Декоративное рисование как средство развития воображения учащихся с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Декоративное рисование как средство развития воображения учащихся с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2022
45.00 BYN
Декоративное рисование как средство развития воображения учащихся с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Организация: Средняя школа №12, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Метод диагностики воображения речевого «Вербальная фантазия» Р.С. Немова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы декоративного рисования как средства развития воображения учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия «интеллектуальная недостаточность»
1.2 Особенности развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности применения декоративного рисования как средства развития воображения у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование применения декоративного рисования как средства развития воображения у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в настоящее время социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями считается одним из национальных приоритетов. Младшие школьники с нарушениями интеллекта – самая большая группа детей с ограниченными возможностями.
В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Я.И. Шиффа и других их развитие заметно отличается от нормы. Они характеризуются замедленным темпом, слабой познавательной активностью, низкой работоспособностью и трудностями в формировании высших психических функций, которые вызваны органическим поражением центральной нервной системы.
Одним из важнейших компонентов рефлексивной деятельности ученика, независимо от типа его развития, является воображение, которое создает новые образы на основе переработки имеющихся представлений и впечатлений. Будучи тесно связанным со всеми когнитивными процессами, воображение, как и мышление, является обобщенной и опосредованной формой познания. Она также отражает потребности, опыт и отношение человека.
В отличие от восприятия, памяти и мышления у людей с нарушениями интеллекта, воображение мало изучено. В работах И.Л. Баскаковой, Л.С. Выготского, Г.М. Дурнева, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, М.М. Нудельмана, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейна, В.Н. Синева, Я.И. Шиффа и других описаны молодые люди с нарушениями интеллекта. познавательной деятельности школьников, давая лишь приблизительную картину их воображения. Как и другие психические процессы при умственной отсталости, воображение менее активно, пассивно и плохо регулируется.
Глава 1. Теоретические основы декоративного рисования как средства развития воображения учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия «интеллектуальная недостаточность»
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой нарушение психофизического развития ребенка, которое значительно различается по структуре, тяжести и возможностям коррекции (компенсации) нарушения развития. С психолого-педагогической точки зрения этих детей объединяет значительная общность отставания в психологическом развитии, проявляющаяся в недостаточном развитии в когнитивной и аффективно-волевой сферах и средней личностной активности, что приводит к определенным трудностям в процессе школьного обучения.
Интеллектуальная недостаточность – это нарушение нормального темпа развития, при котором ребенок остается в дошкольном, игровом круге интересов, когда достигает школьного возраста [3, с.68].
Интеллектуальная недостаточность – это стойкое, необратимое нарушение когнитивной деятельности, вызванное органическим повреждением головного мозга. Вот основные признаки, на которые следует обратить внимание при постановке диагноза: стойкость и необратимость нарушения, и его органическое происхождение.
Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка:
- наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (умственное недоразвитие родителей, нарушение хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);
- патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);
- патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка:
- родовая травма и асфиксия;
- нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка (особенно в первые месяцы жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка);
- травмы мозга [4, с.58].
Глава 2. Эмпирическое исследование применения декоративного рисования как средства развития воображения у учащихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №12» г. Витебска. В исследовании приняли участие 36 учащихся младшего школьного возраста (6-7 лет) с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Выборка составила 10 девочек и 26 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
4. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы: анализ литературных источников, тестирование, проективные методики.
Методики исследования:
1. Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской.
Цель: выявление уровня развития воображения. Дети получают листы бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей. Им предлагается нарисовать все, что они захотят. На выполнение задания отводится 4-5 минут. С помощью методики можно выявить уровень развития воображения – от очень низкого до очень высокого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дети с интеллектуальной недостаточностью представляют собой особую группу нарушений психофизического плана, что определяется развитием ребенка в компенсации тех или иных нарушений. Основным нарушением у данной категории детей является нарушение познавательной деятельности, что основано на повреждении коры головного мозга.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерным является нарушение развития функции воображения. Воображение данной категории детей во многих отношениях отличается фрагментарностью, неполнотой и сложностями в рамках развития различных мыслительных операций.
Декоративное рисование обладает большим потенциалом для развития мыслительных функций у детей с интеллектуальными нарушениями, а том числе оказывают положительное влияние на развитие воображения. Обучение декоративному рисованию представляет собой длительный процесс развития личностных качеств ребенка. Основными методами обучения декоративному рисованию является беседа, показ, рисование по образцу.
С целью формирования представления о уровне развития воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик:
– Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской;
– Субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса;
– Метод диагностики воображения речевого «Вербальная фантазия» Р.С. Немова;
– Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.
1. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / О.В. Боровик. – М.: Академия, 1999. – 16 с.
2. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. – Москва. – 1984. – Т. I. – С. 376–385.
3. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – СПб.: Педагогика, 2013. – 368 с.
4. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: книга для учителя / И. А. Грошенков. – М.: Просвещение, 1993. – 173 с.
5. Дыбина, О.В. Генезис исследования проблемы творчества // Известия РГПУ. – 2010. – № 1. – С. 327-333.
6. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 44-51.
7. Иванова, Т.В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.В. Иванова. – Курск: Курский гос. университет, 2013. – 254 с.
8. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
9. Коломинский, Я.Л. / Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский – СПб. : Питер, 2004. – 480 c.
10. Колотыгина, Е. А. Эмоциональное развитие умственно отсталых первоклассников в разных социально-педагогических условиях: автореф. дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009 – с. 26.
11. Ланге, Н.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Ланге – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
13. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко // Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
14. Методика «Нарисуй что-нибудь» // Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2000. – С. 69–74.
15. Методика диагностики речевого воображения «Вербальная фантазия» // Психология. – М.: Владос, 2000. – С. 258–263.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
17. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. – М.: Академия, 2009. – 234 с.
18. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
19. Овчинников, Г.С. Развитие воображения в обучении младших школьников / Г.С. Овчинников. – Свердловск: СГПИ, 1990. – 69 с.
20. Петровский, А.В. / Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1973. – 512 с.
21. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М.: Академия, 2012. – 265 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
23. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников / А.Г. Рузская // Психология младшего школьника. – М.: Академия, 1980. – С. 251–256.
24. Слепцова, А.О. Фантазия как внеэтическое поле творческой деятельности / А.О. Слепцова // Вестник АГУ. – 2012. – № 1. – С. 11–16.
25. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах / О.П. Солодилова. – М.: Проспект, 2005. – 287с.
26. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
27. Субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса // Сборник психологических тестов. Часть II / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – С. 85–89.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Метод диагностики воображения речевого «Вербальная фантазия» Р.С. Немова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты