Введение
1 Теоретико-методологические основы экономической эффективности
1.1 Понятие «экономической эффективности»
1.2 Методика расчета экономической эффективности
2 Анализ экономической эффективности ОАО «Минский моторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский моторный завод»
2.2 Анализ экономической эффективности деятельности ОАО «Минский моторный завод»
3 Разработка мероприятий повышения экономической эффективности в ОАО «Минский моторный завод»
3.1 Мероприятие повышения экономической эффективности ОАО «Минский моторный завод»
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
Заключение
Введение Экономическая эффективность предприятия представляет собой способность организации достигать максимального результата при минимальных затратах. Она определяется соотношением полученной выгоды к затраченным ресурсам. Экономическая эффективность может быть измерена различными показателями, такими как прибыльность, рентабельность, производительность труда, уровень использования ресурсов и другие. Достижение высокой экономической эффективности является важной целью для предприятия, поскольку позволяет увеличить конкурентоспособность, обеспечить стабильность и рост бизнеса.
Определение эффективности экономики не может быть самоцелью. Этот процесс тесно связан, сильно зависим, а порою вступает в противоречие с вопросами социальной стабильности и справедливости, национальной безопасности, идеологическими и культурными предпочтениями, этическими нормами.
Оценка эффективности работы организации может быть проведена с помощью различных методов и инструментов. Некоторые из них включают:
1. Анализ финансовых показателей: оценка доходов, расходов, прибыли, оборотных средств и других финансовых показателей может дать представление о финансовом здоровье организации.
2. Опросы и обратная связь: опросы сотрудников, клиентов и других заинтересованных сторон могут помочь выявить уровень удовлетворенности, мнения о качестве продуктов или услуг, а также предложения по улучшению работы организации.
3. Использование ключевых показателей производительности (KPI): установление и отслеживание KPI для различных аспектов работы организации позволяет оценить эффективность выполнения поставленных целей и задач.
4. Сравнение с конкурентами: анализ результатов работы организации с результатами конкурентов может помочь выявить сильные и слабые стороны своей компании.
5. Оценка социальной ответственности бизнеса: измерение воздействия организации на общество, окружающую среду и другие стороны социальной ответственности бизнеса также является важным аспектом оценки эффективности работы.
Тема работы является очень актуальной и важной для современного бизнеса. В условиях конкурентной среды и постоянно меняющихся рыночных условий, оценка эффективности работы организации помогает ей оценить свое положение на рынке и определить, насколько успешно и эффективно она осуществляет свою деятельность.
Оценка эффективности работы организации позволяет выявить сильные и слабые стороны ее деятельности, определить необходимость корректировки стратегии или бизнес-процессов, а также оценить результативность принятых решений.
[...]
1 Теоретико-методологические основы экономической эффективности
1.1 Понятие «экономической эффективности» В современных условиях развитие внешней среды отличается ее быстроизменяющимися условиям, конкурентоспособность выпускаемой продукции, выполнения работ, предоставления услуг как на внутреннем, так и на международном рынках определяют успешное функционирование компании на рынке в целом.
Такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности предприятия, как динамичность, целостность, конкурентоспособность, многомерность, бизнес-планирование и т. д. находят свое отражение через категорию «экономическая эффективность». Экономическая эффективность является сложной категорией экономической науки и пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии производственного процесса и является основой для построения критериев ценности принимаемых решений.
Рассматривая термин «эффективность» в широком смысле, можно отметить его универсальность, так как данный термин применим в любой сфере человеческой деятельности.
В экономической науке одним из основоположников понятия считается Д. Рикардо, определивший экономическую эффективность в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) как отношение результата к определенному виду затрат, иначе – «превышение результата над затратами» [2, c.70].
В дальнейшем понятие «экономическая эффективность» активно использовалось в трудах таких зарубежных ученых, как К. Маркс, который определял экономическую эффективность как основное условие трансформации одной общественно-политической формации в другую.
А. Пигу, считал, что экономическая система достигает максимальной эффективности тогда, когда предельная полезность всех факторов выравнивается, Дж. Гэлбрейт писал, что экономическая эффективность определяется способностью достигать поставленных целей [15, с. 34].
Рассматривая работы отечественных авторов, можно выделить следующие определения понятия «экономическая эффективность»:
А. М. Канкулов дает наиболее широкую трактовку экономической эффективности, определяя ее как качественную категорию. Она – категория –отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех элементах предпринимательской деятельности (результативность производства, уровень организованности системы, степень достижения поставленных целей и т. д.) [11, с. 12].
[...]
2 Анализ экономической эффективности ОАО «Минский моторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский моторный завод»
Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга ММЗ» – крупнейшее предприятие Беларуси, а также ведущий производитель современных дизельных двигателей среди стран СНГ и занимает лидирующее место по количеству выпускаемых тракторных и комбайновых двигателей.
ММЗ расположен в юго-восточной части города Минска. Расстояние от центра города составляет около 3,5 км. С сетью железных дорог завод связан подъездным путем протяженности около 2 км, связанным со станцией Степянка магистрали Москва – Брест.
ОАО «УКХ ММЗ» имеет 2 промышленные площадки: по ул. Ваупшасова и по ул. Стебенева.
Основными направлениями деятельности открытого акционерного общества «Управляющая компания холдинга ММЗ» являются:
– производство и сбыт на внутреннем рынке и за рубежом дизельных двигателей и запчастей к ним, спец. алюминиевого литья, комплектующих изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;
– выполнение конструкторских и проектно-технологических работ, для чего открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга ММЗ» имеет конструкторскую, экспериментальную и производственную базу;
– производство и сбыт строительной техники (автобетоносмесителей, бетононасосов), установки дизель-генераторные, компрессоров, воздуходувок для установок ямочного ремонта асфальтового покрытия;
– производство и сбыт товаров народного потребления;
– оптовая и розничная торговля товарами собственного производства, а также покупными товарами;
– осуществление внешнеэкономической деятельности;
– гарантийное и сервисное обслуживание реализованной потребителям продукции.
Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга ММЗ» осуществляет также непрофильные направления деятельности:
– оказание платных услуг населению;
– производство сельскохозяйственной продукции;
– производство строительных материалов, металлических конструкций, деревянных изделий, встроенной мебели;
– выполнение строительных и ремонтных работ;
– оказание квалифицированной амбулаторно-клинической медицинской помощи работникам завода;
[...]
3 Разработка мероприятий повышения экономической эффективности в ОАО «Минский моторный завод»
3.1 Мероприятие повышения экономической эффективности ОАО «Минский моторный завод»
Экономическая эффективность предприятия зависит от ряда факторов: эффективное управление ресурсами: предприятие должно умело использовать свои финансовые, трудовые и материальные ресурсы, чтобы достичь оптимальных результатов.
Как было выявлено во второй главе, финансовое положение предприятия, достаточно устойчиво, но можно заметить высокий уровень краткосрочной дебиторской задолженности в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличение произошло на 1134 тыс. руб. и составила 150022 тыс. руб.
Задолженность – один из элементов (как правило, количественно значимых) оборотных активов предприятия, кредиторская задолженность – один из заемных источников покрытия текущих активов (также, как правило, значительных по величине).
Для уменьшения размеров дебиторской задолженности предлагается использование факторинга.
Слово factor в переводе с английского языка означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить, как деятельность специального учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
1. «факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
2. поставщик – предприятия, осуществляющие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг своим контрагентам на условиях товарного кредита;
3. покупатели – предприятия, имеющие задолженность срок платежа по которой возникает в будущем или уже наступил» [37, c. 383].
Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции в сочетании с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур финансовому агенту – банку за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. «Целью факторинговых операций является создание для поставщика условий для перевода капитала из товарной формы в денежную и ускорение оборачиваемости капитала. Предметом факторинговых операций может быть, как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем. Факторинг является альтернативной формой кредитования в рамках пополнения дефицита оборотного капитала и представляет собой более удобный способ финансирования оборота для предприятий, активно ведущих торговую деятельность.
[...]
Заключение
Экономическая эффективность – это способность предприятия, проекта или инвестиции генерировать прибыль или добавленную стоимость при минимальных затратах. Это показатель, который оценивает, насколько успешно используются ресурсы для достижения поставленных целей в экономической деятельности.
Анализ экономической эффективности отражает процесс изучения состояния хозяйственной деятельности организации и ее результатов для того, чтобы определить и мобилизовать резервы, которые способны увеличить ее рыночную стоимость, а также обеспечить устойчивый экономический рост организации.
Существует множество методик проведения анализа экономической эффективности. Большее внимание в процессе анализа экономической эффективности уделяется расчету финансовых коэффициентов. Это связано с тем, что он позволяет быстро и доступно дать характеристику состояния организации в целом. Важно также проводить сравнение полученных показателей с нормативами.
ММЗ расположен в юго-восточной части города Минска. Расстояние от центра города составляет около 3,5 км. С сетью железных дорог завод связан подъездным путем протяженности около 2 км, связанным со станцией Степянка магистрали Москва – Брест.
Списочная численность персонала ОАО «Минский моторный завод» в 2022 году списочная численность персонала ОАО «Минский моторный завод» сократилась еще на 39 человека, что произошло за счет сокращения штата рабочих, и на конец 2022 года составила 400 человек. Снижение численности объясняется сокращением штата специалистов организации.
Что касается показателей деловой активности организации, то можно отметить ускорение оборачиваемости оборотных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и замедление оборачиваемости основных средств и материальных запасов. Оборачиваемость собственного капитала имела отрицательное значение, что обусловлено отсутствием у организации собственных средств.
Проведенный анализ показателей финансовой устойчивости и платежеспособности организации показал снижение ликвидности, платёжеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Минский моторный завод».
Анализ основных коэффициентов платежеспособности показал, что в целом, организация не имеет достаточных собственных средства для покрытия своих обязательств, но стоит обратить внимание на эффективность использования активов и управление оборотными средствами. Организация не обеспечена собственными оборотными средствами, необходимыми для минимальной финансовой устойчивости. В целом по результатам проведенного анализа можно оценить финансовое состояние ОАО «Минский моторный завод» как неудовлетворительное.
[...]
1 Афонина, С.А. Резервы повышения экономической устойчивости промышленных предприятий / С. А. Афонина // Экономика и эффективность организации производства, 2016. – №5. – С. 155–157.
2 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 202 c.
3 Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 249 с.
4 Баканов, М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности / М.И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 456 с.
5 Бороненкова, С.А. Комплексный финансовый анализ в управлении предприятием : учеб. пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. – М. : ФОРУМ: ИНФРА–М, 2018. – 335 с.
6 Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет, анализ: учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Ж.А. Кеворкова и др. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 240 с.
7 Волков, О. И. Экономика предприятия : учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
8 Воробьева, И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для вузов / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 191 с.
9 Гайдук, В. И. Экономика фирмы (предприятия) / В. И. Гайдук, Е. А. Шибанихин. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – 161 с.
10 Дорман, В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 134 с.
11 Канкулов, А. М. Понятие эффективности в экономике. Эффективность по Парето / Моя профессиональная карьера. 2020. Т. 2. № 8. С. 12-16.
12 Максимова, В. Ф. Макроэкономика: учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 171 с.
13 Оборина, О. Е. Экономическая эффективность: понятие и сущность / О. Е. Оборина // Молодой ученый. – 2020. – № 23 (313). – С. 427-429.
14 Официальный сайт ОАО «Минский моторный завод» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mmz-motor.by/.
15 Пашкевич, И. В. Структурные слагаемые экономического роста в Республике Беларусь в 2021 году / Белорусский экономический журнал, 2022 – с. 34-47.
16 Повышение экономической эффективности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://science.sci.house/ekonomicheskaya-teoriya_781/povyishenie-ekonomicheskoy-effektivnosti.html .
17 Экономическая эффективность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-turizma/viewer.
18 Экономическая теория: учебник / С. А. Толкачев [и др.]; под редакцией С. А. Толкачева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 481 с.
19 Экономика предприятия : учебник для вузов / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда ; под редакцией Е. Н. Клочковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
20 Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 417 с.
21 Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 498 с.
22 Экономика предприятия. Практикум : учебное пособие для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 517 с.
23 Экономика фирмы (организации, предприятия) : учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Т.Г. Попадюк, проф. Б.Н. Чернышева. – 2-е изд. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. – 296 с.
24 Яркина, Н. Н. Экономика предприятия (организации) / Н. Н. Яркина. – Керчь : ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2020. – 445 с.