Розничный товарооборот: комплексный анализ и направления его совершенствования
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Розничный товарооборот: комплексный анализ и направления его совершенствования»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2022
45.00 BYN
Розничный товарооборот: комплексный анализ и направления его совершенствования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Организация: Дзержинский филиал (Минский ОБЛПО)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о расходах, доходах и фин. результатах от реализации товаров передачи товаров за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет по труду за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о товарообороте за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о розничных торговых объектах за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о расходах, доходах и фин. результатах от реализации товаров передачи товаров за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет по труду за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о товарообороте за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о розничных торговых объектах за 2018-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ДЗЕРЖИНСКОГО ФИЛИАЛА МИНСКОГО ОБЛПО
2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика района и объёмов деятельности Дзержинского филиала Минского ОБЛПО
2.2 Анализ выполнения плана и динамика розничного товарооборота
2.3 Анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ДЗЕРЖИНСКОГО ФИЛИАЛА МИНСКОГО ОБЛПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Торговля является одной из ведущих отраслей экономики. В хозяйственной деятельности страны торговые предприятия занимают одно из первых мест по численности.
В настоящие время главной целью торговых организаций должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.
Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.
Сложность и многогранность показателей, определяющих розничный товарооборот, требуют оценки его управления, на основе которой появится возможность создания стратегии эффективного управления розничным товарооборотом. Все это подтверждает актуальность выбранной темы.
1 СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384.
Розничная торговля выполняет следующие функции:
– исследование конъюнктуры, сложившейся на товарном рынке;
– определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
– осуществление поиска товаров, необходимых для розничной торговли;
– проведение отбора товаров, их сортировка при составлении требуемого ассортимента;
– осуществление оплаты товаров, принятых от поставщика;
– проведение операций по приемке, хранению, маркировке товаров, установление на них цены.
В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для непосредственного использования конечным потребителем. Таким образом в розничной торговле заканчивается процесс обращения товаров, их реализуют населению.
Субъекты процесса розничной торговли – продавец и покупатель. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.
Розничную торговлю могут вести организации всех форм собственности различных торговых систем. Это организации Министерства торговли Республики Беларусь, потребительской кооперации, фирменные магазины промышленных предприятий, частные организации.
Независимо от формы основным звеном розничной торговли являются магазины.
Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, которые могут выражаться как в текущих (действующих) ценах, так и в сопоставимых.
Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ДЗЕРЖИНСКОГО ФИЛИАЛА МИНСКОГО ОБЛПО
2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика района и объёмов деятельности Дзержинского филиала Минского ОБЛПО
Адрес Минского ОБЛПО – Республика Беларусь, Дзержинск, К. Маркса, 3.
Рассмотрим экономику Дзержинский района. Промышленность района представлена в основном машиностроительными и металлообрабатывающими предприятиями, а также сельскохозяйственными организациями.
В настоящее время Дзержинский район в сельскохозяйственном производстве специализируется на производстве молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней и птицы. В растениеводстве – на производстве зерна, картофеля, сахарной свеклы и масла семян рапса. Площадь земель сельскохозяйственного пользования – 71,1 тыс. га; в т.ч.: пашни – 53,9 тыс. га; луговых угодий – 17,2. Балл плодородия сельхозугодий – 34,1, пашни – 36,5.
Наиболее успешно работают ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» и его филиалы, ОАО «Крутогорье-Петковичи», ОАО «Боровое-2003», ОАО «Маяк-78», в мелиорации сельхозугодий – ГУП «Дзержинское ПМС».
На сегодняшний день промышленность района представлена двумя десятками крупных предприятий различных форм собственности, расположенных в Дзержинске и Фаниполе. Так, вало- и градообразующим предприятием страны является ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» (производство птицы).
Крупнейшими предприятиями региона являются: ЗАО «Штадлер Минск» (производство электропоездов), ЧУП «МАВ» (лакокрасочное производство), ИСОО «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), ОАО «ДЭМЗ» (производство каркасов автобусов и изготовление металлоконструкций), ОАО «Дорстройиндустрия» (дорожное строительство), ОАО «Дзержинская швейная фабрика «ЭЛИЗ», РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», ООО «Салео» (производство насосов-дозаторов), ООО «Интеко-мастер» (производство холодильного оборудования), СООО «Ароматик» (производство наполнителей для молочной продукции), ООО «Завод измерительных приборов «Энергомера».
Крупнейшими предприятиями малого и среднего бизнеса стали ООО «Таспо-Ф», ООО «Кашин-пластик», ИЗАО «Ферроли-Бел», ЧУП «Технорол-про», СООО «Ароматик», ООО «Завод-Евромаш», ООО «Оптипласт».
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ДЗЕРЖИНСКОГО ФИЛИАЛА МИНСКОГО ОБЛПО
Исходя из основных направлений Концепции развития потребительской кооперации приоритетными задачами развития торговли потребительской кооперации являются:
– рост уровня удовлетворения потребительских нужд сельского населения на основе изменения структуры товарооборота в пользу качественных и доступных товаров и расширения спектра предлагаемых услуг;
– применение активных форм розничной продажи (сезонные базары, ярмарки, выставки-продажи, в том числе с дегустацией товаров, продажа уцененных товаров, распродажа товаров, выезды с товаром за пределы района, области, страны);
– продажа товаров в кредит, которая способствует побуждению покупателей к совершению покупки, активизируя тем самым процесс продажи товаров;
– увеличение объема розничного товарооборота за счет ускорения оборачиваемости товаров;
– совершенствование организации труда работников, повышение его производительности, стимулирование труда, нацеленность показателей премирования на конечные результаты деятельности.
Предлагаемые мероприятия позволят:
– увеличить долю торговых объектов потребительской кооперации на потребительском рынке района, повысить уровень охвата денежных доходов обслуживаемого населения;
– увеличить прибыльность торговой деятельности и ликвидировать убытки за счет увеличения объемов деятельности и снижения затрат, нарастить объемы собственных оборотных средств;
– развивать материально-техническую базу отраслей деятельности потребительской кооперации района;
– обеспечить выполнение прогнозных параметров по всем отраслям деятельности.
Стратегическими направлениями развития торговой отрасли Минского ОБЛПО исходя из Концепции должны являться:
– проведение взвешенной оптимизации (сокращение) торговой сети в малых населенных пунктах сельской местности с численностью жителей менее 100 человек, организация их обслуживания современными автомагазинами не менее 3-х раз в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев теоретические основы анализа состава и ассортиментной структуры розничного товарооборота, можно сделать вывод о том, что розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Розничный товарооборот классифицируется по различным признакам, например, по формам торговли, территориально-организационным признакам, видам оборота, структуре оборота.
Очень важное значение в анализе имеет показатели, характеризующие качество работы торговых организаций. К ним относятся: процент выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и т.д.
Объемные и удельные показатели широко применяются при анализе розничного товарооборота. К объемным показателям относится розничный товарооборот в целом по системе, а к удельным – уровень товарооборота отдельных организаций в общем объеме товарооборота, товарооборот на один м2, товарооборот на душу населения и т.д.
В процессе анализа розничного товарооборота применяют систему показателей, на основе которых дается характеристика выполнения плана товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания.
Проведенный анализ позволяет судить о том, что за анализируемый период торговая деятельность Дзержинского филиала Минского ОБЛПО была достаточно эффективной, о чем свидетельствует рост основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, а, именно, увеличение в динамике розничного товарооборота на 8,3 % за 2018-2020 гг., выручки на 10,05 % и производительности труда на 25,25 % и др.
Проанализировав состояние и динамику развития розничного товарооборота Минского ОБЛПО, можно сделать вывод о том, что в 2020 г. по сравнению с предыдущими годами товарооборот увеличился на 8,3 %, в том числе за счет изменения цен на 1691,5 тыс. р., торговой площади на 424 тыс. р., сокращение численности торговых работников привело к уменьшению товарооборота на 2766,1 тыс. р., товарных запасов на 3772,5 тыс. р., уменьшение поступления товаров привело к сокращению суммы розничного товарооборота на 809,8 тыс. р. Наблюдается невыполнение плана розничного товарооборота в 2020 г. на 0,08 %, о чем также свидетельствует и невыполнение плана по месяцам и кварталам.
1. Брагин, Л. А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело.учеб. / Л.А. Брагин[и др.]; под общ.ред. Л.А. Брагин. – М.: Инфра-М., 2018. – 542 с.
2. Валевич, Р.П. Экономика организаций торговли: учебное пособие для высших учебных заведений / [Р.П. Валевич и др.]; под общ.ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2019. – 671 с.
3. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник для вузов / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ.ред. С.Н. Виноградовой. – 3-е изд., исправл. – Минск: Высш. шк., 2019 г. – 464 с.
4. Волчек, А.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле: практическое пособие / А.В. Волчек. – Минск: Регистр, 2019. – 161 с.
5. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г. В. Толкач; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск :Интерпрессервис; Экоперспектива, 2011. – 576 с.
6. Инструкция по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничным товарооборотом: Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. № 59 (с изм. и доп. Постановлением Министерства статистики и анализа от 29октября 2004 г. № 190 (зарегистрировано в Национальномреестре правовых актов - № 8/11671 от 11.11.2004 г.)// Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.busel.org/texts/cat1em/id5dwcyuu.htm
7. Козырев, С.Н. Учет реализации в розничной торговле при различных способах оплаты / С.Н. Козырев // Планово-экономический отдел. 2013. – №8. – с. 66-73.
8. Кожарский, В.В. Бухгалтерский учет в торговле: учеб-практ. пособие / В.В. Кожарский, Н.В. Кожарская. – Минск : ИВЦ Минфина, 2010. – 560 с.
9. Кравченко, Л.И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: практ. пособие / Л.И. Кравченко [и др.]; под ред. Л.И. Кравченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 728 с.
10. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учебник для экономических специальностей вузов / Л.И. Кравченко. – 10-е изд., исправленное. – Минск : Новое издание, 2019. – 511 с.
11. Кравченко, Т. Л. Методика анализа выполнения плана и динамики розничного товарооборота торгового предприятия / Т.Л. Кравченко // Бухгалтерский учет и анализ. – 2019. – №1 – с. 17-25.
12. Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Сныткова, А.В. Гавриков; под ред. С.Н. Лебедевой. – 5-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2017. – 240 с.
13. Максименко, Н.В. Экономика предприятий торговли: учеб.пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ.ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – 3-е изд., испр. – Минск: Высш. шк., 2018. – 542 с.
14. Надеждина, В.А. Факторы, определяющие объем и структуру розничного товарооборота / В.А. Надеждина // ПЭО. – 2016 г. – №1. – С.47–50.
15. Никитина, А.К. Экономические модели анализа и прогнозирования розничного товарооборота регионов Республики Беларусь / Никитина А.К. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. – № 3 – с. 56-64.
16. Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 №74 / Эталон 6.6. / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014.
17. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-торг (розница) «Отчет о розничной торговле» и указаний по ее заполнению: Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11 июля 2016 г. № 82 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь № 7/3512 от 18.07.2016) /Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
18. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-торг (товарооборот) «Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания» и указаний по ее заполнению: Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11 июля 2016 г. № 87 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь № 7/3517 от 30.07.2016) /Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
19. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров» и указаний по ее заполнению: Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 2 сентября 2015 г. № 112 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь № 7/3211 от 08.09.2015) /Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
20. Официальный сайт Белкоопсоюза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bks.gov.by/otrasli-deyatelnosti/zagotovki.html.
21. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. / Г. В. Савицкая. – Минск: ООО Новое знание, 2010. – 688 с.
22. BACK-OFFICE Учетная система магазина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.to-ural.ru/автоматизация-предприятий/496.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о расходах, доходах и фин. результатах от реализации товаров передачи товаров за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет по труду за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о товарообороте за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о розничных торговых объектах за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о расходах, доходах и фин. результатах от реализации товаров передачи товаров за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет по труду за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2017-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о товарообороте за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о розничных торговых объектах за 2018-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты