Введение
Глава 1 Причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние, и его место в числе обстоятельств, исключающих преступность деяния
Глава 2 Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние
Глава 3 Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление
Глава 4 Отличие задержания лица, совершившего общественно опасное деяние, от необходимой обороны
Решение задачи
Анализ нормы ч.1 ст. 161 УК Республики Беларусь «Неоказание медицинской помощи больному лицу»
Заключение
Список использованных источников
Введение
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [1], уровень преступности имеет устойчивую тенденцию к снижению, а именно «-2,7%» к первому полугодию 2022 года. По данным Министерства внутренних дел, в I полугодии 2023 г. в республике зарегистрировано 41,5 тыс. преступлений, или 97,3% к уровню I полугодия 2022 г. Тем не менее, очевидна необходимость поиска новых эффективных рычагов воздействия на лиц, совершивших преступления, с целью обеспечения принципа неотвратимости уголовной ответственности и в целях частной превенции.
Следует отметить, что даже оступившийся гражданин, совершивший общественно опасное деяние, все равно остается гражданином своей страны, а, значит, имеет право на соблюдение в отношении его принципов законности и справедливости. Как указано в ст. 21 Конституции Республики Беларусь [2], «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». Охрана человека, его прав и свобод является, в свою очередь, также и одной из важнейших задач уголовного права.
В современном обществе, где сохранение прав и свобод граждан является одной из основных задач государства, важно определить границы допустимого использования силы при задержании лиц, совершивших общественно опасные деяния. Правомерность применения силы в данном случае должна быть четко установлена и контролируема, чтобы избежать возможного превышения полномочий и нарушения прав граждан.
Объект исследования – общественные отношения в области правового положения причинения вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние.
[...]
Глава 1 Причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние, и его место в числе обстоятельств, исключающих преступность деяния
Задержание имеет важное значение для обеспечения безопасности общества и предотвращения совершения преступлений. Правоохранительные органы осуществляют задержание с целью привлечения подозреваемого или обвиняемого к уголовной ответственности. Это позволяет установить личность преступника, собрать необходимые доказательства и предотвратить его дальнейшие преступные действия.
Кроме того, задержание способствует укреплению доверия общества к правоохранительным органам и поддержанию законности. Задержание преступника является важным шагом на пути к справедливости и наказанию за совершенные преступления. Оно также служит предупреждением для других потенциальных преступников и отвращает их от совершения противоправных действий.
Однако, несмотря на все преимущества задержания, его осуществление должно быть соблюдено в рамках закона и с учетом прав и свобод человека.
Неправомерные или произвольные задержания могут привести к нарушению прав граждан и нанести вред их достоинству. Поэтому важно, чтобы задержание осуществлялось с соблюдением процедурных правил и наличием достаточных оснований для его проведения.
[...]
Глава 2 Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние
В соответствии с частью 1 статьи 11 Уголовного кодекса преступлением признается совершенное виновным общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое характеризуется признаками, предусмотренными УК, и запрещено под угрозой наказания. Для того чтобы говорить о совершенном деянии как о преступлении, оно должно обладать всеми признаками состава преступления, а также быть совершенным вменяемым лицом.
Рассматривая редакцию Уголовного кодекса Республики Беларусь до внесения изменений Законом Республики Беларусь от 26 мая 2021 года №112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» при оценке действий лица, задерживающего преступника, необходимо учитывать его субъективное восприятие условий задержания.
Важно отметить, что, если задерживающий не обладает информацией о возможной «невменяемости» задерживаемого, это может привести к существенному недоразумению относительно его личности. В таких ситуациях, даже обычные граждане могут ошибочно принять данное лицо за преступника, и его действия могут быть неправильно истолкованы как преступление. В таких случаях использование статьи 35 Уголовного кодекса, учитывая данные обстоятельства, может быть необходимым. Кроме того, если в ходе задержания применено превышение мер, несоответствующее необходимым для задержания действиям, могут применяться привилегированные формы уголовных преступлений. Например, статьи 142 и 151 Уголовного кодекса могут быть применены в случае, если превышение мер привело к серьезным последствиям или тяжким повреждениям.
[...]
Глава 3 Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление
Предпринимаемые меры для задержания лица включают в себя такие действия, как:
- применение физической силы;
- использование специального оборудования (например, наручников или кандалов);
- применение оружия или привлечение других силовых структур.
Однако, прежде чем прибегнуть к насилию, правоохранительные органы должны исчерпать все возможности для задержания преступника мирными средствами.
В некоторых случаях, применение насилия может быть оправдано, если имеются серьезные угрозы для жизни и безопасности окружающих людей или самих правоохранителей. Например, в случае вооруженного нападения или террористической угрозы, применение насилия может быть необходимым для предотвращения более серьезных последствий.
Однако, при применении насилия правоохранительными органами должны соблюдаться определенные принципы:
- Во-первых, насилие должно быть пропорциональным угрозе. Это означает, что применяемая сила должна быть не превышать необходимого уровня, чтобы достичь цели задержания.
- Во-вторых, насилие должно быть минимальным необходимым для задержания преступника. Правоохранительные органы должны стремиться к использованию более мирных методов задержания, если это возможно [9, с. 634].
[...]
Глава 4 Отличие задержания лица, совершившего общественно опасное деяние, от необходимой обороны
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, вместе с институтом необходимой обороны входит в систему обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Объединяющим признаком рассматриваемых институтов является причинение вреда лицу, совершающему или совершившему преступление, а не третьим лицам, что недопустимо. Правом на необходимую оборону и причинение вреда, при задержании лица обладают любые лица, вне зависимости от профессиональной или иной подготовки, а также от служебного положения.
Также, при необходимой обороне или причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление поведение лица, реализующего право на необходимую оборону или задержание преступника, сопряжено с причинением вреда интересам, в обычных условиях охраняемых уголовным законом.
Следующее сходство состоит в том, что по характеру гражданско-правовых последствий вред, причиненный лицу, совершившему преступление, при его задержании или в состоянии необходимой обороны возмещению не подлежит. Превышение пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, влечет уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Различие, во-первых, состоит в основаниях реализации данных уголовно-правовых институтов. Основанием необходимой обороны является любое общественно опасное посягательство. Основанием применения мер задержания — только преступное посягательство [20, c. 217].
[...]
Решение задачи
Несовершеннолетний Кирильчик был осужден к 10 годам лишения свободы за убийство из хулиганских побуждений. После полного отбытия наказания он в течение трех месяцев нигде не работал. В связи с этим участковый инспектор прибыл к нему на квартиру. Кирильчик, вооружившись столовым ножом, напал на сотрудника органов внутренних дел, пытаясь нанести ему удары ножом в грудь и живот. Однако приемом самбо Кирильчик был обезврежен. Впоследствии виновный был осужден по ст. 362 УК, и в его действиях был установлен особо опасный рецидив.
Правомерно ли решение суда?
Имеется ли в данном случае множественность преступлений?
Решение задачи. Кирильчик, будучи несовершеннолетним, совершил убийство из хулиганских побуждений. Данное преступление предусмотрено п. 13 ч. 2 ст. 139 УК Республики Беларусь. Согласно санкции данной статьи лицо, совершившее преступление по п. 13 ч. 2 ст. 139 УК Республики Беларусь, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью. Согласно ч. 5 ст. 12 УК Республики Беларусь, к особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Следовательно, Кирильчик в несовершеннолетнем возрасте совершил особо тяжкое преступление.
[...]
Анализ нормы ч. 1 ст. 161 УК Республики Беларусь «Неоказание медицинской помощи больному лицу»
1. Неоказание медицинской помощи больному лицу без уважительных причин медицинским работником либо иным лицом, обязанным оказывать ее в соответствии с законодательством Республики Беларусь, – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом.
Диспозиция – бланкетная, так как для уяснения признаков преступления, а именно, кто является медицинским работников необходимо обратиться к Закону Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении».
Санкция является альтернативной, поскольку в ней указывается несколько видов наказаний за данное преступление, каждое из которых суд может применить в отношении виновного.
С учетом санкции ч. 1 ст. 161 УК и положений ст.12 УК по характеру и степени общественной опасности данное преступление относится к категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности, т.к. является умышленным деянием, за которое законом предусмотрено максимальное наказание в виде более мягкого наказания – ограничения свободы.
Вид состава преступления по степени общественной опасности - основной, т.к. включает обязательные признаки без указания на отягчающие и смягчающие обстоятельства.
[...]
Заключение
Причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние, является сложным и спорным вопросом, который требует внимательного рассмотрения условий правомерности и уголовно-правовой оценки.
Во-первых, необходимо отметить, что задержание лица, совершившего общественно опасное деяние, должно осуществляться в соответствии с законодательством и на основании законных оснований. Задержание должно быть произведено милицией или другими уполномоченными лицами, которые имеют право на задержание в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом.
Однако, при задержании может возникнуть ситуация, когда лицу наносится вред. В таких случаях, условия правомерности причинения вреда при задержании могут быть следующими:
Наличие законного основания для задержания. Задержание должно быть произведено на основании законных оснований, таких как пойман на месте преступления, подозрение в совершении преступления и т.д.
Пропорциональность применяемой силы. При задержании лица, применяемая сила должна быть пропорциональной и не должна превышать необходимой меры для осуществления задержания.
Необходимость причинения вреда. В некоторых случаях, причинение вреда может быть неизбежным и необходимым для задержания опасного преступника.
[...]
1. Статистика Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mvd.gov.by/ru/page/statistika.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. Тишкевич, И. С. Избранные труды / И. С. Тишкевич – Минск : Редакция журнала «Промышленно-торговое право», 2014. 484 с.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2022 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5. Диденко, В. П. Правомерность причинения вреда преступнику при задержании / В. П. Диденко. – Киев : Киевская высшая школа МВД СССР; 1984. 72 с.
6. Григорьев, В. Н. Задержание подозреваемого органами внутренних дел / В. Н. Григорьев. – Ташкент: Изд-во Ташкент. ВШ МВД СССР, 1989. 121 c.
7. Березина, Е. С. Задержание подозреваемого как институт уголовного судопроизводства : монография / Е. С. Березина. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2010. 133 c.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь: науч.-практ. коммент. / Т. П. Афонченко [и др.]; под ред. В. М. Хомича, А. В. Баркова, В. В. Марчука. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2019. – 1000 с.
9. Бабий, Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / Н. А. Бабий. – Минск : ГИУСТ БГУ; 2013. 663 с.
10. Михайлов, В. И. Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в уголовном законодательстве государств СНГ [Электронный ресурс] / В. И. Михайлов // Законодательство. – 2003. – №7. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
11. Храмов, С. М. Теоретические и прикладные проблемы задержания лица, совершившего преступление: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / С. М. Храмов. – Мн., 2004. – 114 с.
12. Башан, А. В. Правовая оценка причинения вреда при осуществлении профессиональных (должностных) обязанностей / А. В. Башан, О. И. Бахур // Право.by. – 2020. – № 6. – С. 12–17.
13. Блинников, В. А. Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в уголовном праве России / В. А. Блинников. – Москва : Юрлитинформ; 2014. 212 с.
14. Орехов, В. В. Необходимая оборона и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния / В. В. Орехов. – Санкт-Петербург : Юридический центр пресс; 2003. 217 с.
15. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г., № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: в ред. 9 января 2019 г., № 171-З [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
16. Пурс, А. Г. Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / А. Г. Пурс. – Минск, 2009. – 112 с.
17. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: принят Палатой представителей 27 июня 2007 г.: одобр. Советом Респ. 29 июня 2007 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 мая 2022 г., № 171-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
18. Федоров, Г. Прикладные аспекты правовой природы и сущности задержания / Г. Федоров, А. Дроздов // Судовы веснiк. – 2008. – № 1. – С. 72-75.
19. Об участии граждан в охране правопорядка [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 26 июня 2003 г., № 214-З: принят Палатой представителей 29 мая 2003 г.: одобр. Советом Респ. 11 июня 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2014 г., № 122-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
20. Хомич, В. М. Уголовное право. Общая часть / В. М. Хомич. – Минск : Тесей; 2002. 496 с.