (развивающиеся страны). Эта группа стран делится на два основных подтипа:
а) страны, где развитие туризма базируется на основе использования уникальных природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов;
б) страны, имеющие благоприятные условия для получения международного капитала (например, островные). В этих странах туристская инфраструктура развивается на основе имеющегося спроса преимущественно в странах первого класса [22].
Также туристский рынок представляет собой экономическую систему взаимодействия четырех основных элементов:
1) туристского спроса;
2) предложения туристского продукта;
3) цены;
4) конкуренции.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Туристский рынок можно рассматривать в качестве:
- совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
- инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
- сферы реализации туристского продукта;
- сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.
2. Анализ эффективности торговли туристическими услугами Республики Беларусь на международном рынке
2.1 Анализ статистических показателей по внешней торговле туристическими услугами
С обретением независимости Беларусь как новое государство вызвала к себе интерес на мировом рынке туристических услуг и тем самым значительно расширила географию международных связей. В условиях независимости возросло внимание к использованию туристического потенциала страны, формированию на его основе диверсифицированного туристического продукта для последующей реализации его на мировом рынке туристических услуг. Фундаментальной основой создания конкурентоспособного национального туристического производства стало становление в 1990-е гг. системы рыночных отношений, повлекшее формирование рынка туристических услуг и появление конкуренции между производителями туристических услуг. В то же время Беларусь испытывала воздействие ряда негативных факторов, связанных с распадом единого туристического пространства на территории бывших союзных республик; ликвидацией существовавшей ранее туристической системы, обеспечивающей приток в Беларусь туристов; последствиями острого социально-экономического кризиса на начальном этапе структурных преобразований национальной экономики и др. [32].
Условия функционирования национального рынка туристических услуг в период становления белорусской государственности можно охарактеризовать как крайне сложные. Беларусь, испытывая социально-экономический кризис, в 1990-е гг. в значительной степени утратила свою туристическую привлекательность. Однако упрощение процедуры выезда туристов за пределы страны привело к существенному увеличению числа зарубежных поездок граждан Беларуси
Под влиянием этих факторов в динамике и структуре международных туристических потоков на рынке туристических услуг Беларуси произошли существенные сдвиги. Если в 1970-1980-е гг. въездной туризм развивался в Беларуси более высокими темпами, чем выездной, то с началом 1990-х гг. ситуация существенно изменилась. На фоне резкого сокращения объема организованных туристических потоков в Беларусь (в 1,6 раза с 1992 г. по 1997 г.) наблюдался масштабный рост спроса на зарубежные туристические услуги (в 3,1 раза за аналогичный период).
В настоящее время развитие рынка туристических услуг в Республике Беларусь как высокоприбыльного сектора экономики является важным фактором социального развития и культурного подъема Беларуси. Рассмотрим основные показатели развития туризма в Республике Беларусь (таблица 2.1).
3. Пути повышения экспорта туристических услуг
3.1 Основные направления повышения экспорта услуг
Дальнейшее развитие рынка международных туристических услуг Беларуси связано с совершенствованием системы государственного регулирования деятельности гостиничных предприятий, разработать единые правовые нормы, а также установить минимальные параметры средств размещения, качества предоставляемых услуг [12, с. 32]. Главная задача стандартизации – достижение оптимальной (с точки зрения социальной, технической и экономической необходимости и приемлемости) степени упорядоченности и рентабельности в этой сфере.
С целью повышения конкурентоспособности отрасли необходимо применить кластерный подход: объединение, в том числе с предприятиями малого и среднего предпринимательства в сфере гостиничного бизнеса, проведение единой ценовой и маркетинговой политики, расширение объема производства туристических товаров и услуг, совместное планирование внедрения современных технологий обслуживания, снабжения и др.
В соответствии с тенденциями мирового туристического и гостиничного рынка для увеличения уровня загрузки белорусских гостиниц целесообразно осуществление комплекса мероприятий.
- Привлечение туристов из стран Юго-Восточной Азии (прежде всего Китая), Ближнего Востока, Северной Америки. Для этого необходимо упрощение визовых процедур, установление сотрудничества с международными и местными туроператорами; развитие пассажирских авиаперевозок, снижение стоимости авиабилетов; участие в различных мероприятиях, акциях, проводимых в данных странах. Важно сделать образ Беларуси узнаваемым в мире. Целесообразно распространение в минских гостиницах восточной кухни, массажа, а также принципов фен-шуй в обстановке номеров.
- Развитие молодежного туризма. Здесь главный фактор – наличие современной информационно-коммуникационной среды, основанной на использовании Интернета и технологических инноваций, включая возможность онлайн-бронирования и бесконтактной системы заселения и выписки в гостиницах, разработку гостиничных веб-сайтов и интернет-рекламу с большим набором мультимедийных возможностей, маркетинг гостиничных услуг в социальных сетях [15, с. 18].
- Туризм для пожилых людей (в возрасте старше 80 лет) и людей с ограниченными возможностями – требует налаженной системы безбарьерной среды, предоставления дополнительных услуг, например, по перевозу и разбору багажа, сопровождению при осмотре достопримечательностей и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, туристический рынок преследует три основные цели: максимальное качественное и количественное удовлетворение психологического опыта туристов; максимизировать доход предприятий туристической индустрии и других отраслей, занимающихся обслуживанием туристов; максимально увеличить расходы туристов во время путешествий.
Мировой рынок туристических услуг играет важнейшую роль в развитии государства, обеспечивает повышение его конкурентоспособности, расширяет финансовые возможности, формирует благоприятную внешнеполитическую среду, способствует улучшению благосостояния населения и его культурному развитию, расширению международного сотрудничества государства и его интеграции в глобальное экономическое пространство. Структуру рынка туристических услуг формируют предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.
Международное сообщество предпринимает меры по стимулированию роста международной торговли услугами, максимизируя при этом прибыльность данной сферы мирового хозяйства. Всемирная туристическая организация (ЮНВТО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, уполномоченным содействовать развитию ответственного, устойчивого и общедоступного туризма. В состав ЮНВТО входят 159 стран, 6 ассоциированных членов, два постоянных наблюдателя и более 500 членов-партнеров, представляющих частный сектор, образовательные учреждения, туристические ассоциации и местные органы управления туризмом
Мировой рынок туристических услуг становится источником не только поступления иностранной валюты, но и служит одной из причин создания новых рабочих мест. Статистические данные показывают, что, несмотря на кризисы, политическую нестабильность в современном мире за последние годы мы все же видим позитивный характер тенденций развития туризма во всем мире. Благодаря обилию рекламы, техническому прогрессу, доступности информации возрастает возможность общения между разными странами, народами, что позволяет людям понимать лучше друг друга, идет взаимное обогащение. Количество путешествующих с каждым годом возрастало до начала пандемии.
Из-за пандемии коронавируса число международных турпоездок сократилось в 2020 году на миллиард или 74% от уровня 2019 года. В настоящее время эксперты UNWTO показывают неоднозначный прогноз на 2022 год. По данным ВТО, представители туристической отрасли ожидают восстановления в первую очередь туризма под открытым небом, а также внутреннего туризма.
1. Абдулгазис В. С. Анализ динамики экспорта и импорта на мировом рынке туристических услуг / В. С. Абдулгазис, А. Р. Чалбаш // Теория и практика современной науки : международный научно-практический журнал. – 2017. – № 6 (24).
2. Абдулгазис В. С. Глобализация и ее влияние на развитие мирового рынка туристических услуг / В. С. Абдулгазис, А. У. Абдулгазис // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сборник научных трудов III Международной научнопрактической конференции (24 марта, 2017). – Симферополь : ИП Хотеева Л.В., 2017. – С. 16–18.
3. Абдулгазис В. С. Детерминанты развития международного туризма / В. С. Абдулгазис, А. У. Абдулгазис // Теория и практика современной науки : международный научнопрактический журнал. – 2017. – № 5 (23).
4. Адаманова З. О. Тенденции развития международного туризма и императива модернизации туристической индустрии / З. О. Адаманова // Проблемы современной науки: сборник научных трудов. Выпуск 16. – Ставрополь : Логос, 2015. – С. 154–162.
5. Александрова А.Ю., Международный туризм // Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2018. – 470 с.
6. Багиев Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. П. Анн. - СПб.: Питер, 2018. – 576 с.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М. – СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2018. – 544 с.
8. Богомазова, И.В., Яковенко, О.В. Рынок международного туризма: состояние и тенденции развития / И.В. Богомазова, О.В. Яковенко // Научный результат. – 2016. - № 2. – С. 7-14.
9. Братенкова, Т. М. Маркетинг в туристической индустрии : тексты лекций для студентов специальности 1-89 02 02 «Туризм и природопользование» / Т. М. Братенкова. – Минск : БГТУ, 2014. – 127 с.
10. Вспомогательный счет туризма Республики Беларусь за 2018 год [Электронный ресурс]URL: режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/fd9/fd97be9a15b10aae1a062380cfaf7242.pdf.
11. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Изд-во РАГС, 2018. – 616 с.
12. Гурьева, М.В. Мировой рынок туристских услуг: тенденции и перспективы / М.В. Гурьева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. - № 1. – С. 18-24.
13. Гусев, Н.И. Специфика управления туристской индустрией / Н.И. Гусев // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. - № 56. – С. 94-98.
14. Джум Т.А. Ocнoвы фopмиpoвaния и paзвития кoнкуpентнoгo пpеимущеcтвa пpедпpиятий cфеpы уcлуг / Т.А. Джум, Е.Л. Заднепровская // Всборнике: Актуальные проблемы правового, экономического и социальнопсихологического знания: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 85-89.
15. Дурович А.П. Маркетинг в туризме : учебное пособие / А.П. Дурович. – М. : Новое знание, 2019. – 496 с.
16. Еременко, И. А. Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг / И. А. Еременко, М. Н. Безуглова, А. Д. Ганзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 490-493.
17. Иванов Н.Н. Стратегия франчайзинга в современных условиях функционирования организаций сферы услуг // Проблемы современной экономики. 2018. № 1. С. 38-45.
18. Илясова, Ю.В. Тенденции развития международного рынка туристических услуг / Ю.В. Илясова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 79-83.
19. Капустина О. И., Ворох Н. И., Смирнова Г. А. Исследование рынка туристских услуг (на материалах Смоленской области): монография.— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2017. — 190 с.
20. Карчевская, Е.Н. Анализ национального туристского комплекса / Е.Н. Карчевская // Вестник Гомельского гос. техн. ун-та им. П.О. Сухого. – 2018. – № 2. – С. 109-114.
21. Квартальнов В.А. Туризм: учеб. – М.: Финансы статистика, 2010. – 320 с.
22. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. - Москва: Гостехиздат, 2015. – 126 c.
23. Котонос, В.А. К вопросу о проблеме развития въездного туризма на территории Республики Беларусь / В.А. Котонос // Проблемы и пути социально-экономического развития: статья в сборнике трудов конференции. – Минск, 2017. – С. 33 – 36.
24. Краснов М. М. Возможности сельскохозяйственного и несельскохозяйственного предринимательства в сельской местности // Аграрный научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 84–87.
25. Кузменкова, А.И., Слюсарева, Е.А. Индустрия гостеприимства и туризма как активный фактор развития экономики Республики Беларусь и потребительской кооперации / А.И. Кузменкова, Е.А. Слюсарева // Потребительская кооперация. – 2017. – № 4. – С. 15-19.
26. Курочкина И. Г. Функциональная трансформация субъектов международных отношений / И. Г. Курочкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2015. – № 2 (50). – С. 49–54.
27. Масилевич, Н. А. Экономика туристического рынка : тексты лекций для студентов специальности 1-89 02 02 «Туризм и природопользование» / Н. А. Масилевич. – Минск : БГТУ, 2015. – 128 с.
28. Масташова, М.В. Современные тенденции развития туризма и туристические маршруты по Беларуси / М.В. Масташова // Университетский спорт в современном образовательном социуме. – Минск: БГУФК, 2016. – Ч. 4. – С. 120-123.
29. Михальчук А.В. Туризм как проявление социальных аспектов потребительских предпочтений // Вестн. Тихоокеанского гос. ун-та. – 2016. – № 4 (43). – С. 229-236.
30. Насковец М. Т. Комплексное развитие рынка туристических услуг на основе формирования инструментария интегрированных маркетинговых коммуникаций охотничьего хозяйства государственного лесохозяйственного учреждения // Тр. БГТУ. Сер. 2: Лес. и деревообрабатывающая пром-ть / Белорус. гос. технол. ун-т. – Минск, 2016. – № 2. – С. 70–74.
31. Официальный сайт Министерства культуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. – Режим доступа: http:// unesdoc.unesco.org/images//0013/001325/132540r.pdf.
32. Сайт Всемирной туристической организации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2017-10-15/eksportnye-postupleniya-ot-mezhdunarodnogo-turizma-vozrosli-do-15-trilliona.
33. Санникова, И.Н. Современное состояние международного туризма в мировой экономике / И.Н. Санникова // Вестник магистратуры. – 2016. – № 4. – С. 64-65.
34. Скворцова, П.А., Ревина, Е.В. Международный туризм как составляющая мировой торговли / П.А. Скворцова, Е.В. Ревина // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2017. – № 2. – С. 216-217.
35. Современные тенденции развития международного туризма в мире и Республике Беларусь в условиях глобализации : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию основания каф. междунар. туризма фак. междунар. отношений Белорус. гос. ун-та, Минск, 12 окт. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Л. М. Гайдукевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – 291 с.
36. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. – С. 348 – 349.
37. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: Стат. Сб.- Минск, 2020. [Электронный ресурс]URL: режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public_compilation/index_17415/.
38. Шпырня О.В. Современные подходы в маркетинге туристских услуг // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2015. – № 2. – С. 77-78.
39. Штрек П.А. Экологизация управления в сфере туристско-рекреационных услуг: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 ГОУ ВПО «Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов». – СПб., 2019.— 18 с.
40. Яковенко, А.Е., Лепешев, Д.И. Анализ эффективности международного туристического бизнеса / А.Е. Яковенко, Д.И. Лепешев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 1. – С. 324-329.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты