| Введение |
| 1 Обзор литературы |
| 1.1 Значение постоянства температуры внутренней среды организма |
| 1.2 Классификация организмов по механизмам гомеостатирования |
| 1.3 Температура тела человека и ее суточные колебания |
| 1.4 Особенности терморегуляции у детей |
| 1.5 Механизмы терморегуляции у детей |
| 1.5.1 Химическая и физическая терморегуляция |
| 1.6 Нарушения теплового баланса у детей |
| 1.6.1 Лихорадка |
| 1.7 Динамика изменений в сутки температуры тела у детей |
| 1.8 Методы измерения температуры |
| Заключение |
| Список использованных источников |
Введение
Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между ними и внешней средой. Средняя температура человеческого тела обычно колеблется в диапазоне между 36,5 и 37,2 градусами по Цельсию, благодаря внутренним экзотермическим реакциям и наличию "предохранительных клапанов", позволяющих удалять избыток тепла при потении [8].
Выявлены температурные различия между внутренними органами (несколько десятых градуса); разница между температурой внутренних органов, мышц и кожи может составлять до 5 - 10°С. У женщин температура меняется в зависимости от фазы менструального цикла, если обычно температура тела женщины 37°С, она понижается до 36,8°С в первые дни цикла, перед овуляцией падает до 36,6°С, затем, накануне следующей менструации, повышается до 37,2°С, а потом снова достигает 37°С. Кроме того, установлено, что у мужчин температура в области яичек на 1,5°С ниже, чем на остальной поверхности тела и температура некоторых частей тела отличается в зависимости от физических нагрузок и их положения.
Температурный гомеостаза, так же как и другие физиологические параметры, имеет свои существенные особенности на различных этапах онтогенеза. Так в исследованиях Губина Г.Д. с соавторами было обнаружено резкое сужение хронодезма температурного гомеостаза за счет снижения величины циркадных амплитуд у людей старческого возраста. Однако в доступной нам литературе исследований циркадных и ультрадианных ритмов температуры у детей разного возраста недостаточно [7].
Цель работы: изучить механизмы поддержания температуры тела у детей и динамику изменений температуры в сутки.
1 Обзор литературы
1.1 Значение постоянства температуры внутренней среды организма
Живой организм непрерывно расходует на поддержание основного обмена и на совершаемую работу определенное количество энергии. Единственным источником ее для человека служат питательные вещества, в процессе окисления которых потенциальная энергия белков, жиров и углеводов превращается в различные виды кинетической энергии — механическую, химическую, электрическую и тепловую. Постоянное потребление и преобразование энергии являются характерными свойствами всех живых организмов [27].
Согласно первому закону термодинамики, или закону сохранения энергии, суммарное количество всех видов энергии, образующихся в организме в процессе окисления питательных веществ, строго соответствует энергии, заключенной в них. И каким бы преобразованиям ни подвергалась энергия в организме, их конечным итогом является превращение ее в тепловую. Таким образом, количество тепла, а следовательно, и температура тела, являются показателями, определяющими интенсивность метаболизма в организме [16].
Температура тела человека и высших животных поддерживается на относительно постоянном уровне, несмотря на колебания температуры внешней среды. Снижение температуры окружающей среды ниже (Оо С) может приводить к разрушению клеточных структур (кристаллики льда внутри клетки –гемолиз эритроцитов). При температуре тела выше 45о С происходит денатурация белков. Так как белки ответственны за все регуляторные функции живых организмов, поэтому их структурная и функциональная целостность (сохранность) жизненно необходима для организма [20].
Изменение температуры тела влияет на метаболические процессы, может нарушать деятельность ферментов, энергический обмен, а также пластические процессы. (с увеличением температуры увеличивается диссоциация оксигемоглобина, усиливается фагоцитоз, усиливается устойчивость организмов к действию неблагоприятных факторов и наоборот).
Экстремальные температуры окружающей среды влияют на деятельность эндокринных желез. Так при повторяющихся воздействиях высокие температуры воздуха снижают секрецию гормона роста, тормозят функцию щитовидной железы и выделение глюкокортикоидов из надпочечников, а также образование половых гормонов. В условиях низких температур окружающей среды энергетический обмен повышается преимущественно за счет активации гормонов. усиливающих интенсивность обменных процессов, особенно, глюкокортикоидов и катехоламинов надпочечников, а также глюкагона поджелудочной железы. Интенсивное повышение энергообмена ослабляет другие функциональные проявления жизнедеятельности [19].
Зависимость скорости химических реакций от температуры выражается законом Вант-Гоффа-Аррениуса, согласно которого при повышении или понижении температур ткани на 10о С происходит соответственно повышение или понижение скорости химических процессов в 2-3 раза.
Заключение
В результате работы по литературным источником были изучены основные вопросы по данной теме и можно сделать следующие выводы:
1. Температура тела человека и высших животных поддерживается на относительно постоянном уровне, несмотря на колебания температуры внешней среды. Главным источником теплоты в организме являются его глубокие структуры, затем тепловая энергия распространяется к периферии (внутренний поток тепла), откуда часть ее отдается в окружающую среду (внешний поток).
Нормальная температура тела здорового человека претерпевает периодические колебания в пределах 0,5-0,7о С от минимума в утренние часы (3 – 4 ч утра) и до максимума в вечерние часы (16- 18 часов вечера).
2. Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.
Постоянство температуры тела у ребенка может сохраняться при условии равенства теплообразования и теплопотери всего организма, о чем говорилось ранее. Эти процессы регулируются нервно-эндокринным путем. Принято разделять на химическую и физическую терморегуляцию.
3. Установлено, что между величиной температуры кожи и возрастом человека имеется обратная зависимость: чем младше возраст, тем выше температура кожи. У лиц женского пола в возрасте 8–12, 18–25 лет температура кожи больше, чем у мужчин. В возрасте 1–3 года, 4–7 лет половые отличия в температуре кожи не проявляются. Скорость восстановления температуры кожи после местного охлаждения у лиц младшего возраста больше, чем у старших возрастов.
4. Суточные колебания, или циркадный ритм — это регулярные изменения температуры тела в течение 24-часового цикла. Это явление у людей очень заметно и может вызывать разницу температур между зенитом и надиром цикла, составляющую от 0,27 °С до 0,82 °С. Температура тела падает ночью, достигая низшей точки приблизительно к 3 ч, и затем постепенно возрастает до пика к 17—18 ч.
1.Акимов, Г.А. Общее охлаждение организма / Г.А. Акимов, Н.В. Алишев, В.А. Бернштейн. - Ленинград, 1977. – 256 с.
2.Анисимов, В.Н. Физиологические функции эпифиза / В.Н. Анисимов // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 1997. - Т83, №8. - С. 1-13.
3.Барановский В.А. Справочник медицинской сестры / В.А. Барановский. – Мн.: Медицина, 2002. – 128 с.
4.Клинические рекомендации. Педиатрия / Под ред. А.А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 272 с.
5.Бердикян, А.С. Интраоперационная гипотермия: причины, патогенетическое значение, профилактика / А.С. Бердикян, А.В. Марченко // Вестник интенсивной терапии. - 2002. - № 1-2. – С. 56-58.
6.Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / Под ред. А.М. Вейна. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. - 752 с.
7.Горизонтов, П.Д. Гомеостаз / П.Д. Горизонтов. - Москва, 1981. – 126 с.
8.Губин, Г.Д. Температура тела человека как проблема хронобиологии. Теоретические и практические аспекты: Циклы. Материалы третьей международной конференции / Г.Д. Губин. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. - С.95-116.
9. Гурин В.Н. Терморегуляция и биологически активные вещества крови / В.Н. Гурин, А.В.Гурин. - Минск : Бизнесофсет, 2004. - 215 с.
10. Лихорадка и гипертермия у детей / Костенко, А.Ю. [и др.]; под редакцией В.Ф. Демина. — РГМУ, 2002. — Т. 2. — С. 367-382.
11.Деряпа, Р.Р. Проблемы медицинской биоритмологии / Р.Р. Деряпа, М.П. Мошкин, В.С. Постный. - М.: Медицина, 1985. - 208 с.
12.Доскин, В.А. Биологические ритмы растущего организма / В.А. Доскин. - М.: Медицина, 1989. - 224 с.
13.Коровина, Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Острая лихорадка у детей // РМЖ. — 2005. – Т. 13, № 17. — С. 1165-1170.
14.Крыжановский, Г.Н. Патологические системы в деятельности ЦНС / Г.Н. Крыжановский // Вест. Рос. Акад. мед. наук. - 2002. - № 6. - С. 18-23.
15.Лазарев, В.В. Температурный баланс и возможность его поддержания при общей анестезии у детей / В.В. Лазарев // Анестезиология и реаниматология. - 2006; №1. – С. 16-19.
16.Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: учебник. – 4-е изд., испр. и доп. / П.Ф. Литвицкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с.
17.Литвицкий, П.Ф. Нарушение теплового баланса организма: гипертермия, гипертермические реакции, тепловой удар, солнечный удар/ П.Ф. Литвицкий // Вопросы современной педиатрии. - 2010. - Т. 9, № 1. - С. 96–102.
18. Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: Фолиант, 1999. - 928 с.
19. Температура и жизнь : пер. с нем. / Мартин НИХЕЛЬМАН; Под ред. В.Н. Гурина, В.А. Матюхина. - Минск : Полибиг, 2001. - 127 с : ил
20. Моисеева, Н.И. Временная среда и биологические ритмы / Н.И. Моисеева, В.М. Сысуев. - Л.: Наука, 1981. - 128 с.
21. Мубаракшина, О.А. Актуальность применения нестероидных противовоспалительных средств для лечения лихорадки у детей / О.А. Мубарашкина // Вопросы современной педиатрии. - 2010. - Т. 9, № 2. - С. 156–160.
22.Методы измерения температуры. Часть 1. Методы и средства контактного измерения температуры: методические указания к практической работе / Сост. Т.Н. Немова, Н.А. Цветков. – Томск : Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2012. – 38 с.
23.Пронина, Т.С. Суточная динамика температуры кожи у мальчиков и девочек 9-10 лет / Т.С. Пронина, В.П. Рыбаков // Новые исследования. – 2008, №1. - С. 72-78.
24.Пронина, Т.С. Суточная динамика температуры кожи у подростков 13-14 лет / Т.С. Пронина, В.П. Рыбаков // Новые исследования. – 2006, №1. - С. 14-20.
25. Сердюковска, Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников / Г.Н. Сердюковская. – М., Медицина, 1979. – 184 с.
26.Степанова, С.И. Биологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова. - М.: Наука. 1986. - 244 с.
27.Студеникин, В.М. Клинические аспекты терморегуляции у детей / В.М. Студеникин // Вопросы современной педиатрии. - 2003. - Т. 2, № 4.- С. 54–60.
28.Рыбаков, В.П. Биологические римтмы ребенка / В.П. Рыбаков, Н.И. Орлова, Т.С. Пронина // в кн.: Физиология развития ребенка. – М., 2000. – С. 287-285.
29.Таточенко, В.К. Ребенок с лихорадкой / В.К. Таточенко // Лечащий врач. — 2005. — № 1. — С. 16-20.
30.Таточенко, В.К. О безопасном применении жаропонижающих средств у детей / В.К. Таточенко // Детский доктор. — 1999. — № 2. — С. 36-37.
31. Юлиш, Е.И. Патогенетические аспекты лихорадки у детей, показания и методы ее купирования / Е.И. Юлищ // Здоровье ребенка. — 2009. — № 4. — С. 26-30.
32.Чвырев, В.Г. Тепловой стресс / В.Г. Чвырев, А.Н. Ажаев, Г.Н. Новожилов. - М., Медицина, 2000. - 297 с.