Введение
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природоохранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных.
Экологизация школьного курса химии обусловлена необходимостью готовить школьников к активному участию в решении насущных проблем защиты окружающей среды от загрязнения. В настоящее время вопросы экологии находят свое отражение в новых учебных программах и содержании курса химии. Одним из эффективных методов формирования экологических знаний и умений школьников становится решение задач по экологической проблематике. Их оптимальное использование в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал аргументированным, жизненным и менее академичным. В поисках ответа на вопрос задачи ученик невольно становится сопричастным к проблемам защиты природы, получает реальные возможности использовать приобретенные знания в жизни.
Объектом исследований – урок химии.
Предмет исследования – эффективность проведения уроков химии с экологической составляющей.
Цель исследований: изучить эффективность применения экологической составляющей на уроках химии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать теоретический материал вопросам интеграции экологического образования в методику преподавания «Химии» в учреждениях общего среднего образования.
2. Разработать и включить в занятия по учебному предмету «Химия» задания с экологической составляющей.
3. Провести в экспериментальных классах итоговые уроки по химии с экологической составляющей.
4. Провести оценку эффективности проведенных уроков.
Для проведения исследования были использованы следующие методы: словесный, наглядный, объяснительные методы с использованием учебника, эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания».
1 Состояние проблемы экологической направленности преподавания химии в науке и практике
1.1 Особенности экологического образования в учреждениях общего среднего образования и его основные принципы
Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Первой страной, ощутившей отрицательное влияние химического загрязнения природной среды, стала Япония. В этой стране свыше 80% территории испытывают на себе непосредственное влияние промышленного производства. Японцы первыми заговорили о проблеме «когай», означающей опасность вреда от загрязнений окружающей среды. Вскоре с этой проблемой столкнулись и в других странах [1, с. 10].
Рост загрязнения окружающей среды проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. Обычно основные претензии населения обращены к химии [2, с. 20]. Между тем по уровню загрязнения химическая промышленность заметно уступает топливно-энергетическому комплексу, автотранспорту, черной и цветной металлургии и даже промышленности строительных материалов [2, с. 21].
Первопричиной же всех экологических бед, кроме ошибок в планировании и строительстве, являются застаревшие упущения в преподавании химии в средней школе и как следствие этого – недостаток населения химических знаний [3, с. 2]. Выявляется поразительное противоречие; с химическими веществами и процессами систематически имеют дело все люди, но при этом с пониманием могут корректировать свои действия лишь немногие. Однако следует отметить, что именно на уроках химии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательство человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на нём.
Необходима кропотливая работа по изменению сознания человека в отношении природопользования и воспитанию, привитию экологической культуры.
Стратегия природопользования, опиравшаяся на идею могущества человека и его растущий над природой в эпоху НТР, долгое время казавшаяся незыблемой, на поверку оказалась всего лишь стратегией «яблоневой идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по перестройке сознания людей, по его экологизации. Осознание данной ситуации способствовало постановке серьезнейших задач, как в практической области, так и в сфере фундаме6ртальных научных исследований.
Экологическими проблемами стали заниматься представители самых разных наук, причем не только естественных, но и гуманитарных. Обусловлено это тем, что на ряду с необходимостью разработки новой стратегии природопользования и создания принципиально новых промышленных технологий стала задача экологической перестройки сознания людей, широкой пропаганды экологических знаний [1, с. 11].
Главное – это реализация принятых решений, которая зависит в конечном счете о нас самих, наших знаний, убеждений, воли. Здесь необходимы принципиально новое экологическое мышление, преодоление потребительской психологии в отношении к природе. Общество должно знать основные законы развития природы, находить пути решения проблем, научиться принимать решения в ситуациях нравственного выбора и прогноза, т. е. пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению [4, с. 15].
2 Исследование эффективности уроков химии с применением экологической составляющей
2.1 Характеристика методов и процедуры исследования
Исследование эффективности уроков химии с применением экологической составляющей проводилось на базе ГУО «Средняя школа №30 г.Гомеля». В исследовании приняли участие параллели 8-9 классов.
Объект исследования: урок химии.
Предмет исследования: эффективность проведения уроков химии с экологической составляющей.
Цель исследования: изучить эффективность применения экологической составляющей на уроках химии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и включить в занятия по учебному предмету «Химия» задания с экологической составляющей.
2. Провести в экспериментальных классах итоговые уроки по химии с экологической составляющей.
3. Провести оценку эффективности проведенных уроков.
Для проведения исследования были использованы следующие методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный методы с использованием учебника, эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания».
На первом этапе исследования проводилось тестирование, которое позволило нам определить уровень экологического сознания учащихся.
Занятия с экологической составляющей проводились в течение двух месяцев. В ходе их решались экологические задачи, делались всевозможные сообщения по экологии, а также осуществлялась работа над небольшими практическими ситуациями, связанными с экологическими проблемами в химической промышленности.
После проведения уроков оценивалась их эффективность по сравнению с уроками, не имеющими экологической оставляющей. Анализ эффективности разработанных уроков проводился по оценке успеваемости учащихся в результате их активности на итоговом уроке.
Рассмотрим особенности применяемых методов.
Эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания»
Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму.
Порядок работы.
Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.
Концепция современного школьного химического образования строится на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциализации обучения, большое внимание уделяется экологическим аспектам, развитию общей культуры, укреплению здоровья школьников, повышению их экологической грамотности.
Необходимо сделать так, чтобы учащиеся понимали практическую значимость химии, ее связь с повседневной жизнью. Они должны убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на другие «почему» из сферы своих жизненных и производственных интересов. Особенно важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. Однако не многие из потребителей, использующих лекарственные препараты, косметические и парфюмерные средства, красители, пластмассы, удобрения, волокна, различные виды топлива и т.д., имеют представление об опасностях, связанных с применением. Это противоречие обусловливает многие беды, обрушивающиеся на людей.
К сожалению, в большинстве школ активная просветительская работа с учащимися, связанная с характеристикой основных свойств распространившихся в быту и на производствах химических соединений, особенно в аспекте их влияния на окружающую среду, ведётся крайне слабо и нерегулярно. В основном учащиеся получают лишь общетеоретические представления, не адаптированные к реалиям жизни и особенно к экологической проблематике.
Целью нашего исследование стало изучение эффективности проведения уроков химии с применением экологической составляющей.
На первом этапе исследования проводилось тестирование, которое позволило нам определить уровень экологического сознания учащихся.
Мы выяснили, что экологическое сознание большинства учащихся 8-9 классов ГУО «Средняя школа №30 г.Гомеля» находится в переходном состоянии или на пути к экоцентричности, что говорит о том, что при правильно организованном образовательном процессе возможно формирование устойчивых проявлений понимания важности решения проблем экологии.
Занятия с экологической составляющей проводились в течение двух месяцев. В ходе их решались экологические задачи, делались всевозможные сообщения по экологии, а также осуществлялась работа над небольшими практическими ситуациями, связанными с экологическими проблемами в химической промышленности.
После проведения уроков оценивалась их эффективность по сравнению с уроками, не имеющими экологической оставляющей. Анализ эффективности разработанных уроков проводился по оценке успеваемости учащихся в результате их активности на итоговом уроке.
Результаты изучения эффективности проведенных уроков в 8-9 классах показали:
У учащихся 8-9 классов несколько снижено понимание экологии как науки и практически отсутствует понимание ее взаимосвязи с химией.
Внедрение экологического образования в программу школьного курса химии может осуществляться по средствам применения заданий различной степени сложности.
Эффективность применения экологической составляющей в экологии доказана, поскольку наблюдается положительная динамика в уровне обученности учащихся.
1. Мирзоев, С.С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. – М., 2007. – № 6. – С. 35-38.
2. Шамардина, Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся. // Директор школы. – М., 2007. – №4. – С. 57-62.
3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [текст]/ С.Н. Николаева. – М: Академия, 2002 – 336 с.
4. Квасова, Л.С., Фролова, Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников.// Биология в школе. – М., 1998. – №3. – С. 36-40
5. Лисичкин, Г.В. Экологический кризис и пути его преодоления. // Соросовский образовательный журнал. – 1998. – №12. – С.10-12.
6. Егорова, Н.В. Вопросы экологического образования при изучении химии // Химия в школе. – 2001. – №5. – С. 46-49.
7. Кузьменок, Н.М. Экология на уроках химии / Н.М. Кузьменок, Е.А. Стрельцова, А.И. Кумачев – М.: Изд.ООО «Красикопринт», 1996. – 208 с.
8. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. // Химия в школе. – 1999. – №6. – С. 2-4.
9. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский – М.: Наука, 1974. – 276 с.
10. Уёмов, А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уёмов – М.: Мысль, 1978.- 272 с.
11. Зорина, Л.Я. Системность – качество знаний / Л.Я. Зорина – М.: Знание, 1976. – 64 с.
12. Зайцев, О.С. Методика обучения химии / О.С. Зайцев – М.: Владос, 1999. – 384 с.
13. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии / Г.М. Чернобельская – М.: Владос, 2000. – 384 с.
14. Сатбалдина, С.Т., Лидин, Р.А. Неорганическая химия. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1998. – 336 с.
15. Назаренко, В.М. Экологизированный курс химии от темы к теме.// Химия в школе. – 1994. – №6. – С.43-53; 1995. – №2. – С.29-34; 1996. – №1.- С. 29-36; 1996. – №6. – С. 18-21.
16. Жилин, Д.И. Современные проблемы утилизации мусора. // Химия в школе. – 1998. – №1. – С. 4-9.
17. Зайцев, О.С. Неорганическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.
18. Гордеев, А.С. Экологический кругозор.//«Химия» Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №2. – С. 12-13.
19. Кумачев, А.И., Кузьменок, Н.М. Глобальная экология и химия – Минск: Университетское, 1991. – 184 с.
20. Введение в научное исследование по педагогике. // Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.