Введение
1 Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников
2 Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста
3 Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей 4-5 летнего возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни [6, 8, 26].
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников. [25]. Термин «экологическое образование» начал встречаться в литературе по дошкольной педагогике сравнительно недавно. В нашей стране существует множество программ по экологическому воспитанию, образованию, однако проблема экологического образования до сих пор является актуальной.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Воспитывая детей особое внимание должно уделяться следующим вопросам: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; ·воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к
1 Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [10] Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И. Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью» [24]. Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.
Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н.Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Это представления, отражающие:
2 Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста
Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляются в повседневной жизни. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными разработаны различные формы экологического воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.
К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке. К групповым – кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум. Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку [25].
Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе, ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Одним из ведущих методов определено наблюдение (Б.Г. Ананьев, В.Т. Логинова, А.А. Люблинская, П.Г. Саморукова).
В современной психолого-педагогической науке наблюдение предлагается рассматривать с разных позиций. Педагоги говорят о нем, как о методе ознакомления детей с природным окружением. Психологи предлагают рассматривать наблюдение как один из психических процессов, а также говорят о наблюдении как об одном из видов познавательной деятельности. Метод, наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного [1, 6, 16].
Ученые выделили ряд требований к организации и проведению наблюдений с детьми дошкольного возраста:
3 Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей 4-5 летнего возраста
Для более комплексного исследования проблемы экологического образования дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
В педагогическом эксперименте принимали участие 15 дошкольников 4-5 лет, составляющих экспериментальную группу. Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности дошкольников в динамике.
Задачи констатирующего эксперимента:
- определить уровень экологических знаний дошкольников экспериментальной группе;
- подобрать диагностический материал и оборудование;
- провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной группе после педагогического эксперимента.
Экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
·знания о мире животных;
·знания о растительном мире;
·знания о неживой природе;
·знания о временах года.
Наша работа была организована по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В результате работы проведен анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования дошкольников; раскрыты основные понятия, связанные с проблемой экологического образования дошкольников, цели и задачи; определены наиболее эффективные методы и приемы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста; проведен анализ усвоения дошкольниками 4-5 лет элементарных биологических и экологических знаний, правил поведения в природе.
Используемый нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников 4 -5 лет на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной значительно повысился.
1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2 Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой / А. П. Букин - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.
3 Волчкова, B. H. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология./ В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 c.
4 Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - № 6.
5 Зебзеева, В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.А. Забзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 7. – с. 45-49.
6 Зерщикова, Т.А. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т.А. Зерщикова, Т.В. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. – N 7. – с. 3 – 9
7 Комарова, И. А. Педагогические возможности сказки в развитии лингвистических способностей у дошкольников / И. А. Комарова, Н. Ю. Ясева / Сборник научных статей под общей ред. Т. Г. Михальчук. – Могилев, МГУ им. А. А. Кулешова, 2010. — С. 75–78. [4 c.].
8 Комарова, И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И. А. Комарова, С. Н. Николаева. – 2-е издание, дополненное. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 128 с.
9 Комарова, И. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях семьи / И. А. Комарова, С. В. Спирин // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: электронный сборник науч. статей: Международный науч.-прак. семинар. – Барановичи: БарГУ, 2011.
10 Кочергина, В.А. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. – N 6. – с. 50 – 53.
11 Лопатина, А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
12 Лопатина, А. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – Москва: Амрита, 2010. - 128 с.
13 Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / под общ. ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
14 Мы. - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
15 Николаева, C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников – Mосква: Мозайка-Синтез, 2004. – 128 c.
16 Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 336 с.
17 Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 91 с.
18 Пралеска: программа дошкольного образования / сост. Е.А. Панько и др. Минск:НИО; Аверсев, 2007
19 Пралеска: Хрестоматыя для дзіцячага сада і пачатковай школы / уклад. А.І. Сачанка. -Мінск, 1997
20 Прокофьева, О. О. Играя — познаем природу: пособие / И. А. Комарова, О. О. Прокофьева. — Минск: БГАТУ, 2010. — 40 с.
21 Прокофьева, О. О. Дошкольная педагогика : практикум / О. О. Прокофьева. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — 128 с.
22 Работаем по программе «Пралеска»: методические рекомендации/ сост. Е.А. Панько и др. Минск: НИО; Аверсев, 2007
23 Салимова, М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада./ М.И. Салимова - Минск: Амалфея, 2004. - 126 с.
24 Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте./ Т.А Серебрякова. - Н.Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
25 Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. /Сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
26 Эколого-оздоровительное воспитание детей дошкольного возраста : монография / И. А. Комарова, В. А. Шишкина, О. О. Прокофьева, М. Н. Дедулевич ; под общ. ред. В. А. Шишкиной. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — 160 с.
26. [dob.1september.ru] Н.А.Рыжова Экологическое образование в детском саду // 17, 18, 19, 20, 23-2005//газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября»