Введение
Государственные закупки традиционно являются актуальной темой обсуждения в юридическом сообществе как с точки зрения применения действующих норм на практике, так и в рамках разработки теоретических положений. Традиционно закупки относят к сфере действия гражданского права, что связано с первоначальным прототипом аналогичных правоотношений – поставкой для государственных нужд. В то же время сложность и мобильность общественных отношений в сфере закупок предопределили необходимость постоянного оперативного совершенствования их правового регулирования на различных уровнях, что обеспечивается не только нормами гражданского законодательства. На современном этапе развития невозможно осуществлять правовое регулирования данной сферы правоотношений посредством единичных правовых предписаний, что предопределяет необходимость комплексного правового воздействия.
Вопросам изучения правовой природы государственных закупок в Республике Беларусь и связанных с ними элементов посвящены ряд работ О. А. Бакиновской, Ю. А. Амельчени, М. В. Бенсмана. Несмотря на то, что понятие «государственная закупка» законодателем закреплено, споры о сущности и содержании системы государственных закупок, ее соотношении с отраслями права и правовыми институтами остаются.
Сфера государственных закупок предназначена для обеспечения государства товарами (работами, услугами) за счет бюджетных средств. В Республике Беларусь данная сфера представлена специальными порядками выбора контрагента для удовлетворения потребностей государственных органов и иных организаций, являющихся получателями бюджетных средств. Речь о процедурах государственных закупок, к числу которых относятся открытый конкурс, закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги. По результатам проведения указанных видов процедур государственных закупок заключается договор на государственную закупку.
После вступивших в силу изменений с 1 июля 2019 г. Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» является на сегодняшний день если не самым, то одним из самых обсуждаемых в стране. Важную роль в обсуждениях занимает форма и существенные условия договора государственной закупки. В связи с чем, возникает необходимость в анализе ключевых моментов исследований экспертов, а также внесения собственных дополнений с точки зрения практического применения договора государственной закупки.
– 40.
[...]
1 Общая характеристика договора государственной закупки
1.1 Содержание, значение и организация договорной работы
В процессе обмена материальными ресурсами между поставщиками и потребителями продукции возникают определенные экономические связи. Они представляют собой совокупность организационных, экономических и правовых отношений, возникающих между потребителями и поставщиками сырья, материалов, топлива и т. д. Рациональная структура экономических связей в значительной, а иногда и в решающей степени определяет эффективность производства.
Содержание экономических отношений формируют материальные (имущественные) и организационные действия предприятия по реализации продукции, оказанию услуг и выполнению работ. В их рамках результаты производственной и хозяйственной деятельности различных организаций взаимодействуют друг с другом.
Система экономических взаимоотношений по поставке товаров играет важную роль в улучшении экономических взаимоотношений между торговлей и промышленностью. Система экономических взаимоотношений включает в себя рычаги экономического воздействия торговли на производство, такие как спрос на товары и производственные запросы, заказы на производство и поставку, а также контракты на поставку [1, c. 27].
В соответствии с характером и последовательностью взаимодействия промышленности и торговли систему экономических взаимоотношений можно условно разделить на три этапа: подготовка, документирование и внедрение (эксплуатация). Деловые отношения по поставке товаров различаются по структуре, количеству участников, продолжительности, принадлежности к отделу и типу надзора.
По своей структуре экономические отношения могут быть простыми и сложными.
Благодаря простой структуре производители грузов напрямую заключают контракты на поставку с различными торговыми компаниями и организациями. Именно столько физических и химических свойств требуют заключения договоров на продажу свежих товаров (хлеба, хлебобулочных и молочных продуктов, безалкогольных напитков и т.д.) [3].
Сложная структура характеризуется участием в экономических отношениях одного или нескольких посредников оптовых баз. По количеству посредников различают одно-, двух- и многозвенные ссылки.
[...]
2 Порядок заключения, изменения и расторжения договора государственной закупки
2.1 Заключение договора государственной закупки
Рассматривая вопрос заключения договора государственной закупки, в зависимости от вида процедуры госзакупки, договор может быть заключен как в письменной форме, так и исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, что также определяет особые требования к внесению изменений и расторжению такого договора. Так, например, при заключении договора государственной закупки на электронной цифровой площадке все изменения могут быть совершены только в электронной форме, кроме того, внесение изменений в такой договор на этапе заключения, полагаем, не отвечает требованиям законодательства о государственных закупках посредством электронной торговой площадки в целом, поскольку проект договора размещается со всеми документами в открытом доступе, участник не делает запросов в процессе проведения процедуры, предоставляет свои документы на рассмотрение, тем самым соглашаясь с условиями договора.
Процедура заключения договора государственной закупки регламентируется ст. 24 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» [21].
Так, при проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя.
При проведении электронного аукциона в случае, если предметом государственной закупки являются товары, договор между заказчиком и участником-победителем, не являющимся резидентом, заключается на условиях, указанных в аукционных документах, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя, за вычетом таможенных платежей, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, расходов на доставку товаров до пункта таможенного оформления, если они оплачиваются заказчиком [5, c. 430].
Договор между заказчиком и участником-победителем подлежит заключению по истечении срока для обжалования, установленного абзацем третьим п. 2 ст. 52 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», но не позднее тридцати календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя
[...]
3 Оценка использования договора государственной закупки в практике хозяйствующих субъектов Беспублики Беларусь
В рамках действующей модели социально-экономического развития Республики Беларусь государственное регулирование экономики является одним из требований усиления взаимосвязи и интеграции хозяйствующих субъектов различных форм собственности для повышения эффективности всего национального хозяйства. Одним из важнейших элементов системы государственного управления является регулирование расходов государственного бюджета. За счет бюджетных ресурсов осуществляются, в том числе закупки товаров, работ и услуг для реализации государством своих функций, ориентированных на выполнение социально-политических и социально-экономических функций, а также оборонных задач [14, c. 24].
В мировой экосистеме государственные закупки – это не только важная составляющая сектора государственных услуг, они также являются показателем эффективного управления экономикой, а также влияют на устойчивость ее развития.
Современное государство является самым крупным потребителем на рынке, и на его нужды расходуются значительные суммы средств налогоплательщиков. Так еже годно на долю госзакупок приходится порядка 15 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), в европейских странах более 250 000 государственных органов расходуют около 14 % ВВП на закупку товаров, услуг, работ и до 50 % от всех государственных расходов.
В период с 1 января по 31 декабря 2022 г. количество годовых планов государственных закупок, размещенных в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, составило 6 148. Общее количество аккредитованных заказчиков – 12 068.
Общее количество проведенных процедур государственных закупок с учетом отдельных лотов за 2022 г. увеличилось в сравнении с показателями 2021 г. и составило 925,9 тыс. (2021 г. – 846,4 тыс.).
При этом процентное соотношение по конкурентным видам процедур государственных закупок за 2022 г. в общем объеме проведенных процедур (лотов) также изменилось незначительно. В частности, в общем объеме проведенных процедур закупок (лотов) уменьшилась доля: электронных аукционов на 5,3 п.п., биржевых торгов на 0,3 п.п.; увеличилась доля: процедур запросов ценовых предложений на 3,3 п.п., открытых конкурсов на 0,5 п.п. Доля процедур закупок из одного источника в общем объеме проведенных процедур закупок (лотов) снизилась на 1,8 п.п. [25].
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Выполнение всех функций в коммерческой деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено. Однако, учитывая правовое регулирование процесса хозяйствования субъектов рыночных отношений без создания системы договоров осуществлять коммерческую деятельность в рыночных условиях невозможно.
По мере развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности сторон, вступающих в хозяйственные связи роль административных плановых актов снижается и уступает место отношениям, базирующимся на равенстве участников и свободе их волеизъявления, через которые каждый из них может реализовать свои экономические интересы.
Расширяется возможность самостоятельно регулировать взаимоотношения между субъектами рынка на базе правовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Государственные нужды представляют собой необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных, а также других задач.
Основанием для заключения договора поставки товаров для государственных нужд является заказ государственного заказчика.
Государственная закупка представляет собой приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.
Можно говорить о том, что нормативная регламентация договора государственной закупки не только выделяет его среди иных договоров, определённых ГК Республики Беларусь, но и выделяет особые его признаки.
Одной из сторон договора государственной закупки всегда будет являться организация, осуществляющая приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. Полагаем целесообразным именовать стороны такого договора в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», где одна сторона – «заказчик» или «организатор», а вторая сторона в зависимости от предмета – «поставщик», «подрядчик» или «исполнитель».
Предмет государственной закупки определяет признаки того или иного договора и его форму.
[...]