Современное человечество стоит перед задачей выбора путей дальнейшего развития и решения целого ряда глобальных проблем, являющихся результатом предшествующей эволюции и деятельности человека.
В свою очередь, современная наука переживает сложный процесс преодоления узкой специализации, дезинтеграции, процесс обращения к системному синтезу научного знания, без которого сегодня уже невозможно решение как специальных, так и глобальных проблем, немыслим ни научно-технический, ни социальный прогресс. Единство глобальных проблем определяется не только их масштабами, но и тем, что никакая из них не может быть решена изолированно от решения других. Это обстоятельство еще раз определяет необходимость системности и в научных исследованиях, и в научно организованной деятельности людей.
В подобные переломные, по-настоящему революционные моменты истории общества неизмеримо возрастает интегрирующая роль и актуальность философского знания, всеобщей методологии научного познания.
Цель курсовой работы – выявить общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном и методологическом контексте.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели были решены нижеследующие задачи:
1) дать определение термину «наука», выявить ее отличительные признаки от других видов познавательной деятельности;
2) описать методологическую и методическую базы научного познания как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях деятельности.
Объектом курсовой работы является теория научного познания как раздел философии науки.
Предметом курсовой работы выступило само научное познание как особый вид деятельности по производству научных знаний.
К методам, которые были использованы при написании курсовой работы относятся: описательный и аналитический, а также анализ научной и учебно-методической литературы по проблематике работы.
Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдельные научные знания. С отделением от философии конкретных наук возник новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой – она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологической основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру.
Существуют два возможных способа философского осмысления такого когнитивного конструкта (и соответствующей ему реальности) как «наука». Первый – трансцендентально-аналитический. Он состоит, во-первых, в задании «науки» как специфической структуры сознания в ее знаниевой и познавательно-процессуальной определенности. Во-вторых, в ответе на вопрос: как возможна такая структура с точки зрения общих характеристик сознания, имеющихся в нем оснований и когнитивных средств? Данный подход является имманентно-философским, так как опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой философии и только во вторую – на исследование эмпирического бытия науки [15, с. 7]. Начало трансцендентально-аналитической традиции осмысления «науки» было положено древнегреческими философами (Парменид, Платон, Аристотель). Она была господствующей в истории философии вплоть до начала XIX века, однако наиболее четкую формулировку получила у И. Канта в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретическое естествознание и др. Поэтому данный способ философского исследования «науки» можно было бы назвать «кантовской» парадигмой философии науки.
Второй логически возможный способ философского анализа науки – синтетически-обобщающий. По преимуществу он опирается на эмпирическое исследование науки как особой социокультурной реальности, имеющей специфические когнитивные, коммуникационные и практические механизмы функционирования и воспроизводства. Философия науки в таком ее понимании существенно опирается на метанаучные разработки (история науки, социология науки, логика науки, науковедение и др.). Исследуя конкретно-исторические формы существования науки, ее дисциплинарное многообразие, данный подход имеет целью обобщение ее логико-методологического, предметного и операционального своеобразия, выявление структуры общих закономерностей, тенденций развития «науки». Этот тип «философии науки» впервые был отчетливо заявлен в работах О. Конта, и поэтому его можно назвать «контовским» [15, с. 8].
Если кантовская философия науки идет от вопроса о возможности науки к ответу о ее реальном существовании, то контовская имеет противоположный исследовательский вектор: от вопроса о реальном существовании науки к ответу о том, как она возможна. В первом случае мы имеем дело с философией науки как элементом философской теории, во втором – как с генерализирующей науковедческой дисциплиной. Вопрос «стыковки» этих парадигм – одна из актуальных и слаборазработанных проблем современной философии.
Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм познавательной деятельности человека. Однако четкая экспликация
Как подчеркивает современный американский философ науки М. Томпсон, эта дисциплина решает две кардинальные проблемы. Во-первых, она «занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы». Во-вторых, философия науки «исследует процесс самой науки» [12, с. 7]. Философия науки без обстоятельного и глубокого рассмотрения всех применяемых в научном познании методологических средств – это все что угодно, но только не философия науки.
Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.
Метод (от греч. methodos) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
Каждый метод – безусловно, важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т. п. («методологический негативизм»); б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). Дело в том, что «...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования» [9, с. 86].
В результате написания курсовой работы были решены поставленные ранее задачи и сделаны соответствующие выводы:
1. В системе отличительных признаков науки главными являются:
а) предметность и объективность научного знания;
б) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан).
Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются производными от указанных главных характеристик и обусловлены ими.
2. Важной особенностью науки является то, что она способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Спецификой объектов научного исследования можно объяснить и основные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания.
Установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке играет не менее важную роль в научном исследовании.
Две основные установки науки обеспечивают стремление к такому росту: самоценность истины и ценность новизны.
Главной характеристики научного исследования можно назвать особенность метода познавательной деятельности.
3. Если метод – это «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме, то понятие «методология» имеет два основных значения:
а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);
б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Метод вооружает исследователя системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для ученого знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
4. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Они делятся на общефилософские, общенаучные, частнонаучные.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется при помощи формализации; аксиоматического метода; гипотетико-дедуктивного метода; восхождения от абстрактного к конкретному.
Эмпирический уровень научного познания включает такие метода, как наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.
Таким образом, специальный научный материал и инструментарий научного познания выделяются в раздел философии науки.
1 Вригт, Г. X. фон Логико-философские исследования: избр. тр.: пер. с англ. / Г. Х. фон Вригт; общ. ред. Г. И. Рузавина и В. А. Смирнова; сост. и авт. предисл. В. А. Смирнов. – М.: Прогресс, 1986. – 600 с.
2 Голубинцев, В. О. Философия науки / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 541, [1] с. – (Высшее образование).
3 Кравец, Л. С. Методология науки / Л. С. Кравец. – Воронеж: ВГУ, 1991. – 146 с.
4 Мареева, Е.В. Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей / Е. В. Мареева, С. Н. Мареев, А. Д. Майданский. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 333 с. – (Высшее образование).
5 Миронов, А. В. Философия науки, техники и технологий / А. В. Миронов. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 272 с.
6 Никитич, Л. А. История и философия науки: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).
7 Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2010. – Т. 1 – 744 с., Т. 2 – 634 с., Т. 3 – 692 с., Т. 4 – 736 с.
8 Огородников, В. П. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов В. П. Огородников. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.: ил.
9 Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. Ю. А. Данилова; общ. ред. и послесл. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.
10 Степин, В. С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 423 с. – («Gaudeamus»).
11 Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
12 Томпсон, М. Философия науки / М. Томпсон; пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с. – (Грандиозный мир).
13 Философия (конспект лекций) / автор-сост.: А. В. Якушев.–— М.: Приор-издат, 2004. – 224 с.
14 Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B. C. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – 3-е изд. – Минск: РИВШ, 2008. – 624 с.
15 Философия науки: учебное пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М,: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 731 с. – («Gaudeamus»).
16 Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. – (Высшее образование).