ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТРАДИЦИИ
1.1 Понятие «традиции»
1.2 Традиции с точки зрения западной социально-философской мысли
1.3 Традиции с точки зрения отчечественной социально-философской мысли
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
2.1 Понятие «инновации»
2.2 Философская и культурологическая интерпретация понятия «инновация»
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
3.1 Нововведения в современной культуре
3.2. Роль традиции в современной культуре
3.3 Взаимодействие традиционных и инновационных частей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Традиция и инновация являются сложными философскими феноменами. Они проявляются настолько многообразно, что определенные их стороны способны стать предметом специальных научных исследований.
Традиция и инновация представляют собой довольно объемные понятия, многогранные, охватывающие довольно разнообразные явления жизни и являющиеся предметом обсуждения и дискуссий в научной среде. При этом, вопрос разработки традиций и инноваций не становится более понятной. Эти важнейшие и столь необходимые в философском и практическом плане категории заслуживают отдельного обсуждения и дальнейшего изучения.
Традиция является социальным феноменом, сложной специфической системой, которая представляет собой особый механизм социального наследования, цель которого – воспроизводство, сохранение.
Ее сущность – это трансляция и воспроизведение накопленных социальных исторических ценностей, передающихся от поколения к поколению, чтобы обеспечить преемственность и непрерывность социальной жизнедеятельности и стабильности социально-общественной жизни.
Что же касается инновации, то ее природа универсальна. Исследование феномена инновации проявляется в различных сферах социально-общественной жизнедеятельности. Данный феномен уже давно разрушил традиционные границы экономической теории и обрел общесоциальные, культурные характеристики.
Термин отличается еще большим количеством значений. С философской точки зрения инновации связаны с развитием других сфер общественной жизни, общественных отношений, традиций, культуры, творчества.
На сегодняшний день исследование традиций и инноваций исследуется довольно внимательно. Отечественная гуманитарная мысль накопила богатый опыт изучения традиции и инновации.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТРАДИЦИИ
1.1 Понятие «традиции»
Традиции – неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого человеческого сообщества, его развития и сохранения.
Многоаспектность социального проявления традиций обусловлена их органической связью с системой общественных отношений, разнообразием социальных общностей, является основой формирования и бытования картины мира, отражающей жизнедеятельность и духовно-мировоззренческие связи этноса.
Вопрос о природе традиционного и связанного с ним понятия традиции как социально-культурного, духовно-мировоззренческого феномена, важнейшего элемента общественного и национального сознания весьма сложный и требует дополнительных разработок.
Необходимо подчеркнуть, что традиция рассматривается как установившаяся в социуме норма, установка, определяющая некоторую схему поведения и предопределяющая конкретный образец действий.
Также стоит отметить, что традиция - общественная связь граждан и групп в обществе. Значимым показателем выступает социализация, принятие культурного наследия, приобщение социальных субъектов к культурным достижениям общества, соотносящиеся с нынешними потребностями социальных общностей. Нельзя не подчеркнуть и то, что традиция трактуется как система общественных отношений.
Фундамент традиции - взаимоотношения индивидов, отношения в социуме. Она отражает то, что в обществе характеризуется устойчивостью, повторяемостью, типичностью.
Бесспорно, что традиция - это информационный признак культуры, уникальная форма заключения социальной информации, в качестве носителя информационного содержания, базирующаяся на накоплении, хранении, передаче наследственной общественной памяти.
Что же относится к категории инновация, то ее сущность универсальна. Исследование явления инноваций прослеживается в разнообразных сферах социального бытия.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
2.1 Понятие «инновации»
Инновация - это специфическая социально-философская ценность, которая в настоящий момент и в данном месте понимается индивидами как новая. Инновация, по мнению В.Б. Агранович, «отражает динамику сегодняшней жизни во всем многообразии ее взаимосвязей, пронизывает все сферы области бытия социума, разрешает раскрыть логику его развития, помогает выделению и синтезу мировоззренческих и методологических аспектов, выступает неотделимым компонентом осмысления человеком своего жизненного опыта и, следовательно, наделяется онтологическим смыслом» [1, c.51].
В философской науке инновация - это сложный многоуровневый социальный процесс введения, освоения и интеграции новых компонентов в различных областях общественного бытия, результатом которого выступают значимые и необратимые преобразования в системе общественных отношений и коммуникаций.
Данный процесс соответствует позитивным тенденциям развития социума, активно способствует установлению новых социальных связей и отношений, новых духовных и интеллектуальных потребностей, новых социокультурных норм, новых социальных институтов и организаций [16].
Как ни странно, более строгий подход к определению «инноваций» можно найти среди социологов.
Инновация здесь понимается как более всеобъемлющий «культурный феномен», которого не было на предыдущих этапах развития, но который имел место на этом этапе и был признан в нем («социализирован») в символической форме и (или) закрепленной (фиксированной) в деятельности путем изменения методов, механизмов, результатов и содержания самой этой деятельности.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
3.1 Нововведения в современной культуре
Новизна социокультурных обстоятельств постиндустриального общества на границе XX-XXI веков обусловила новый этап в становлении изобразительного искусства. Процессы глобализации и постмодернизма способствовали возникновению новых видов и инструментов коммуникации в изобразительном искусстве, формированию приоритетной роли его информационной, коммуникативной и семиотической функций, включению произведений изобразительного искусства в жизнь.
Инновация (нововведение) - это процесс внедрения новых преобразований в различные области деятельности. Всякие нововведения неизбежны, они обусловлены преобразованиями в социуме и логикой эволюции. Инновационный процесс в искусстве затрагивает, в большей мере, тематику произведения, художественные образы, к которым обращается создатель, технологию изготовления художественного произведения.
Вопрос о «новом» и «оригинальном» относится к фундаментальным вопросам художественного творчества и в сфере философии искусства традиционно изучался в связи с проблематикой новаторства. Она особенно актуализировалась во второй половине XX столетия и была тесно взаимосвязана с осмыслением и углублением содержания понятий «традиция», «преемственность» и «креативность».
Инновации в творчестве художников данного периода демонстрируют как особенности современного искусства, так и отношение творческой личности к переломной эпохе. Под понятием «переломная эпоха» понимается период, для которого характерны катаклизмы, неопределенность, непредсказуемость, внезапные преобразования. Данная «переходность» характеризуется ломкой и трансформацией старых структур и возникновением новых.
Подобно множественности измерений релятивистской физики и установок психологии восприятия, художественная культура XX века претендует на глобальный охват явлений. Художественный стиль XX столетия характеризуется небывалым широким масштабом, допускающим множественную художественную эпистему: в культуру включаются все эпохи, определенные стилевые сочетания прошлого и нынешнего времени сообщают ей предельную степень напряженности рефлексии, «острое» ощущение культурной действительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие социума происходит в результате функционирования двух основных социокультурных механизмов – традиции и инновации, где первая «отвечает» за преемственность, устойчивость, а вторая – за преобразование, совершенствование общества в прогрессивном контексте.
Доминирование той или другой формы социокультурной динамики несомненно способствовало размышлениям о классификационном разделении цивилизационных сообществ на «традиционные», «азиатские», «доиндустриальные» – с одной позиции, и «современные», «инновационные», «постиндустриальные», «информационные» – с другой. Конкретно-историческое соотношение между традицией и инновацией невозможно считать однозначным: их распределение между разными уровнями социокультурной действительности в тех или иных сообществах реализуется особым образом.
При всех противоречиях, появляющихся в культуре между традициями и новациями, эти феномены создают органическое единство: каждый выполняет свои значимые функции, поддерживая таким образом как сохранение, стабильность, трансляцию культурного наследия из поколения в поколение, так и обогащение, эволюцию отдельных культурных систем, взаимодействие с другими культурами.
Согласно взглядам Х. Ортега-и-Гассета традиции и новации в культуре находятся в непрестанном противоборстве и, одновременно представляют собой неразрывное единство в культурной динамике: индивид всегда вынужден хранить преемственность с прошлым, будущее возникает из свободы, которая подразумевает выбор между вариантами поведения, а последние «формируются лишь на основе прошлого нашего и чужого, выступающего как бы материалом, который вдохновляет на новые их сочетания...».
1. Агранович, В.Б. Инновации в транзитивном обществе: социально-философский анализ: автореф. дисс... канд. филос. наук : 09.00.11 / В.Б. Агранович. – Томский политехнический университет. - Томск, 2007. – 22 с.
2. Богатырев, Д.К. Шеллинг / Д.К. Богатырев // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2017. – Т. 18. - № 4. – С. 351-359.
3. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. – 808 с. – (Социологическая мысль Запада).
4. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры : 2 -е изд., испр. и доп. / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 2014. – 350 с.
5. Крючкова, С.Е. Инновации: философско-методологический анализ : автореф. дисс... док. филос. наук : 09.00.11 / С.Е. Крючкова. – Московский государственный технологический университет «Станкин». - Москва, 2010. – 32 с.
6. Лебедев, А.В. Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А.В. Лебедев. – М.: Наука, 2009. – 576 с. – (Памятники философской мысли).
7. Маркарян, Э.С. Традициология как наука о законах трансформационных циклов жизненного опыта людей / Э.С. Маркарян // Аlma mater. – 2010. – № 3.- С. 34-38.
8. Мигунова, М.Г. Проблема традиции в отечественной философско-культурологической мысли ХХ века / М.Г. Мигунова // KANT. – 2015. – №3 (16). – С. 24-26.
9. Муратова, И.П., Гомбоева, М.И. Философские основания художественного творчества (П.Флоренский, Ф.Шеллинг) / И.П. Муратова, М.И. Гомбоева // Художественное образование: традиции, тренды, перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции, Чита, 11-12 декабря 2014 г. / Забайкальский государственный университет ; редкол.: Д.В. Сергеев [и др.]. - Чита, 2014. - С. 22-26.
10. Некрасов, С.И., Чавкин, Н.А. Проблема традиции в истории философской мысли / С.И. Некрасов, Н.А. Чавкин // Научный вестник МГТУ ГА. – 2012. - № 182. – С. 35-39.
11. Огородова, А.В. Традиция и инновация в современной культуре / А.В. Огородова // Личность. Культура, Общество. – 2007. - № 4 (39). – С. 249-258.
12. Самбуева, С.Б. Традиции и новации через призму диалога культур / С.Б. Самбуева // Булгаковские чтения. – 2011. - №5. – С. 250-255.
13. Семенова, Л.С. Формирование у школьников эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов / Л.С. Семенова // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. - № 3. – С. 47-50.
14. Черепанова, Н.В. Традиции и новации: автореф. дисс. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Н.В. Черепанова. – Современная гуманитарная академия. – Москва, 2007. – 32 с.
15. Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий; пер. с польск.; под. ред. В.А. Чаликовой. – М.: Прогресс, 2010. – 456 с.
16. Болурова, А.И. Традиции и инновации в культуре / А.И. Болурова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://pglu.ru/upload/iblock/741/Pages-from-CHast-11_130-sht_33.pdf
17. Краева, А.Г., Аверькова, А.А. Художественная традиция и концептуальные новации в искусстве / А.Г. Краева, А.А. Аверькова // Грамота [Электронный ресурс]. – 2013. - №8 (34). - Ч. II. - Режим доступа. – http:www.gramota.net/materials/3/2013/8-2/22.html
18. Стовба, A.B. Диалектика взаимодействия традиций и инноваций / А.В. Стовба // Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Философские науки: Сборник трудов I Международного научно-практического симпозиума [Электронный ресурс]. - 2012. - № 1. – Режим доступа.-http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Ac3i1q3vJugJ:mino.esrae.ru/pdf/2012/1%2520Sp/757.doc+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=by