ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Э.ФРОММА
ГЛАВА 2 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Э. ФРОММА
ГЛАВА 3 Э.ФРОММ О ЕДИНСТВЕ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВАНИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема свободы является одной из многоаспектных проблем философского знания. Многие исследователи акцентировали свое внимание на данной проблематике. Проблемное поле свободы пронизывает все разделы философии, реализуясь не только в этике, в которой свобода трактуется как условие функционирования морали и нравственности, но и как онтологическая и гносеологическая, социальнофилософская, психологическая проблематика. Все вышеизложенное обусловливает не только различные подходы к определению природы свободы, но и сложности дефиниции самого термина. В данной работе свобода интерпретируется в её гуманистическом культурном контексте, ключевое внимание уделяется сущности свободы. Проблема индивидуальной свободы исследуется в гуманистическом учении Э. Фромма.
В наследии немецкого и американского мыслителя Э. Фромма присутствует большое количество уникальных идей, оказавших влияние на сознание XX столетия: о человеке как едва ли не самом эксцентричном создании универсума, об исторической обусловленности эмоций и душевных переживаний индивида, о социальном характере как отражении комплекса биологических и культурно-этических факторов, о социальном конформизме и бегстве от свободы, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма [13, c. 121].
Философско-этическое учение Э. Фромма содержит в себе различные воззрения о религии, обществе, человеке и его внутреннем мире. Концепция индивидуальной свободы была создана в первой половине XX века, ее можно воспринимать как осмысление совокупности социокультурных и психологических проблем, спровоцировавших вторую мировую войну. Причина таких глобальных общественных катаклизмов состоит, согласно Фромму, во многом в неспособности индивида использовать свою свободу. В современных социальных и политических условиях проблематика данного исследования остаётся не менее насущной, чем в своё время для Э. Фромма. Техногенная цивилизация предоставляет человеку более модифицированные варианты «бегства от свободы», а анализ учения Э. Фромма об индивидуальной свободе позволяет выявлять их причины, выработать более конкретную трактовку категории свободы, исходя из современных реалий.
Э. Фромм стремится преодолеть односторонность биологического восприятия природы человека, характерного для психоанализа в общем. Анализируя философские воззрения Э. Фромма об индивидуальной свободе можно отметить существенное развитие идей психоанализа о сущности человеческой природы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Э.ФРОММА
1.1. Основные факторы формирования философско-этического учения Э. Фромма
Философское творчество Э. Фромма – это, в первую очередь, исследование человека, его истинной природы и проблем его существования. Но мыслитель не обделяет вниманием социальные и культурные процессы, определяющие мотивационное поведение индивида. Точнее, он усматривает четкие детерминационные связи между человеческой деструктивностью в структуре индустриального социума, деструктивностью самого общества и той системой оценок, которая функционирует в данных условиях [10,c. 13].
Одним из направлений современной философской антропологии, то есть учения о человеке, является психоанализ, который зародился на рубеже XIX-XX вв. Основоположником психоанализа считается австрийский ученый, врач-психопатолог Зигмунд Фрейд, который в отличие от предшествующих исследований, рассматривающих сознание нормального, физически и психически здорового человека, обратил внимание на ту область чувств, которая осталась вне поля зрения - подсознание. Заслуга З. Фрейда заключалась в том, что им была определена новая сфера человеческой психики — бессознательное, которое до этого момента никоим образом не исследовалось, но при этом играло значимую роль в бытии индивида. Ключевой идеей психоаналитической концепции выступает положение о том, что поведенческая стратегия человека, его пути познания обусловлены внутренними бессознательными влечениями.
Одним из представителей психоаналитической теории человека является Эрих Фромм, немецкий психолог, социолог и философ, который в отличие от З. Фрейда стремился перенести акцент с биологических факторов человеческого поведения в психоанализе на общественные мотивы, показать, что человеческая натура – страсти человека и тревоги его – продукт культуры. По его мнению, основным конфликтов внутри личности современного человека является борьба между стремлением к уникальности и идентичности и стремлением принадлежать к социуму. Вследствие этого противоречия возникают неврозы у людей, одиночество и сомнения в осмысленности жизни.
Эрих Фромм - немецко-американский мыслитель, социолог и психоаналитик, один из основоположников неофрейдизма. Получил социологическое образование в Гейдельбергском университете, где в 1922 году защитил диссертацию по философии.
ГЛАВА 2 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Э. ФРОММА
Нынешний социум, с одной позиции, демонстрация наивысшей свободы, осуществления самых грандиозных амбиций человеческой цивилизации. С другой позиции, это общество одиночества индивида, разорвавшего все «обременяющие» его узы с внешним мирозданием, находящегося один на один с миром и личным бытием в нем. Противоречие между свободой и отчужденностью, властью и бессилием – одна из главных проблем сегодняшней дихотомии человеческого бытия. Ни в какие исторические эпохи за весь период своего существования индивид не был так свободен как в настоящее время: свободен рассуждать, создавать, действовать, выстраивать собственную жизнь по «индивидуальному плану». Большое число традиционных обрядов, табу и ограничений теперь находятся в прошлом. При этом индивид приобрел новую, не менее сложную, чем традиционный уклад ношу – ношу и бремя свободы. Парадоксы одиночества в толпе, ощущения ненужности в условиях непрерывной занятости и минимум свободного времени, бессилия обуславливают желание избавиться от столь угнетающих чувств. С целью освобождения от необходимости бесконечного выбора, рефлексии, человек бежит от действительности разнообразными путями, от наиболее примитивных (алкоголь и наркотики) до современных и интеллектуальных (погружение в виртуальные реальности, фэнтези, косплей и иные). При этом чтобы почувствовать свою значимость, стать элементом единой системы, того, что раньше было родом, семьей, народом, страной и т.д. – индивид включается в виртуальные группы, субкультуры, растворяет свою личность в социальных сетях всемирной паутины.
Индивид эпохи свободы приобрел безграничные возможности реализовать свою индивидуальность, но одновременно с тем лишился мощи духа, веры, любви, высшего смысла бытия [2, c. 100]. Немецко-американский мыслитель и ученый Э. Фромм является одним из первых, кто обозначил данное проблемное поле и занялся его исследованием её на основе обширного фактологического материала, полученного как им лично, так и многими иными специалистами в сфере психологии, философии, истории. В 1941 г. он издает свою выдающуюся работу «Бегство от свободы», характеризующую большинство из вопросов сегодняшнего информационного, либерального общества. Исторический процесс становления и развития человеческого индивидуума интерпретируется Эрихом Фроммом как процесс бесспорного увеличения качества индивидуализации и расширения степени свободы (как в онтогенезе, так и в филогенезе). Согласно воззрениям рассматриваемого мыслителя, данная проблема возникла в тот момент исторического процесса, когда человек «вырос из состояния единства с внешней средой и природой, осознав себя в качестве существа, отдельного от окружающего мироздания» [18, c. 30].
ГЛАВА 3 Э.ФРОММ О ЕДИНСТВЕ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВАНИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА
Многие свои книги Фромм начинает с констатации духовного кризиса западной цивилизации. Технически все более мощная, но лишенная духовного измерения, ясной цели, она движется по пути к самоуничтожению. Одновременно становятся актуальными проблематика отчуждения индивида, «человеческой деструктивности», в частности, в условиях виртуализации существования сегодняшнего человека. Военное противостояние, экологический кризис, вопиющее экономическое неравенство соседствуют сегодня с наивной верой в прогресс и почитанием престижных ценностей. Между тем жизнь становится все более однообразной, лишенной смысла. Человеком тонко и умело манипулируют, не давая ему реализовать свои творческие способности. Он становится винтиком, придатком цивилизации. Подлинная жизнь, основанная на разуме, любви и ответственности, становится все менее возможна.
Э. Фромм как представитель неофрейдизма, считал, что характерный для всего человечества процесс обособления от окружающей природы длился на протяжении многих столетий и находился на пике своего развития в эпоху Нового времени. Делая ссылки на швейцарского историка культуры Я. Бурхардта, философ считает, что исходной точкой отделения от феодального общества и прерывания связей выступает Эпоха Возрождения в Италии и «итальянец – это первый индивид» [14, c. 12].
Однако необходимо отметить, что, не взирая на то, что процесс индивидуализации масштабно распространяется, согласно воззрениям мыслителя, в Эпоху Возрождения, но главные истоки нынешнего социума, его духа свободы, его аксиологической структуры, его трудностей и противоречий, Э. Фромм усматривает в Центральной Европе в период реформации, в работах Лютера и Кальвина, в явлениях, характерных для того исторического периода. Ученый определяет данный процесс как «индивидуализацию». До того момента как индивид выступал элементом окружающей природы, он не обладал достаточной свободой, но и не ощущал отягощающего одиночества. Единство с природой Э. Фромм определяет, как «первичные узы» и полагает, что данный этап характерен для развития всякого индивида в детском возрасте, до того как ребенок не научится разграничивать категории «я» и «ты».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на учение о сущности человеческой природы, Фромм создал гуманистическую этику, единственным критерием которой являлось благополучие человека. Согласно американскому исследователю, то общество, которое препятствует реализации потребностей человеческой природы, является патологическим, больным и порождает невротическую, отчужденную от собственной сущности личность. Всё это приводит, в конечном счете, к изменению существующих условий, так как приспособляемость человека не безгранична, и он всегда в резкой и жестокой форме выражает протест против дисбаланса между общественным порядком и своими человеческими потребностями, поскольку не может изменить свою природу. Таким образом, потребности человеческой природы становятся главными мотивационными силами, определяющими развитие человеческой истории, а также универсальным критерием оценки нормы и патологии как отдельного человека, так и общества в целом.
Кроме актуализации проблем человека и общества, выдвинутой Фроммом и выработанной им теоретической базы, следует подчеркнуть черты радикального гуманизма исследователя. Он выступает за рациональное мышление, за активное переустройство как общества так и человека. Свобода как экзистенциальная ценность не столько формируется внешними условиями, сколько внутренним состоянием человека, его собственными усилиями. Также необходимо отметить тот факт, что Фромм придерживался междисциплинарного подхода к решению задач со стороны исследователей и сам в своей научной деятельности стремился применять сведения и методы различных научных дисциплин, хотя отдавал явное предпочтение психологической науке.
Исторический процесс развития индивидуума интерпретируется Эрихом Фроммом как процесс увеличения индивидуализации и расширения свободы. Индивидуализация, процесс увеличивающегося отдаления человека от первоначальных связей. Но когда человек обособляется в ходе индивидуализации, то утрачивается чувство общности с природной средой, вследствие чего появляется ощущение одиночества, так возникает двойственность категории свободы в философско-этическом учении Э.Фромма. Выдвигая на первый план социальное начало в человеке, в своем учении о свободе философ в большей степени констатирует насущные проблемы, связанные со свободой, чем указывает современному человеку реальные пути выхода из кризиса.
1. Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., стер. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – 640 с.
2. Баева, Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография / Л.В.Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 216 с.
3. Баева, Л.В., Радченко, О.Ю. Дихотомии человеческого существования и механизмы бегства от свободы в трудах Э.Фромма / Л.В. Баева, О.Ю. Радченко // Каспийский регион: политика, экономика, культура, философия. – С.175 – 182.
4. Борейко, Н.А. Кризис личности и пути его преодоления: концепция Э.Фромма // Немецкая культура в контексте мировой: Материалы Международной научной конференции : Сборник научных трудов. – Мн., 25-26 апреля 2014 г. / БГУ; под ред. Г.В. Синило. – Мн., 2014. – С. 55-62.
5. Волохова, Е.В. Философско-антропологическая экспликация самотрансцендирования свободы личности в социокультурном пространстве: дисс. … д-ра. филос. наук : 09.00.13 / Е.В. Волохова. – Ростов-на-Дону, 2019. – 378 с.
6. Добреньков, В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма / В.И. Добреньков. – М.: Альфа-М, 2006. – 446 с.
7. Егорова, И.В. Антропологическое содержание культуры в истолковании Э.Фромма / И.В. Егорова // Личность. Культура. Общество. – 2003. – Спец. вып. 1-2 (19-20). – С. 132-141.
8. Егорова, И.В. Философская антропология Эриха Фромма / И.В. Егорова. - М.: ИФ РАН, 2002. — 164 с.
9. Егорова, И.В. Философская антропология Э.Фромма: автореф. дисс. … док. филос. наук : 09.00.13 / И.В. Егорова. – Институт философии Российской академии наук. – М., 2004. – 35 с.
10. Егунева, М.В. Проблема свободы в гуманистическом психоанализе Э.Фромма / М.В. Егунева // Вестник ОГУ. – 2007. - № 7. – С. 13-17.
11. Жукова, С.П. Проблема идеала в философской антропологии Э. Фромма / С.П. Жукова // Философско-культурологические исследования : сб. ст. Вып. 1. / БГУ; под общ. ред. А.А. Легчилина, Т.Г. Румянцевой. – Минск, 2001. – С. 160-174.
12. Зимянина, Е.В. К проблеме свободы в некоторых ее аспектах (Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Э.Фромм) / Е.В. Зимянина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2011. - № 2. – С. 53-61.
13. Рабаданова, Р.С. К 110-летию Эриха Фромма гуманистические идеи Э. Фромма / Р.С. Рабаданова // Ценности и смыслы. – 2010. - №6 (9). – С. 119-131.
14. Радченко, О.Ю. Анализ взглядов Э.Фромма на появление и эволюцию феномена «бегства от свободы» в исторической ретроспективе // Философия в современном мире: Материалы II Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. – М., 30 августа 2012 г. / Центр научной мысли; ред. кол. Данилова М.И. [и др.]. – М., 2012. – 78 с.
15. Рудковский, Э. И. Ответственность как философская категория / Э.И. Рудковский // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. – 2010. – Т. 10. – С. 127-133.
16. Старовойтов, В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма / В.В. Старовойтов // Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс]. – 2007. - №1. – Режим доступа: http://psyjournal.ru/articles/zhizn-i-tvorchestvo-eriha-fromma. - Дата доступа: 15.05.2019.
17. Троян, В.Г. Проблема индивидуальной свободы в философии Э.Фромма: критический анализ:: автореф. дисс. … канд. филос. наук : 09.00.03 / В.Г. Троян. – Кубанский государственный университет. – Краснодар, 2001. – 31 с.
18. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; Пер. с англ. Г.Ф.Швейника. Общая ред. и послесловие П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1990. – 272 с.
19. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. — 430 с. — (Мыслители XX века).
20. Фромм, Э. Иметь или Быть? Ради любви к жизни / Э. Фромм; Пер. с англ.; Предисл. П.С. Гуревича. - М.: Айрис-Пресс, 2004. – 384 с. – (Человек и мир).
21. Фромм, Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий // ВикиЧтение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fil.wikireading.ru/66812 .
22. Фромм, Э. Человек для самого себя / Э. Фромм; Пер. с англ. Л.А. Чернышевой. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.