Введение
Глава 1 Франкфуртская школа о социальной деструкции
Глава 2 «Одномерное общество» и проблема социального подавления в проекте фрейдомарксизма г. Маркузе
2.1 Человек в современном мире с позиции фрейдомарксизма
2.2 Концепция одномерного человека г. Маркузе
Глава 3 Неофрейдизм о деструктивности человечекской природы
3.1 Источник деструктивного поведения с позиции неофрейдизма
3.2 Концепция деструктивной природы человека э. Фромма
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день «антропологический кризис» с большой долей вероятности свидетельствует о снижении значимости гуманистического потенциала сферы современной культуры. Ситуация «смерти человека», которая была провозглашена постмодерном, грозит не только «смертью бога», но и угрозой существованию мира природы и культуры. Соединяя в себе все бытийные связи, человек, который утратил собственную человечность, легко может пожертвовать природой, культурой, социумом.
Основными характеристиками антропологического кризиса исследователи называют:
- потерю доверия к будущему, что проявляется в конкуренции среди моделей развития будущего;
- разбожествление мира как утрата незыблемых законов;
- всеобщий процесс нивелирования и победа «одномерного» человека;
- постоянно растущая зависимость человека от машин;
- «кибернетизация» человеческого тела;
- развитие возможности информационного и технологического управления человеческим сознанием;
- создание искусственных потребностей;
- эскалация насилия и т.д.
В целом антропологический кризис исследователи, философы, социологи склонны определять в качестве торжества деструктивной человеческой природы. Антропологический кризис конца ХІХ-ХХ вв. ведет к «антропологическому повороту» в философии, основной задачей которого является раскрытие основных причин антропологического кризиса, его сути и последствий для социокультурного мира человека и природы. В частности, как один из вариантов «метаморфоз» антропологического поворота исследователи отмечают философскую концепцию немецко-американского философа, социолога и психолога Э. Фромма, яркого представителя неофрейдизма.
Современный этап развития человечества ожидает от сферы гуманитарных наук выработку философско-методологической основы в исследовании многочисленных социальных и внутриличностных конфликтов, которые являются источниками агрессивности и деструктивности. Социуму необходимы эффективные механизмы защиты человеческого внутреннего мира, психики от информационно-технотронной цивилизации. Все это определяет переосмысление сложившихся ранее теорий, критику устоявшихся научных доктрин, которые уже не способны удовлетворить соответствующие запросы новой социальной действительности. В частности, в данном исследовании будут рассмотрены направления неофрейдизма и фрейдомарксизма, для которых проблема социальной деструкции и агрессивности являются общими.
Объект исследования – понятие деструктивности «одномерного человека».
Предмет исследования – деструктивность в представлении неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Цель исследования – выявление особенностей понимания деструктивности в неофрейдизме и фрейдомарксизме.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать понимание деструктивного в неофрейдизме;
2. рассмотреть деструктивность в понимании Э. Фромма;
3. выявить особенности понимания современного человека с точки зрения фрейдомарксизма;
4. охарактеризовать концепцию одномерного человека Г. Маркузе.
Методы исследования – анализ научной литературы по теме исследования; методы сопоставления, сравнения, обобщения, классификации.
ГЛАВА 1 ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА О СОЦИАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ
В рамках социально-философского модуса раскрывается такая сущностная черта социального насилия как деструкция, под которой понимается, во-первых, «расколотость» социального бытия человека и его природы на биологическое и социальное и критика приоритета разума, во-вторых, репрессивность социума по отношению к сознанию; в-третьих, подавление человека в тоталитаризме. В концепции представителей старшего поколения Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хоркхаймером социальное насилие рассматривается как деструкция и обнаруживается взаимосвязь между деструктивным состоянием индивидуального сознания и репрессивным воздействием социальных условий. Так, сущность социального насилия раскрывается как деструктивная организация социального пространства, следствием которой становится утрaта смысла социального действия, отчуждение человека от социально-политических практик.
В совместной работе «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты» [23] Т. Адорно и М. Хоркхаймер задаются вопросом о возможности исторического прогресса и акцентируют проблему «перевертыша» Просвещения как определенной установки сознания. Т. Адорно и М. Хоркхаймер придают Просвещению негативный смысл: раскрывают деструктивность прогресса и критикуют приоритет разума в решении проблем общества. Просвещение рассматривается как диалектический процесс: от созидательной силы до господства человека над природой. Диалектика Просвещения заключается в том, что разумные начинания заканчиваются кровавым ХХ в. В силу этого представители Франкфуртской школы отмечают, что Просвещение превращается обратно в миф, однако уже лишенный первоначальной естественности, что, в свою очередь приводит к тому, что прогресс оборачивается насилием и становится деструктивным.
ГЛАВА 2 «ОДНОМЕРНОЕ ОБЩЕСТВО» И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТЕ ФРЕЙДОМАРКСИЗМА Г. МАРКУЗЕ
2.1 Человек в современном мире с позиции фрейдомарксизма
Фрейдомарксизм очень громко заявил себя в интеллектуальной жизни послевоенного периода. Яркие, емкие и пророческие метафоры привлекли массу сторонников. Однако, как оказалось к концу столетия, это своеобразное философско-социальное учение не породило прямых теоретических наследников. Это связано с рядом особенностей критического подхода, сплавившего марксистскую диалектическую теорию с фрейдистской конфликтологией и герменевтикой психики.
В ряде случаев наблюдается наличие и использование общей терминологии и сходство в понимании ее места в структуре теории (товарный фетишизм К. Маркса и фетишистские девиации психики). Марксистская концепция изживания исторической оправданности капитализма и утрата им рациональности в процессе социальной эволюции логично соединяется с фрейдистскими описаниями механизмов защиты и рационализации бессознательного (ведь самое ядро теории З. Фрейда начинает конденсироваться именно тогда, когда он обращает внимание на феномен постгипнотической работы бессознательного, способного рационализировать и приписать своему сознанию любые инструкции, внушенные под гипнозом). В результате такого синтеза теорий фрейдомарксизм подверг убедительной критике веберовскую теорию оправданности усиления бюрократической рациональности капиталистической рыночной системы, показывая фактическую иррациональность капитализма и работу маскировки по усилению регламентаций в так называемом «правовом» обществе. Похожими являются и основные направления внутри этих теорий.
ГЛАВА 3 НЕОФРЕЙДИЗМ О ДЕСТРУКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕКСКОЙ ПРИРОДЫ
3.1 Источник деструктивного поведения с позиции неофрейдизма
На сегодняшний день складывается объективная необходимость в формировании системного подхода в решении вопроса агрессивности и деструктивности. В данном отношении интересным представляется опыт социокультурного психоанализа, как определяет его П.В. Агапов, а также интерперсональной теории.
Отечественная гуманитарная наука объединила эти направления под общим понятием – неофрейдизм. Неофрейдизм, представителями которого ситают Э. Фромма, Г.С. Салливана, К. Хорни, А. Кардинера, понимается в качестве попытки объединить учение К. Маркса о социально-экономических факторах и концепцию З. Фрейда о бессознательном влечении с целью объяснения специфики человеческого бытия с помощью взаимоотношений личности и социума. Центральным понятием неофрейдизма является природа человека, определяющая закономерность исторического процесса [10].
Некоторые исследователи считают, что Э. Фромма не нужно относить к таким представителям неофрейдизма, как К. Хорни и Г.С. Салливан, потому что они всего лишь пересмотрели определенные положения Фрейда. Э. Фромм, в свою очередь, создал социальную философию [14]. Некоторые из зарубежных теоретиков (P. Kline, H. Ansbacher, F. Wittels) относят вышеупомянутых исследователей скорее «неоадлерианцами», чем «неофрейдистами» [11, с. 183].
А. Адлер действительно определенным образом повлиял на становление философских концепций Э. Фромма, К. Хорни, Г.С. Салливана, но, при этом, их основные теоретические концепции относятся больше к психоанализу психоанализа, а не к «индивидуальной психологии» А. Адлера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Т. Адорно и М. Хоркхаймер раскрывают деструктивность прогресса и критикуют приоритет разума в решении проблем общества. Просвещение рассматривается как диалектический процесс, диалектика которого заключается в том, что разумные начинания заканчиваются кровавым ХХ в. В силу этого представители Франкфуртской школы отмечают, что Просвещение превращается обратно в миф, однако уже лишенный первоначальной естественности, что, в свою очередь приводит к тому, что прогресс оборачивается насилием и становится деструктивным. Т. Адорно в «Негативной диалектике» видит единственную возможность освободиться из-под власти все рационализирующего и упрощающего мир мышления, посредством реализации проекта «мыслить негативно», т.е. практиковать самокритичность мышления, отдавая приоритет непосредственно данному, т.е. миру как целостности.
Несмотря на писсимизм, Т. Адорно и М. Хоркхаймер считали возможным противостоять деструктивности насилия. В качестве минимизации социального насилия можно выделить следующие, намеченные ими, пути: во-первых, это отстаивание личного пространства свободы в модусе творческого саморазвития; во-вторых, это верность своему прошлому; в-третьих, это создание альтернативной эстетической реальности посредством искусства и творчества.
Феномен деструктивности рассматривается неофрейдистами в качестве специфически человеческого свойства, которое не играет определяющей роли в процессе физиологического выживания человека, даже с учетом его чрезвычайной распространенности, доходящей иногда до того, что это стремление становится доминирующим в определенных развитых культурах. Только человек, в отличие от животных, обладает деструктивным стремлением, потому что только он способен на убийство представителя своего вида без конкретного серьезного мотива, испытывая при этом иногда наслаждение от своего поступка.
Фроммовская структурная модель агрессии является прорывом в решении вопросов оценки агрессии. Классификация Э. Фромма не является уровневой, потому что иерархия вышеперечисленных видов агрессии не задана. В основу такой классификации заложен функциональный подход. При этом, функциональный подход связан с критерием дифференциации: нужно (полезно) – не нужно (вредно). Злокачественная агрессия Э. Фроммом определяется как вредная, а ее тождественными понятиями выступают «деструктивность и жестокость». Теоретическая концепция Э. Фромма дает возможность напрямую преодолеть «неразрешимое» противоречие в оценке агрессивности, деструктивности в области этико-гуманистического и эволюционно-генетического подходов.
Выйти за пределы очерченного для самих себя круга теоретики фрейдомарксизма так и не решились потому, что иначе они бы потеряли так ценимую ими позицию « неангажированного», равноудаленного, нейтрального теоретического жреца. Неприятие практики реального социализма обрекло на поиски иных рычагов, тенденций, технологий прорыва за горизонт позитивистского одномерного консъюмеризма. В основе подобных предлагавшихся потенциальных практик, в качестве субъекта их реализации, ставился чаще всего, пусть и массовый, но все же отдельный индивид.
В то же время,если оценивать потенциал данного направления, как раз отказ от «порционного», частичного марксизма, применяемого в гомеопатических дозах, к отдельным фрагментам социума, и конструктивный, не предвзятый анализ практики построения реального социализма, позволило бы выстроить более последовательную (и более применимую к построению альтернативной существующим глобализаторским либеральным тенденциям) модель прогнозирования желаемого будущего. Тогда станет возможность трансформации из околомарксистского теоретического психоанализа в фрейдомарксистскую, а не оппортунистическую, социальнопрактическую терапию.
Основная идея творчества Г. Маркузе заключается в том, что вся его научная деятельность пронизана понятием «одномерности». Анализ современного общества (капитализм США и Европы), ссылаясь на наблюдение в собственной книге позволил Маркузе сделать вывод что развивающийся уровень науки и техники создает новую систему удовлетворения чаще ненужных и « ложных» потребностей людей в развитых обществах. И в свою очередь результат развития такого общества способствует возникновению «одномерного человека» который становится объектом манипулирования с полностью отсутствующим или пониженным критическим отношением к социуму. По мнению Маркузе общественные изменения в «одномерном обществе» могут быть осуществимы только через «великий отказ» от ценностей капитализма и тоталитарного социализма, а идеи революции становятся уделом социальных меньшинств а так же радикальной интеллигенции и студентов.
Герберт Маркузе, безусловно, внес огромный вклад в развитие мировой философии и психологии, особенный вклад он внес в развитие и становление «критической теории» Его литература активно используется и по сей день не только в философии но и социологии и психологии. По мнению Г. Маркузе общественные изменения в «одномерном обществе» могут быть осуществимы только через «великий отказ» от ценностей капитализма и тоталитарного социализма, а идеи революции становятся уделом социальных меньшинств, а также радикальной интеллигенции и студентов.
1. Агапов, П.В. Философская традиция социокультурного психоанализа в исследовании агрессии / П.В. Агапов // Вестник МГУКИ. – 2013. – № 1 (51). – С. 62-67
2. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно; пер. с нем. Е. Л. Петренко. – М.: АСТ, 2014. – 511 с
3. Бабак М.В. Развитие социально-философских взглядов Г. Маркузе. Автореф. дисс. – Новосибирск, 2008
4. Баталов Э.Я. Философия бунта, «Новые левые» в поисках идеологии» Политиздат, 1973
5. Гайда, А. В. «Неомарксистская» философия истории (критический анализ) / А. В. Гайда. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1986. – 200 с
6. Верченов, Л. Н. Социальная теория Эриха Фромма: Научно-аналитический обзор / Л. Н. Верченов. – Москва, 1980
7. Вершинин, С.Е. Концепция социальной деструкции франкфуртской школы (историко-философский анализ) / С.Е. Вершинин, Г.А. Борисова. – Екатеринбург, 2009. – 168 с
8. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти Эдип. Капиталлизм и шизофрениия: пер. Д. Кралечкин. Екатеринбург: У Фактория, 2008. 672 с
9. Деревянченко, Ю.И. Герберт Маркузе и стратегия новых левых / Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Том 8, выпуск 3. – 145-151
10. Добреньков, В. И. Неофрейдизм в поисках «истины» / В. И. Добреньков. – Москва, 1974
11. Лейбин, В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. – Москва, 1990
12. Лейбин, В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма / В. М. Лейбин. – Москва, 1977
13. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – Киев: «ИСА» 1995 353 с
14. Несавас, А. И. Этика Эриха Фромма. (Критический анализ) / А. И. Несавас. – Вильнюс, 1975
15. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. – Санкт-Петербург, 1996
16. Руткевич, А. М. Глубинная герменевтика: автореф. дис. ... д.ф.н. / А.М. Руткевич. – Москва, 1992
17. Сидоренко, И.Н. Насилие как деструкция природы человека в философии Э. Фромма / И.Н. Сидоренко // Труды БГТУ. – 2015. – № 5. – С. 109-112
18. Телегин, В. И. История против истории. «Диалектика Просвещения» Хоркхаймера и Адорно как утопия гуманного / В. И. Телегин // Европа. Международный альманах. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2001. – Вып. 1. – С. 169–184
19. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Москва: АСТ, 1998
20. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – Москва: Прогресс,1990
21. Фромм, Э. Революция надежды / Э. Фромм // Психоанализ и этика. – Москва: АСТ, 1998
22. Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е. Маркузеанская критика западной цивилизации // Человек. Государство. Глобализация. , Выпуск 3 / Сборник философских статей. Под ред. В.В. «Парцвания» СанктПетербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2005. – 398 с
23. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения Философские фрагменты / М. Хоркхай- мер, Т. Адорно. – М. – СПб.: Медиум, Ювента, 1997. – 310 с
24. Frey M. Herbert Marcuse and the Transformation of the American Student Movement // GHI Bulletin. Spring 2004. Vol. 34. Р. 99–111
25. Mumford, L. The myth of the machine. Technics and human development / L. Mumford. – N.-Y.,1967
26. Siann, G. Accounting for Aggression: Perspectives on Aggressions and Violence / G. Siann. – Boston, 1985. – P. 118–119