Анализ формирования и использования валовых доходов от торговой деятельности организации
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ формирования и использования валовых доходов от торговой деятельности организации»
по дисциплине: «Экономика»
2022
45.00 BYN
Анализ формирования и использования валовых доходов от торговой деятельности организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика
Организация: Рогачевское РАЙПО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по труду 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Основные средства 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Форма №3 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет по торговле 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по труду 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Основные средства 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Форма №3 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет по торговле 2019-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОХОДОВ РОГАЧЕВСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОПО
1.1 Понятие, значение и виды доходов в торговой организации
1.2 Экономическая сущность и виды доходов от торговой деятельности
1.3 Источники формирования доходов от торговой деятельности торговой организации
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВЫХ ДОХОДОВ РОГАЧЕВСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика Рогачевского филиала Гомельского ОПО
2.2 Анализ формирования и использования валовых доходов
2.3 Факторный анализ валовых доходов
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВАЛОВЫХ ДОХОДОВ РОГАЧЕВСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации на 2021-2025 гг. основной целью в торговой отрасли является наиболее полное обеспечение потребностей населения в широком спектре высококачественных товаров по доступным ценам с развитием новых объектов современного формата, формированием комфортной потребительской среды в зоне деятельности Белкоопсоюза, в частности, за счет быстрого и качественного автоматизированного обслуживания.
Критерием качественных структурных преобразований станет сохранение потребительской кооперации как конкурентоспособного торгового оператора в Республике Беларусь и позиционирование в статусе единой торговой сети с развитой мультиформатной моделью торговли.
Спецификой деятельности потребительской кооперации является ее многоотраслевой характер деятельности, позволяющий за счет диверсификации и развития наиболее конкурентоспособных отраслей получать регулярный доход от осуществления хозяйственной деятельности.
Актуальность темы заключается в том что, управление доходами является одной из важнейших задач менеджмента у коммерческих организаций. Для его осуществления требуются теоретические и практические навыки анализа доходов, который помогает выявить пути их максимизации и принять грамотные и своевременные управленческие решения. Одним из основных требований успешного функционирования организаций в условиях рыночной экономики является безубыточность основной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Значимость данной темы определяется тем, что организации розничной торговли, на сегодняшний день являются наиболее динамично развивающимися, занимают лидирующие позиции в структуре валового внутреннего продукта Республики Беларусь, что обеспечивает заметную часть налоговых поступлений в бюджет, положительно влияет на финансовые позиции собственника и стабильность государства. Эффективная деятельность организаций розничной торговли обеспечивается должным уровнем финансового управления доходами. В практическом плане финансовое управление рассматривается как целенаправленное воздействие на доходы и на финансовые ресурсы за счет достижения баланса максимизации экономической выгоды и минимизации экономического убытка.
1 СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОХОДОВ РОГАЧЕВСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОПО
1.1 Понятие, значение и виды доходов в торговой организации
Учитывая многоотраслевой характер деятельности потребительской кооперации в Концепции развития потребительской кооперации на 2021-2025 гг. рассмотрены направления развития по каждой ее отрасли. В частности, стратегическими направлениями развития торговой отрасли потребительской кооперации для увеличения ее доходов до 2025 года являются:
− автоматизация бизнес - процессов торговли, что позволит вывести на конкурентные позиции отрасль и повлечет за собой принципиальные преобразования в торговой сфере деятельности;
− развитие дистанционной торговли с обеспечением доставки товаров на территории, обслуживаемой потребительской кооперацией;
− улучшение имиджа торговой отрасли потребительской кооперации за счет позиционирования единства торговой сети «Родны кут»; развития магазинов узкоспециализированных форматов, в т.ч. по реализации непродовольственной группы; совершенствования республиканской программы лояльности; участия в эко-программах;
− развитие материально-технической базы торговых объектов с внедрением современных подходов в организации торгово-технологических процессов. Внедрение современных технологий, направленных на создание максимального удобства покупателям в приобретении товаров, в т.ч бесконтактные и мобильные платежи;
− обеспечение потребительского рынка товарными ресурсами преимущественно отечественных производителей, качественное улучшение структуры товарооборота за счет увеличения доли продаж овощей, фруктов, рыбных продуктов, экологически чистой сельскохозяйственной продукции, что будет содействовать формированию сбалансированного рациона питания населения;
− продолжение работы закупочных комитетов по улучшению условий сотрудничества с поставщиками с использованием инструментов бизнес-анализа на базе системы LS Fusion (анализ цен; оборачиваемости; АВС-анализ и др.);
− обеспечение автоматизации торгово-распределительных складов на базе системы LS Fusion для эффективного управления товарными запасами и оптимизации издержек обращения.
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВЫХ ДОХОДОВ РОГАЧЕВСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика Рогачевского филиала Гомельского ОПО
В 1916 году в Минской и Могилевской губерниях возник ряд союзов потребительских обществ, среди них – Торгово-промышленное объединение коператоров Рогачевского района.
В среднем каждый кооператив обслуживал до 4,5 тысяч человек.
Потребительское общество включало в себя домолавки. Уже к концу 1922 года потребительская кооперация полностью перешла к денежным расчетам с населением. К этому времени вышел Декрет Совнаркома / 07 апреля 1921 года /, которым были сняты все ограничения в области заготовок и реализации потребительской кооперации излишек сельскохозяйственной продукции и ремесленных изделий и товаров.
В то время, когда социально-экономический уровень развития села был невысокий, к тому же, практически отсутствовали транспортные связи между населенными пунктами, численность населения, обслуживаемого коперативом оставалось достаточно высокой. В 1925 году 9 торговых предприятий Рогачева обслуживали в пределах 11тысяч населения, в 1927 году 11 предприятий обслуживало уже 13 тысяч населения. К 1928 году в потребительском обществе района насчитывалось 14 домолавок, на одну домолавку приходилось в среднем 853 пайщика.
В эти годы создается сеть сельмагов, совершенствуется система заготовок и закупа сельхозпродукции, организуется их переработка и реализация.
В июне 1928 года состоялся Всебелорусский съезд потребительской кооперации республики, который явился началом создания Белкоопсоюза.
В период фашисткой оккупации Белоруссии деятельность Белкоопсоюза была временно прекращена. Возобновил работу Гомельский областной союз с сентября 1943 года. С 1 января 1944 года возобновил работу Рогачевский райпотребсоюз. В послевоенные годы восстановления строятся предприятия торговли, общественного питания.
По состоянию на 1998 год в состав Рогачевского филиала Гомельского ОПО входило 8 структурных подразделений. В ходе реорганизаций, проводимых в системе райпо все структурные подразделения были ликвидированы путем присоединения.
В 1994 году Рогачевский райпотребсоюз переименован в Рогачевское районное потребительское общество / райпо/.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВАЛОВЫХ ДОХОДОВ РОГАЧЕВСКОГО ФИЛИАЛА ГОМЕЛЬСКОГО ОПО
Результаты анализа, проведенного во второй главе курсовой работы показали, что уровень валового дохода с 2018 года к 2020 году Рогачевского филиала Гомельского ОПО увеличился с 17,00% до 18,24%. Для увеличение увеличения валового дохода в торговле необходимо, чтобы тем роста доходов от основной текущей деятельности превышал аналогичные расходы и производилась реализация товаров с наибольшей торговой надбавкой. Для роста доходов Рогачевского филиала Гомельского ОПО предлагаем рассмотреть мероприятия по росту розничного товарооборота и покупной стоимости товаров, а особенно, занимающих основной удельный вес в розничном товарообороте филиала: алкогольной и мясной продукции.:
Для дальнейшего увеличения объема реализации товаров розничной торговли филиала и соответственно выручки от реализации товаров, считаю, что необходимо открыть мелкооптовую секцию. Это позволит реализовывать товары по более привлекательным для покупателя ценам, но в количестве, определяемом магазином (от 4 кг, от 6-10 единиц и т.п.), то есть в объеме, с которого магазину выгодно реализовывать данный товар по сниженной цене. Это мероприятие приемлемо для товаров, по которым поставщики предоставляют скидку. Если это фрукты или овощи, то данная мера позволит увеличить их реализацию не только среди населения, но и предпринимателей, имеющих свои торговые точки, учитывая, что это скоропортящийся товар. То есть снизятся расходы на естественную убыль. Выгода магазинов – ускорение оборачиваемости товаров с последующим ростом товарооборота и прибыли.
По предварительно проведенным расчетам объем реализации товаров, а соответственно, выручка от реализации товаров за счет открытия мелкооптовой секции увеличится на 5 % к уровню 2020 года.
Увеличение товарооборота будет также способствовать организация Интернет-доставки товаров по составленному покупателями списку. Перечень товаров, доставку которых можно заказать, должен быть размещен на сайте филиала. Для того чтобы доставка товаров на дом покупателю была выгодна для магазина, необходимо рассчитать сумму минимальной покупки, позволяющей окупить расходы на доставку товаров на дом покупателя.
По предварительно проведенным расчетам объем реализации товаров, а соответственно выручки от реализации товаров за счет организации Интернет-доставки заказанных по списку заказчиков по телефону или Интернет товаров увеличится на 3 % к уровню 2020 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важное теоретическое и практическое значение анализа валовых доходов торговой организации, поиск резервов и направлений их увеличения, новый подход к решению ряда актуальных вопросов в этой области предопределили выбор темы курсовой работы.
Определение понятия «доход», виды, состав и порядок учета в Республике Беларусь регламентируется Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (с изм. от 22.12.2018 №74).
Доход, в авторской редакции, определяется как базовый входной критерий наличия экономической выгоды, сформированный в результате деятельности хозяйствующего субъекта, измеренный в денежных и/или натуральных единицах, предназначенный для дальнейшего покрытия расходов и формирования чистой нераспределенной прибыли.
На уровне организации торговли валовой доход – это разница между денежной выручкой от реализации товаров по розничным (оптовым) ценам за минусом налогов и сборов (пошлин) и их покупной стоимостью. Эта разность представляет собой сумму реализованных:
− торговых надбавок (скидок) – в розничных торговых организациях;
− оптовых и снабженческо-сбытовых надбавок (скидок)– в оптовых торговых организациях;
− наценок на собственную продукцию (сырье) и часть покупных товаров, а также торговых надбавок (скидок) на покупные товары – в организациях общественного питания.
Валовой доход измеряется в абсолютном и относительном выражениях. Его показателями являются сумма и уровень.
По своей сущности оптовая и торговая надбавки, а также торговая скидка предназначены для покрытия, управленческих расходов, расходов на реализацию товаров торговыми организациями, уплаты всех установленных налогов и неналоговых платежей и получения прибыли от реализации.
Объектом исследования в курсовой работе является Рогачевский филиал Гомельского ОПО. До 2019 года это было Рогачевское райпо. В 2019 году Рогачёвское райпо реорганизовано в Рогачевский филиал Гомельского областного потребительского общества (ОПО) с присоединением Жлобинского и Буда-Кошелевского райпо. В потребительской кооперации занято более 500 человек, в т.ч. по Рогачевскому району около 350 человек.
1. Айзинова, И. М. Розничная торговля в системе экономических и социальных координат. Часть 2. Розничная торговля и благосостояние населения / И. М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3. С. 96 107.
2. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб.-практ. пособие. / М.С. Абрютина, А. Грачев Москва: «Дело и сервис», 2018. 144 с.
3. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М. : ИНФРА-М, 2016. 214 с.
4. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. Минск : Выш. шк., 2015. 688 с.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-3 (в ред. от 31.12.2021 г. №141-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
6. Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. М. : КНОРУС, 2016. 376 с.
7. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания : учеб. для вузов / Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. – Минск : Выш. шк., 2008. 383 с.
8. Затолгутская, Н.Н. Классификация доходов и ее использование в управленческом учете / Н.Н. Затолкутсккая, А.С. Барташевич [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://lib.i-bteu.by/bitstream/handle/.
9. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (с изм. от 22.12. 2018 №74) [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
10. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. М. : КНОРУС, 2016. 720 с.
11. Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях : учеб. пособие для вузов / Н.А. Казакова. М. : ИНФРА-М, 2015. 288 с.
12. Коробкин, А.З. Экономика торговли : учеб. наглядное пособие для реализ. содерж. образ. прогр. высш. образ. 1 ступени и переподгот. рук. работников и специал. / А.З. Коробкин ; Белкоопсоюз, БТЭУ. - Гомель: БТЭУ, 2015. - 344 с.
13. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учеб. для вузов / Л.И. Кравченко. М. : Новое знание, 2007. 509 с.
14. Малугин, В.А. Количественный анализ в экономике и менеджменте : учеб. для вузов / В.А. Малугин, Л.Н. Фадеев. М. : ИНФРА-М, 2016. 615 с.
15. МАРТ вводит временное регулирование цен на социально значимые товары [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/mart-vvodit-vremennoe-regulirovanie-tsen-na-sotsialno-znachimye-tovary/.
16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 г. [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf.
17. Нечеухина, Н.С. Теоретические подходы к формированию и измерению дохода / Н.С. Нечеухина, Мустафина О.В. [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-formirovaniyu-i-izmereniyu-dohoda/.
18. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 г. № 104 (в ред. от 22.12.2018 г. №74) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
19. О потребительской кооперации: Закон Респ. Беларусь от 25.02.2002 г., № 93-З [Электронный ресурс] – 2022. Режим доступа: http:// pravo.by.
20. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 янв. 2014 г. №128-З (в ред. от 04.01.2021 г. № 81-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
21. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь и Мин-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011 г. №140/206 (в ред. от 22.02.2016 г. № 9/10) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
22. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 (с изм. и доп. от 22.12.2016 г. №48) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
23. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы от 29 июля 2021 года №292 [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.
24. Пигунова, О. В. Состояние и тенденции развития розничной торговой сети как базовой основы торговли потребительской кооперации в Рес-публике Беларусь / О. В. Пигунова // Потребительская кооперация. 2016. № 1. С. 8 15.
25. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М. : ИНФРА-М, 2015. 519 с.
26. Финансы организации : учеб. пособие для вузов / [О.А. Пузанкевич, В.М. Марочкина, С.О. Наумчик и др.] ; под ред. О.А. Пузанкевич. Минск : БГЭУ, 2016. 191 с.
27. Шабуня, О.Н. Экономика торговли : учебно-методический комплекс / О.Н. Шабуня. Минск : БГАТУ, 2017. 136с.
28. Экономика торговли : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Н.С. Шелега, Р.П. Валевич. Минск : Выш. шк., 2012.559 с.
29. Экономика организации торговли : учеб. пособие для вузов / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. - Мн. : БГЭУ, 2010. - 671 с.
30. Экономика предприятий торговли : учеб. пособие для вузов / [Н.В. Максименко, Е.Е. Шишкова, Т.В. Емельянова и др.] ; под ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Минск : Выш. шк., 2008. 542 с.
31. Экономика торговли : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.: А.З. Коробкин, С.Н. Лебедева, Н.А. Сныткова, Т.Н. Сыроед] ; под ред. А.З. Коробкина. Минск : Выш. шк., 2020. 220 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по труду 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Основные средства 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Форма №3 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет по торговле 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о затратах 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по труду 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Основные средства 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Форма №3 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отчет по торговле 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты