ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Понятие адаптации в современной психологии
1.2. Факторы социально-психологической адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе
1.3. Этапы адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования особенностей адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества к личности молодого специалиста предъявляются огромные требования. Это и реализация профессиональных и личностных ресурсов, и высокий уровень мотивации на саморазвитие, и необходимость адаптации к условиям профессиональной деятельности, трудовому коллективу.
Адаптация на новом рабочем месте – это всегда стрессовая ситуация, связанная с полной сменой образа жизни, режима дня, уровня требований и ответственности. Поэтому так возрастает степень актуальности и значимости данного этапа в жизни молодого человека. Молодые специалисты при вхождении в трудовой коллектив, в новые для них жизненные условия, нуждаются в помощи и поддержке, в комплексе мероприятий по социально-психологической адаптации.
От успешной социально-психологической адаптации молодого специалиста в современных условиях зависит не только успешная профессиональная деятельность, но и благоприятный социально-психологический в коллективе, и эмоциональный комфорт отдельного сотрудника. Успешная адаптация для молодого специалиста в современных условиях означает разрешение некоторых личностных проблем, выработку позитивной жизненной ориентации, актуализацию собственных ресурсов для преодоления жизненных препятствий.
На процесс адаптации молодых специалистов к трудовому коллективу оказывает влияние многие факторы. Большое влияние оказывает духовная атмосфера коллектива, которая может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие. Интерес к содержанию деятельности, умение устанавливать межличностные отношения с другими людьми являются той движущей силой, которая помогает молодому специалисту преодолеть трудности периода адаптации.
Проблема адаптации находит своей отражение в работах А.П. Исаева, А.В. Шевцова, С.А. Ларионова, А.А. Налчаджян, А.А. Реана, Л.Г. Халиуллиной и др. Изучением проблемы адаптации молодых специалистов к условиям организаций занимались такие ученые как Е.Д. Симанина, М. Солган, В.М. Петровичев, З.И. Тюмасева, С.М. Шингаев, А.О. Шумская, А.Ж. Юревиц и др.
Ряд исследователей оказывает на необходимость учета личностных особенностей и потребностей молодых специалистов в профессиональной сфере
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Основные подходы к изучению процесса адаптации
Термин «адаптация (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Адаптация (приспособление) представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды. Любая адаптация является интеграцией, предполагая вовлечение в процесс адаптации биологических систем всех уровней организации [6, с. 7].
В современной литературе существуют различные взгляды на классификацию адаптации. Принято различать следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная [11; 13]. Ряд авторов объединяет перечисленные четыре вида в два, называя биофизиологическую и социально-психологическую адаптацию [18; 21].
Отечественные исследователи адаптацию рассматривают на разных уровнях ее протекания:
– на психофизиологическом – как приспособление (Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, А.В. Сиомичев и др.);
– на социально-психологическом – как перестройку взаимодействия индивида с изменяющейся социальной средой (А.А. Реан, А.А. Налчаджан, С.А. Ларионова);
– на профессиональном – как перестройку профессиональной деятельности согласно новым условия (Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, А.А. Алексеевский);
– на системном – как совокупность требований внешней среды, адаптационного потенциала, адаптивности личности (Д. В. Лукашенко, Э.Ф. Николаева, Е А. Денисова) [22, с. 97].
В связи с этим можно выделить такие основные подходы к изучению процесса адаптации как психофизиологический, социально-психологический, профессиональный, системный.
Понятие адаптации в психологии принято рассматривать в связи с целенаправленной перестройкой психики индивида под влиянием объективно существующих факторов внешней среды, способствующей к равновесию
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация и методы исследования
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе одного из предприятий г. Минка. Всего в исследовании приняли участи 30 молодых специалистов, из них 15 мужчин и 15 женщин. Возраст испытуемых – 23-25 лет.
Цель исследования: выявить особенности адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) исследование особенностей адаптации молодых специалистов в трудовом коллективе с помощью тестирования и анкетирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов к трудовому коллективу оказывают влияние такие факторы, как удовлетворенность работой, психологический климат в коллективе, отношения с коллегами и личностные качества молодых специалистов.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, метод количественного и качественного анализа, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Методики исследования:
1. Комбинированный личностный опросник КЛО (авторская методика Г.Е. Леевика).
Цель: определение психологического склада личности для прогноза успешности в профессиональной деятельности, системы отношений личности в коллективе, выявления межличностных конфликтов и стабилизации социально-психологического климата.
Методика предназначена для лиц от 18 лет и старше, мужчин и женщин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что понятие адаптации рассматривается с точки зрения различных подходов. В рамках психофизиологического подхода психическая адаптация рассматривается в качестве процесса установления оптимального соответствия личности и окружающей среды. С позиций социально-психологического подхода процесс адаптации представляет собой взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей личности и группы. В контексте профессионального подхода адаптация рассматривается исследователями как приспособление молодого специалиста к новой для него социальной среде путем вхождения в организационную культуру предприятия. В рамках системного подхода адаптация рассматривается в качестве сложного, целостного, полифункционального и полиструктурированного явления, сущность которого раскрывается через понятие адаптивного потенциала, позволяющего вернуть личность в состояние адаптированности.
Социально-психологическая адаптация молодых специалистов – это процесс активного взаимодействия личности специалиста и социальной среды в ходе профессиональной деятельности, включающий освоение социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в систему межличностных отношений. На процесс адаптации к условиям производства молодых специалистов оказывают влияние личностные, социально-психологические, материальные и процессные факторы. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов к трудовому коллективу зависит от мотивов выбора профессии, наличия перспектив продвижения, организация труда, социально-бытовых условий предприятия, отношений с непосредственным руководителем и коллегами в трудовом коллективе, а также их ожиданий, жизненных планов и интересов, реализация которых связана с работой на предприятии.
Процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста к трудовому коллективу является поэтапным. На первом этапе молодой специалист входит в коллектив, в котором уже сложились определенные нормы и традиции, сформировались ценности и групповые установки, знакомиться с ними. Второй этап социально-психологической адаптации молодого специалиста предполагает активное усвоение этих норм и ценностей путем взаимодействия с членами трудового коллектива. Результатом последнего этапа
1. Алексеевский, А.А. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов : факторы влияния, критерии и показатели / А. А. Алексеевский // Символ науки. – 2015. – № 6. – С. 344–346.
2. Бершова, Л.В. Социальная адаптация молодых специалистов к условиям конкретного производства (на примере предприятий химической промышленности) : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 09.00.09 / Л.В. Бершова. – Москва, 1984. – 20 с.
3. Вызулина, К.С. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности : теоретико-методологические основы исследования / К.С. Вызулина, Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 180–185.
4. Зеленая, Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л.В. Зеленая // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань, 2016. – С. 43–45.
5. Иванова, Е.Н. Социально-психологические факторы адаптации молодых специалистов на предприятии / Е.Н. Иванова // Машиностроение и компьютерные технологии. – 2014. – № 12. – С. 128–139.
6. Исаев, А.П. Теория функциональных систем и состояний. Современные проблемы адаптации и стресса / А.П. Исаев, А.В. Шевцов // Вестник ЮУрГУ. – 2005. – № 4. – С. 6–13.
7. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когдин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
8. Куприн, А.А. Эффективность трудовой адаптации как предпосылка успешной профессиональной деятельности / А.А. Куприн // Вестник Санкт-Петербурского ун-та МВД России. – 2009. – № 2. – С. 229–234.
9. Ларионова, С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография / С.А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
10. Лукашенко, Д.В. Системный подход к адаптации личности / Д. В. Лукашенко // Человеческий капитал. – 2016. – № 1. – С. 71–72.
11. Мельникова, Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации : подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология : сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск, 1998. – Т.1. – С. 31–49.
12. Назаревич, О.С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности / О.С. Назаревич // Вестник угроведения. – 2012. – № 4. – С. 66–69.
13. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация : механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М. : Эксмо. – 368 с.
14. Николаева, Э.Ф. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности / Э.Ф. Николаева, Е.А. Денисова, С.Ю. Николаева // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 126–130.
15. Мухаметова, А.Ф. Проблема адаптации молодых специалистов / А.Ф. Мухаметова, А.А. Суворова // Инновационная наука. – 2015. – № 7. – С. 134-137.
16. Петровичев, В.М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования / В.М. Петровичев // Известия Тульского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 43–52.
17. Рассадин, В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В. В. Рассадин // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 3. – С. 53–59.
18. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
19. Рогозян, А.Б. К проблеме взаимосвязи социальной и профессиональной адаптации личности / А.В. Рогозян // Актуальные проблемы психологии личности : сб. статей по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 11–16.
20. Сагайдак, Н.Н. Понятие «адаптация» в современной психологии / Н.Н. Сагайдак, М.Л. Спирина // Студенческая наука 21 века. – 2016. – № 1. – С. 216-218.
21. Симанина, Е.Д. Факторы адаптации персонала / Е.Д. Симанина // Научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 67–68.
22. Соколова, Ю.А. Генезис понятия «адаптация» / Ю.А. Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 93–99.
23. Солган, М. Особенности адаптации молодых работников в коллективе / М. Солган // Вестник УрФУ. – 2015. - № 1. – С. 147–152.
24. Суханов, А.А. Анализ понимания адаптации человека в отечественных психологических исследования / А.А. Суханов // Гууманитарный вектор. – 2011. – № 2. – С. 201–204.
25. Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В. Н. Казанцев. – М. : Академия, 2004. – 600 с.
26. Тюмасева, З.И. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза / З.И. Тюмасева, Л.И. Орехова, Н. О. Яковлева // Образование и наука. – 2018. – № 1. – С. 75–95.
27. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – № 2. – С. 164–168.
28. Филиппченкова, С.И. Профессиональный стресс и социально-психологическая адаптация специалиста в изменяющихся условиях деятельности / С.И. Филиппченкова. – М. : Академия, 2009. – 120 с.
29. Халиуллина, Л.Г. Особенности социально-психологической адаптации молодых работников прокуратуры на различных этапах профессионального становления / Л.Г. Халиуллина // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. – 2015. – № 3. – С. 200–207.
30. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2006. – 320 с.
31. Шингаев, С.М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вузов при адаптации к профессиональной деятельности / С.М. Шингаев // Вестник Омского университета. – 2018. – № 3. – С. 33–40.
32. Шмаков, А.Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А.Г. Шмаков, А.В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103–106.
33. Шумская, А.О. Исследование технологии адаптации персонала в системе управления персоналом / А.О. Шумская // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы : сборник статей по материалам IV Международной студенческой научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2018. – С. 173–176.
34. Юревиц, А.Ж. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А.Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О. В. Виноградов. – СПб. : Наука, 2003. – С. 209–277.