Введение
Современные достижения геронтологии позволили поставить задачами ближайшего будущего увеличение продолжительности жизни, правильное использование остаточной трудоспособности пожилых людей, достижение активного долголетия населения.
В связи с этим актуально исследование биологического или функционального возраста человека, поскольку календарный (хронологический, паспортный) возраст не является критерием состояния здоровья, трудоспособности, адаптационных возможностей разных индивидуумов одного и того же года рождения.
Наступающие с возрастом функциональные и структурные изменения органов, систем и целого организма, как известно, характеризуются большими индивидуальными различиями. Эти различия в темпе возрастных изменений приводят к тому, что одни индивидуумы «старше своего возраста», другие «моложе». Речь идет, естественно, не только и не столько о внешних признаках, сколько о психологических, физиологических, биохимических, иммунологических и других показателях, отражающих физическое и психическое состояние здоровья, общую и профессиональную работоспособность, возможность приспособления к изменяющимся условиям.
Не вызывает сомнения, что календарный возраст не может являться достоверным показателем для прекращения трудовой деятельности или профессиональной переориентации, как и для решения многих других социально-экономических вопросов, связанных со старением населения.
Решение этих вопросов было бы значительно облегчено, если бы мы располагали надежными и достаточными критериями биологического (функционального) возраста индивидуума. Помимо социально-гигиенического аспекта определение его имеет огромное значение для клинической и экспериментальной геронтологии.
Иначе обстоит дело с изучением преждевременного старения, признавая его основной наиболее часто встречающейся формой старения у людей в возрасте после 40-50 лет, отмечая роль преждевременного старения в развитии раннего одряхления, инвалидности и смерти, рассматривая его как одно из главных препятствий для достижения массового долголетия. Большинство исследователей в то же время не дают определения понятию «преждевременное старение» и не называют его основных показателей.
Целью работы явилось оценить биологический возраст испытуемых на примере учителей общеобразовательной средней школы г. Мозырь.
Практическое значение работы заключается в том, что данные о биологическом возрасте учителей разных возрастных групп и предметной специализации, позволят регламентировать режим учебы, работы и проводить профилактические мероприятия, позволяющие снизить темпы старения лиц умственного труда.
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Понятие биологического возраста
Старение во времени развивается неравномерно, поэтому оценка его темпов имеет большое теоретическое и практическое значение.
Календарный возраст не характеризует истинное состояние организма. У одних людей возрастные изменения наступают быстрее, у других - медленнее. Темп возрастных изменений позволяет определить биологический возраст (БВ), т. е. соответствие физиологических функций индивидуума среднестатистической возрастной форме [1]. Биологический возраст, по В. В. Фролькису [2], может служить мерой изменения во времени биологических возможностей организма. Сопоставление биологического и календарного возраста дает представление о темпе старения и возможной продолжительности жизни. Если биологический возраст человека значительно отстает от календарного, то его можно считать потенциальным долгожителем. Если же биологический возраст опережает календарный, то старение развивается по преждевременному (или патологическому) типу [3].
В последние годы особенно интенсивно ведутся работы по количественному измерению биологического возраста в единицах времени: для людей - в годах, для крыс (важнейшего вида животных, используемого в экспериментальной геронтологии для изучения процесса старения и поиска путей к увеличению продолжительности жизни) - в месяцах.
При разработке критериев биологического возраста используются показатели организма, постепенно и закономерно изменяющиеся с возрастом (острота зрения, мышечная сила) и позволяющие оценить приспособительные возможности жизненно важных систем. В последнем случае имеются в виду функциональные пробы, нагрузки на функционально важные системы организма: сердечнососудистую, мышечную, эндокринную и др.
При описании основных морфологических особенностей человека в различные возрастные периоды используют, как правило, средние показатели. Однако индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьировать в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма.
Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития.
Формулирование понятия «биологический возраст» имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не по календарному (паспортному или хронологическому) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки,
Глава 2. Объект, программа и методика исследований
В ходе выполненной работы в период с 2014 по 2015 год нами было обследовано 42 педагога средних образовательных школ,. Возраст обследуемых составлял от 21 до 65 лет. Обследованные лица были разделены по возрастным группам и полу. Статистическую обработку результатов проводили с помощью пакета прикладных программ Ms. Excel-2007, Statistika 7.
Объектом исследований являлись показатели биологического возраста.
Программа исследований включала в себя следующие задачи:
подбор и изучение литературы по теме исследований;
подбор и отработка методик измерения изучаемых показателей;
проведение экспериментальной части работы;
анализ и обработка полученных данных;
оформление работы в соответствии с правилами ГОСТа.
У всех педагогов проводилась оценка здоровья по субъективным показателям методом физиологического тестирования:
1) анкета по определению СОЗ включала следующие вопросы:
Беспокоит ли вас головная боль
Легко ли вы просыпаетесь от любого шума
Часто ли у вас возникают боли в сердце
Считаете ли вы, что у вас ухудшилось зрение
Считаете ли вы, что у вас ухудшился слух
Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду
Уступают ли вам младшие место в общественном транспорте
Беспокоит ли вас боль в суставах
Влияет ли на ваше состояние перемена погоды
Бывают ли у вас случаи, когда из-за волнений вы теряете сон
Беспокоят ли вас запоры
Беспокоит ли вас боль в области печени
Случаются ли у вас головокружения
Стало ли вам в настоящее время сосредоточиваться труднее, чем в прошлые годы
Беспокоит ли вас ослабление памяти, забывчивость
Ощущаете ли вы в различных местах тела жжение, покалывание,
«ползание мурашек»
Беспокоит ли вас шум или звон в ушах
Держите ли вы в домашней аптечке нитроглицерин, валидол,
сердечные капли
Бывают ли у вас отеки на ногах
Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд
Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе
Беспокоит ли вас боль в области поясницы
Приходится ли вам употреблять в лечебных целях какую-нибудь
минеральную воду
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Общая оценка показателей биологического возраста испытуемых
В ходе выполненной работы в период с 2014 по 2015 год нами было обследовано 42 педагога средней образовательной школы г.Мозыря. Возраст обследуемых составлял от 21 до 65 лет. Статистическую обработку результатов проводили с помощью пакета прикладных программ Ms Excel-2007, Statistika 7.
Результаты статистической обработки данных календарного возраста учителей приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Статическая обработка данных КВ учителей
|
| Показатель | Среднее и его станд. ошибка, лет. | Станд. отклонение | Доверит. интервал для среднего | Медиана | Мода | Ассиметрия и ее станд ошибка | Эксцесс и его станд ошибка |
| | | Нижн Гран | Верх Граница | | | |
| КВ | 36,0±1,3 | 7,74 | 33,5 | 38,6 | 36,0 | 37,0 | 0,1±0,4 |
| | | | | | | |
Установлено, что минимальный возраст в выборке составил 21 год, а максимальный - 52 года. Среднее значение исследуемого показателя составило 36,0±1,3 при стандартном отклонении = 7,74 года.
Доверительный интервал среднего генеральной совокупности календарного возраста в исследованной выборке с 95% доверительной вероятностью будет находиться в диапазоне от 33,5 до 38,6 лет.
Результаты статистической обработки данных БВ учителей по тесту на самооценку здоровья приведены в таблице 2.
Установлено, что минимальное значение по тесту на самооценку здоровья в выборке составило 2, а максимальное - 23. Среднее значение исследуемого показателя составило 9,0±0,7 при стандартном отклонении = 4,5.
Заключение
Основные критерии биологического возраста могут быть морфологическими, физиологическими, биохимическими, психофизиологическими, отчасти психологическими. Основное значение на практике имеют критерии «морфологической зрелости» (скелетный и зубной возраст, половое развитие), которые в наибольшей степени соответствуют приведенному выше условию.
В дополнение к показателям биологического возраста для прогноза витальной траектории необходимо определять также факторы риска - наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически «обезвредить» их влияние, и факторы долголетия - генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например - наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.
В ходе выполненной работы в период с 2014 по 2015 год нами было обследовано 42 педагога средней образовательной школы. Возраст обследуемых составлял от 21 до 65 лет. У учителей разного пола и разных возрастов был определен БВ по общепринятым методам физиологического тестирования.
В результате проведенных исследований было установлено, что у учителей минимальное значение по тесту на самооценку здоровья в выборке составило 2, а максимальное – 23. Среднее значение исследуемого показателя составило 9,0±0,7 при стандартном отклонении = 4,5.
По тесту на СБ у учителей минимальное значение в выборке составило 2 сек, а максимальное - 55 сек. Среднее значение исследуемого показателя составило 14,15 ± 2,0 сек при стандартном отклонении = 12,6 сек.
У учителей минимальное значение по тесту на быстроту реакции в выборке составило 15 см, а максимальное - 45 см. Среднее значение исследуемого показателя составило 25,3±1,66 при стандартном отклонении = 6,57 см.
По тесту на нажатие у учителей минимальное значение составило - 2 сек, а максимальное – 10 сек. Среднее значение исследуемого показателя составило - 4,57±0,39 сек при стандартном отклонении = 2,43 сек.
Средний календарный возраст женщин учителей составил 36,051,25 года при стандартном отклонении 7,74 года. Среднее арифметическое биологического возраста женщин составило 39,51,34 года при стандартном отклонении 8,28 лет, т.е. наблюдается превышение БВ над КВ.
У мужчин, среднее арифметическое календарного возраста составляет 34,91,72 года при стандартном отклонении 10,07. Среднее арифметическое биологического возраста составило 37,21,89 года при стандартном
1 Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
2 Фролькс, В. В. Старение и биологические возможности организма / В В. Фролькс - М.: Наука, 1975. - 293 с.
3 Хрисанфова, Е. И. Антропология: учебное пособие / Е. И. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. - М.: изд-во МГУ, 2002. - 400 с.
4 Анисимов, В.Н. Фундаментальные проблемы изучения продолжительности жизни / В. Н. Анисимов, В.Н Крутько. - М.: Росс. Акад. Наук, 1996. - 511 с.
5 Брин, В. Б. Физиология человека в таблицах и схемах / В. Б. Брин. - Феникс, 1990. - 350 с.
6 Кузнецов, В. И. Нормальная физиология / В. И. Кузнецов, А. П, Божко, И. В. Городецкая. - М.: изд-во МГУ, 2003. - 611 с.
7 Погодина, А. Б. Основы геронтологии и гериатрии / А. Б. Погодина, А. Х. Газимов. - М.: ВИНИТИ, 1996. - 233 с.
8 Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. М.: изд-во МГУ, 2001. - 592 с.
9 Бердышев, А. Г. Реальность долголетия и иллюзия бессмертия / А. Г. Бердышев. - М: Медицинская книга Н.Новгород: Издательство НГМА, 1989. - 343 с.
10 Агаджан, Н. А. Физиология человека. / Н. А. Агаджан, Л. З. Гель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. - М: Медицинская книга Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 528 с.
11 Гацко, С.В. За долголетие. / С.В.Гацко, Л. Д Чайка - Мн.: наука и техника, 1981.- 96 с.
12 Покровский, В. М. Физиология человека / В. М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин. - М.: Медицина, 1997. - 245 с.
13 Титов, С. А, Современные представления о механизмах старения / С. А. Титов, В. Н. Крутько. - М.: Медицина, 1986. - 123 с.
15 Минц, А. Я. Показатели функционального состояния нервной системы в определении биологического возраста / А. Я. Минц. - М.: Наука, 1984. - 365с.
14 Верхацкий, Н. П. Предупрежление преждевременного старения / Н. П. Верхацкий. - М.: Медгиз, 1978. - 256 с.
16 Левин, А. Л. Хотя старость еще далеко / А. Л. Левин. - М.: Медицина, 1969. - 137 с.
17 Западнюк, В. И. Старение, активное долголетие и лекарства / В. И. Западнюк. - М.: Мир, 2005. - 198 с.
18 Дегтярева, В. П. Нормальная физиология / В. П. Дегтярева. - Медицина, 2006. - 736 с.
19 Шок, В. Н. Показатели функционального возраста / В. Н. Шок. - М.: ВЛАДОС, 1989. - 253 с.
20 Дубина, Т. Л. Введение в экспериментальную геронтологию / Т. Л. Дубина, А. Н. Разумович. - Мн.: Наука и техника, 1975. - 168 с.
21 Прищепа, И.М. Анатомия и физиология: учебное пособие для вузов / И. М. Прищепа. - Мн.: Новое здание, 2006. - 406 с.
22 Лукьянова, И.Е Антропология, учебное пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. - М.: ИНФРА, 2008. - 240 с.
23 Тегако, Л. Н. Антропология: учеб. пособ. / Л. Н. Тегако, Е. А. Клементинский. М.: Новое знание, 2004. - 400 с.
24 Бочаров, В. В. Антропология возраста / В. В. Бочаров. - М.: СПБ, 2001. - 196 с.
25 Белик, А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология / А. А. Белик. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 378 с.
26 Павловский, О.М. Биологический возраст человека / О. М. Павловский. - М.: изд-во МГУ, 1987. - 454 с.
27 Коробков, А. В. Нормальная физиология: учебник для студентов университетов / А. В. Коробков, А. А. Башкиров, К. Т. Ветчинкина. - М.: Высшая школа, 1980. - 560 с.
28 Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленьская. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 250 с.
29 Козловская, Е. В. Современные проблемы геронтологии и гериатрии / Е. В. Козловская. - Медицина и здравоохранение, - 1988. - 195 с.
30 Корнеев, И. К. Профилактика старения / И. К. Корнеев. - М.: Наука, 1985. - 385 с.
31 Алексеева, Л. М. Антропология - медицина / Л. М. Алексеева, Г. М. Соловьев. - М.: Издание МГУ, 1998. - 244 с.
32 Войтенко, В. И. Системные механизмы развития и старения / В. И. Войтенко, А. М. Полюхов. - Л.: Наука, 1986. - 183 с.
33 Дубина, Т. Л. Геронтология и гериатрия / Т. Л. Дубина. - М.: Издание МГУ, 1997. - 266 с.
34 Титомирова, С. В. Механизм старения / С. В. Титомирова. - М.: Медицина, 1993. - 197 с.
35 Белозерова, Л. М. Работоспособность и возраст / Л. А. Белозерова. М.: Медицина, 2001. - 328 с.
36 Гаврилов Л.А. Биология продолжительности жизни / Л. А. Гаврилов, Н.С Гаврилова. - М.: Наука, 1986. - 122 с.
37 Богатенков, Д.В. Антропология / Д. Б. Богатенков, С. В. Дробышевский. - М.: изд-во МГУ, 1987. - 354 с.