ВВЕДЕНИЕ
Анархизм, который на первый взгляд может показаться в значительной степени простым и прямолинейным, – феномен сложен и неоднозначен. Он возник в Западной Европе в первой половине XIX в. и распространился после этого, при этом никогда в полной мере не выходил на историческую сцену и не оказывал заметного влияния на политические процессы во всем мире. Самые важные примеры стран в мировой истории, где анархизм был в определенной степени распространен и имел своих теоретиков и последователей, были Россия, Германия и Испания. В России это было связано в первую очередь с деятельностью М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина, которых по праву можно назвать ведущими теоретиками анархизма в мире. В Испании, однако, анархизм был более практичным и был сосредоточен главным образом на борьбе против францизма во время гражданской войны (1936-1939). Стоит отметить, что на испанских анархистов оказали сильное влияние идеи М. Бакунина и П. Кропоткина о федерализме, взаимной поддержке, свободе объединения, самоуправлении и борьбе с бюрократией, а также идеи российских теоретиков о методах революционной борьбы и терроризма. как один из них. В настоящее время анархизм продолжается и продолжает развиваться, хотя он претерпел значительные изменения.
Современные представители анархистских групп и организаций, применяя определенные политические и идеологические практики и традиции классического анархизма, выходят на политическую сцену и влияют на ход нового этапа в историческом развитии своей страны. На фоне растущего экономического кризиса в Европе мы также можем наблюдать многочисленные массовые забастовки и протесты, участники которых резко критикуют свои правительства и капиталистическую систему в целом.
ГЛАВА 1. ИДЕИ АНАРХО-КОММУНИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. БАКУНИНА
1.1 АНАРХИЗМ М. А. БАКУНИНА
Михаил Александрович Бакунин родился в 1814 г. в состоятельной помещичьей семье. Позже М. Бакунин воспитывался в артиллерийском училище, был выпущен прапорщиком в артиллерию. В 1838 г. он вышел в отставку и начал заниматься философией.
В 1841 г. М. Бакунин отправился в Берлин, где, продолжил заниматься философией и посещал лекции в университете. В 1842 г. сблизился с известным радикалом А. Руге в Дрездене. Здесь он принял участие в издаваемом последним журнале революционной германской партии, «Немецкий ежегодник», в котором под псевдонимом Жюль Элизар были опубликованы его первые статьи – «Реакция в Германии». В 1843 г. переселился в Париж. Здесь Бакунин перезнакомился с разными передовыми деятелями и мыслителями, с рабочими, социалистическими кружками и даже с самим Прудоном, которого познакомил с философией Гегеля.
Центральное место в творчестве М. А. Бакунина занимают проблемы государства и революции. Основываясь на анализе теории государства, его происхождения, развития и исторической роли, М. Бакунин пришел к выводу, что государство не является необходимым элементом общества. Он выступал за устранение чрезмерно централизованных и бюрократических структур, отделенных от реального влияния масс. В то же время М. Бакунин никогда не формулировал лозунг абсолютного безвластия и неограниченной личной свободы человека. Где бы он ни говорил о необходимости уничтожения власти – под этим следует понимать исключительно разрушение государственной власти. М. А. Бакунин был убежден, что правительство нарушило естественный порядок, присущий обществу.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАРХИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ П. А. КРОПОТКИНА
Анархическое направление в русском общественном движении второй половины ХIХ века являлось самим популярным среди народничества. Однако с уходом последнего с исторической арены актуальной проблемой дальнейшего развития движения стало отсутствие теоретической доктрины анархизма, что не позволяло ему соперничать с активно распространявшейся в России с 80-х гг. XIX в. «научной теорией» марксизма. Работы основателя русского анархизма М.А. Бакунина являлись, скорее, практическим руководством для молодого поколения революционеров 1860-1870-х годов. Теория анархизма могла стать жизнеспособной (и конкурентоспособной) только в случае ее научного обоснования. Петр Алексеевич Кропоткин, взявший на себя миссию теоретика анархизма, как нельзя лучше подходил для этой роли. Бывший народник, известный геолог и географ, Кропоткин давал новое толкование анархизма в свете новейших научных достижений XIX века, стремясь создать «синтетическую мировую философию» для обоснования неизбежности анархии для будущего» [31, с. 574]. Историософии анархизма была посвящена работа «Современная наука и анархия», где Кропоткин попытался доказать, что развитие анархической идеи сопровождало прогресс естественных наук, что в современном понимании «анархия есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ» [31, с. 280]. В этой же работе были четко обозначены позиции анархизма в отношении государства и его роли в истории. Антиэтатизм – центральная идея в учении Кропоткина, как и в концепции Бакунина. В отличие от последнего, ученый для обоснования теории анархизма построил свою историческую концепцию.
ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ ИДЕЙ М. А. БАКУНИНА И П. А. КРОПОТКИНА
Как известно, М.А. Бакунин, сделав в своих сочинениях всесторонний анализ природы государства, выдвинул идею отказа от него, а также попытался дать ответ на вопрос о путях реализации плана перехода к анархии, т.е. к «федеративному устройству самоуправляющихся общин». Единственным путем такого перехода Бакунин считал революцию, проблемам которой отводил заметное место в своих сочинениях. Но хотя размышления Бакунина о революции присутствуют во многих его работах, они зачастую отрывочны и не составляют систематической концепции. Совсем по-другому дело обстоит с П.А. Кропоткиным. Так же как и его предшественник, он внес значительный вклад в развитие теории революции в рамках анархистского учения. «Мятежный князь» был по своей сути кабинетным ученым, а не революционером-практиком, что позволило ему подойти к проблеме более обстоятельно, разработать цельную концепцию будущей революции, в которой, в отличие от Бакунина, он затронул конструктивные стороны революции и подробным образом описал план послереволюционных общественных преобразований. Рассматривая революцию как средство реализации своих антигосударственных программ, Бакунин и Кропоткин проводили четкое разграничение между социальной и политической революцией. Социальная революция понималась Бакуниным как глубокий переворот в общественном устройстве за пределами чисто политической сферы. А политическая революция трактовалась преимущественно как государственный переворот, борьба за государственную власть, смена одних государственных форм другими3. Он считал, что в ходе социальной революции произойдет не только смена групп, находящихся у государственной власти, но и уничтожение самого государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бакунин и Кропоткин отводили проблемам революции значительное место в своих теоретических размышлениях. Кропоткин всегда с большим уважением относился к своему предшественнику и включил в свое учение многие его теоретические положения. Но все же их теории не идентичны. Оба теоретика считали революцию неизбежной, различая при этом понятия социальной и политической революции. Будучи крупным «кабинетным» ученым, Кропоткин считал, что революция неизбежна, поскольку она является звеном эволюции. А революционер-практик Бакунин предполагал, что народный бунт неминуем, так как массы обладают социалистической природой и бунтарским характером. Вместе с тем было бы неправильно считать, что в теории Бакунина содержатся только призывы к революционным выступлениям и повсеместному разрушению. Теоретик анархизма учитывал многие предпосылки революции и многие факторы, способные повлиять на ее ход и результат. Однако его слепая вера в революционность народа и в его готовность в любой момент начать бунт являлась иллюзорной и определяла утопичность многих теоретических построений идеолога русского анархизма.
Бакунин и Кропоткин осознавали необходимость подготовки широкого народного бунта организацией революционеров, которых они призывали учесть опыт и ошибки предыдущих революций. В период бунта, считали они, революционеры должны будут руководить массами, а затем указать народу путь необходимых преобразований. По мысли Кропоткина, для этой цели революционеры должны объединиться в добровольную организацию, которая привнесет в массы новые идеи и сформирует революционное сознание. Мыслитель делал акцент на том, что в обществе должен созреть некий идеал будущего общественного строя, разработкой которого он занимался практически всю свою жизнь.
1. Амелина, Е. М. Михаил Бакунин и Петр Кропоткин об общественном идеале / Е. М. Амелина // Соловьевские исследования. – 2012. – № 3 (35). – С. 139-156.
2. Андерсон, Б. Лекции в Женском университете Нара / под ред. Н. Огава и Г. Мизугаки. Киото: Изд-во Камогава, 2014. 136 с.
3. Андерсон, Б. О глобализации / под ред. Н. Умэмори. Токио: Кобунся, 2007. 227 p.
4. Артемов, М.А. Проблема свободы: М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин / М.А. Артемов // Автоном. – 2000. – № 7. – С. 39-45.
5. Бакунин, М.А. Государственность и анархия / М.А. Бакунин. – М.: Изд-во «Наука», 2007. – 273 с.
6. Бакунин, М.А. Философия, социология, политика / М.А. Бакунин. – М.: Изд-во Правда, 2004. – 284 с.
7. Боровой, А. А. Власть. Анархия и Власть / А. А. Боровой. – М. : Просвещение, 2008. – 320 с.
8. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении. М., 2000.
9. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.). 2-е изд., доп. М.: РОССПЭН, 2016. 383 c.
10. Глазков, П. В. Философия свободы М.А. Бакунина: автореф. дисс…канд. философ.наук
11. Гобозов, И. А. Общество и государство: их взаимодействие // Философия и общество. – 2011. – № 2. – С. 5-22.
12. Гусев Д.В. Эсхатологические мотивы в концепции конца истории Ф. Фукуямы // Наука и современность. 2010. Вып. 3–3. С. 15–20.
13. Дамье, В. Анархизм [Электронный ресурс] / В. Дамье. – Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/59987.
14. Данилов, М.Э. Анархизм в России / М.Э. Данилов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 251 с.
15. Жукова, Н. А. М. А. Бакунин и его идеи в немецкой анархической печати первой трети ХХ в. / Н. А. Жукова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2015. –
16. Исаев А.К., Олейников Д.И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. 1989. № 2.
17. Канев, С.Н. Революция и анархизм / С.Н. Канев. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
18. Кассиров, А. Г. Философия анархического коммунизма П. А. Кропоткина: автореф. дисс...доктора философ.нак / А. Г. Кассиров. – Екатеринбург, 2012. – 27 с.
19. Кирилловский, Я.И. Направления анархизма / Я.И. Кирилловский. – М.: Просвещение, 2004. – 234 с.
20. Кислицына, И.Л. Бакунизм на юге России: 70-е годы ХIХ века. Владивосток: ДВО РАН, 1992. 205 c.
21. Коваль, Б.И. Этика анархизма/ Б.И. Коваль // Новая и новейшая история. – 1990. – № 5. С. 53-66.
22. Косичев, А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность / А.Д. Косичев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 273 с.
23. Коцюбинский, Д.А. Глобальный сепаратизм: главный сюжет XXI века. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. 132 с.
24. Кропоткин П.А. Этика анархизма/ П.А. Кропоткин. – СПб.: Свободный договор, 1906. – 143 с.
25. Кропоткин, П.А. Анархия, ее философия, ее идеал / П. А. Кропоткин. – М.: Экмо-пресс, 2009. – 128 с.
26. Кропоткин, П.А. Век ожидания. Сб. ст./ П.А. Кропоткин. – М.: Голос труда, 1925. – 172 с.
27. Кропоткин, П.А. Великая Французская революция 1789-1793 гг./ П.А. Кропоткин. – М.: Наука, 1979.- 576 с.
28. Кропоткин, П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции/ П.А. Кропоткин. – Пб; М.: Голос труда, 1922. – 232 с.
29. Кропоткин, П.А. Завоевание хлеба/ П.А. Кропоткин. – СПб.: Изд-во В. Яковенко, 1906. – 210 с.
30. Кропоткин, П.А. Речи бунтовщика. / П.А. Кропоткин. – М., 2009. – 213 с..
31. Кропоткин, П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия/ П.А. Кропоткин. – М.: Правда, 1990. – 638 с.
32. Кропоткин, П.А. Этика: избранные труды / П.А. Кропоткин. – М.: Политиздат, 1991. – 493 с.
33. Литошенко, А. Р. Проблемы революции в теоретическом наследии основоположников российского анархизма / А. Р. Литошенко // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2011. – № 6. – С. 14-24.
34. Литошенко, А. Р. Российский анархизм и его влияние на общественное движение в Испании (1868-1910 гг.): автореф. дисс…канд. истор. наук / А. Р. Литошенко. – Москва, 2013. – 28 с.
35. Мамут, Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период / Л.С. Мамут. – М.: Академия, 2005. – 410 с.
36. Матвеева Ю.А. Конфликт теории и практики в революционной деятельности М.А. Бакунина // Schola 2006. М., 2006.
37. Матковская И. Я. Проблемы развития прогрессивной этической мысли России/И.Я. Матковская. – М.: Высшая школа, 1990. – 127 с.
38. Мкртичан А.А. П.А.Кропоткин о революционном терроре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. № 1.
39. Мкртичян А.А. Кропоткин и Западная Европа/ А.А. Мкртичян // Новая и новейшая история. – 1991. – № 2. С. 55-63.
40. Музиль, Н. И. Сущность анархизма / Н.И. Музиль. – М., 2005. – 183 с.
41. Нерсесянц, B. C. Личность и государство в политико-правовой мысли / B. C. Нерсесянц. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 342 с.
42. Рахманинова, М. Д. Кропоткин и Штирнер: современность как точка встречи полюсов анархизма / М. Д. Рахманинова // Вопросы философии. – 2013. – № 4. – С. 99-111.
43. Рублев, Д. И. Идеи Михаила Бакунина и генезис идей синдикализма в России начала XX века / Д. И. Рублев // Автономное действие. – Режим доступа: https://avtonom.org/news/di-rublev-idei-mikhaila-bakunina-i-genezis-idei-sindikalizma-v-rossii-nachala-xx-veka.
44. Сафронов О.С. Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик и пропагандист анархизма, как историк. Автореферат дис. канд. ист. наук / О.С. Сафронов. – Воронеж, 2000. – 24 с.
45. Сафронов О.С. Теория революции в понимании П.А. Кропоткина // Научные ведомости. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. Вып. 14. № 7(78). С. 145–149.
46. Смирнова В.К. «Пропаганда действием» в теории и практике российского анархизма рубежа XIX-ХХ вв./В.К. Смирнова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2014. – № 2. – С. 350-355.
47. Танака Х., Хиязаки М., Яманака Ч. Прошлое, настоящее и будущее глобального анархизма: новый анархизм современной Японии. Осака: Кансайское общество исследователей анархизма, 2014. 176 p.
48. Ударцев С.Ф. Кропоткин/ С.Ф. Ударцев. М.: Наука, 1989. -146 с.
49. Ударцев, С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность / С. Ф. Ударцев. – М., Форум-М, 1994. – 286 с.
50. Ударцев, С.Ф. Из истории политической и правовой мысли / С. Ф. Ударцев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 308 с.
51. Хоруженко, В. К. Историософия анархизма П. А. Кропоткина / В. К. Хоруженко // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. Т.1. – С. 107–116.
52. Штирнер, М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. – СПб.: Азбука, 2001. – 448 с.
53. Шумаков А.А. История антиглобалисткого движения в странах Европы и Америки: дис. ... канд. ист. наук. Тула, 2014. 245 с.
54. Эльцбахер, П. Сущность анархизма / П. Эльцбахер. – Минск.: Харвест, 2001. – 272 с.
55. Яковлев, Я.Н. Махновщина и анархизм / Я.Н. Яковлев // Автоном. – 2001. – № 3. – С. 35-37.
56. Ямамото, К. М. А. Бакунин в глобализирующемся мире / К. Ямамото // Соловьевские исследования. – 2017. – № 2 (54). – С. 104-110.