ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
1.2 Характеристика и правовая основа деятельности внебюджетных фондов в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт деятельности внебюджетных фондов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ источников формирования Фонда социальной защиты населения в Республике Беларусь
2.2 Анализ использования средств Фонда социальной защиты населения в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях при решении вопросов социальной политики наряду с бюджетом повышается значение социальных внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Социальные внебюджетные фонды созданы для реализации мероприятий государственной социальной политики и социального страхования.
Социальное страхование на сегодняшний день - это объективная необходимость. На данном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению. Важность повышения эффективности функционирования внебюджетных фондов для социально-экономического развития страны и обуславливает актуальность темы данного исследования
Целью данной работы является отразить сущность государственных внебюджетных фондов Республики Беларусь и определить их место в финансовой системе страны.
С учетом поставленной цели основными задачами данной работы являются:
- рассмотреть сущность и виды внебюджетных фондов в Республике Беларусь;
- рассмотреть правовые основы функционирования внебюджетных фондов;
- изучить зарубежный опыт деятельности внебюджетных фондов;
- проанализировать динамику доходов и расходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за последние годы;
- определить направления совершенствования деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за последние годы.
Методы исследования: системный подход, структурно-функциональный, позитивный и нормативный анализ, метод факторного анализа, методы вертикального и структурного анализа.
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне республиканского бюджета и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета [21, с.62].
Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.
Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и самостоятельность и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования.
Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:
1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ источников формирования Фонда социальной защиты населения в Республике Беларусь
Средства государственного социального страхования образуются за счет:
-обязательных страховых взносов;
-взносов на профессиональное пенсионное страхование;
-ассигнований из республиканского бюджета;
-доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
-доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
-поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
-сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
-других поступлений.
Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов [26].
На сегодняшний день установленные Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» [32] размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:
- для работодателей – 28 процентов;
- для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, – 24 процента;
- для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов));
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На сегодняшний день в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь непрерывно проводится работа по совершенствованию его деятельности.
За 5 лет, с 2011 по 2015 годы, Фондом принято более 100 актов законодательства различной юридической силы, направленные на совершенствование вопросов государственного социального страхования. Наиболее актуальными из которых являются нормативные правовые акты, касающиеся порядка и сроков уплаты обязательных страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, сокращение и совершенствование Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, введение новых категорий плательщиков и застрахованных лиц для целей государственного социального страхования, изложение в новой редакции Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам и другие.
Всего за 5 лет органами Фонда проведено 49 275 контрольных мероприятий, из них в 2015 году – 6 584, по результатам контрольных мероприятий доначислено платежей на сумму 19,0 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 15,7 млрд. руб. или 82,6 %. В 2015 году. доначислено платежей на сумму 10,2 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 8,3 млрд. руб. или 81,4 %.
В статью 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях внесена норма, позволяющая привлекать должностных лиц плательщиков к административной ответственности за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда (вступила в силу с 23.02.2015). В результате реализации данной нормы привлечено к административной ответственности 3 859 должностных лиц на сумму 4,3 млрд. руб., поступило в бюджет фонда 2,2 млрд. руб.
Работа Фонда в соответствии с возложенными задачами осуществлялась с использованием информационных систем Фонда. В электронном виде было принято и обработано более 662 тыс. форм государственной статистической отчетности 4–фонд (Минтруда и соцзащиты) и почти 50 тыс. – 4–платежи (Минтруда и соцзащиты), из них электронных документов – 91,5 %, 98,6 % соответственно.
Организовано подключение и взаимодействие с ЕРИП, что позволило физическим лицам уплачивать за себя обязательные страховые взносы в бюджет фонда с использованием платежно-справочных терминалов,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов Внебюджетные фонды государства являются важным звеном его финансовой системы. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне республиканского бюджета и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Правовая основа деятельности внебюджетных фондов определяется Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. В Бюджетном Кодексе Республики Беларусь определено право создания государственных внебюджетных фондов, источники их образования; порядок формирования этих фондов; порядок использования государственных внебюджетных фондов. Самый крупный внебюджетный фонд Республики Беларусь – это Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Фонд социальной защиты населения является важным звеном в финансовой системе государства. При этом он обладает рядом особенностей: имеет строгую социальную целевую направленность; его денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; расходование средств осуществляется по распоряжению Правительства Республики Беларусь или специального уполномоченного органа. Изучение зарубежного опыта деятельности внебюджетных фондов позволило выделить 4 группы европейских стран с различными принципами построения системы государственного социального страхования, а также изучить российский опыт функционирования внебюджетных фондов.
За последние три года происходил непрерывный рост как расходов, так и доходов бюджета Фонда социальной защиты населения. Структура поступлений и расходов изменялась не существенно. Однако опережающий рост расходов обусловил появление дефицита бюджета ФСЗН в 2015 году в размере 3,4 трлн.руб. Следствием нехватки средств и изъятия свободных денежных ресурсов в фонде на протяжении 2015 года стало снижение неналоговых поступлений в виде процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами, и доходов от капитализации средств.
Несмотря на предпринимаемые меры по совершенствованию существующей пенсионной системы, она требует глубоких структурных
1. Абрамчик, Л.Я. Финансовое право Республики Беларусь: электронный учебник / Л.Я. Абрамчик // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/index.htm. – Дата доступа: 08.04.2016.
2. Артемьева, С.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов / С.С. Артемьева, В.В. Митрохин, В.И. Чугунов и др. - 2-е изд., - М.: Академический проект; Фонд « Мир», 2009. - 469с.
3. Артюхин, Р.Е. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году / М-во финансов РФ ; [сост. : Р. Е. Артюхин, З. Г. Белякова, Т. Г. Нестеренко и др.]. - М. : [б. и.], 2009. - 111 с.
4. Бочарова, В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для студ. вузов / [авт. : А. Я. Барабаш, Т. П. Беляева, В. В. Бочарова и др.] ; под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. - СПб. : Питер, 2008. - 576 с.
5. Буянова, М.О. Право социального обеспечения России: учебник для студ. вузов / [авт. : М.О. Буянова, К.Н. Гусов, Ф.О. Дагоева и др.] ; под ред. К.Н. Гусова ; Моск. гос. юрид. акад.. - 4-е изд.,перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 640 с.
6. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З; с изм. и доп. : текст по состоянию на 31 декабря 2015 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 183, 2/1509.
7. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ // Нац. реестр правовых актов РФ. – 2005. – № 197-ФЗ.
8. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / П.И. Вахрин. – М.:ИТК «Дашков и К», 2002.- 298с.
9. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для студ. вузов / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - 8-е изд. перераб. и доп. - М. : Дашков и К*, 2009. - 628 с.
10. Гринкевич, Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие для студ. вузов / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. - М. : КНОРУС, 2007. - 560 с.
11. Грязнова, А.В. Финансы: Учебник / под ред. А.В. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 504с.
12. Дементьев, Дмитрий Витальевич. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студ. вузов / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. - 2-е изд.,стереотип. - М.: КНОРУС, 2009. - 256 с.
13. Дробозина, Л.А. Финансы: Учебник / под редакцией проф. чл.-корр. РАЕН Л. А. Дробозиной. - Москва.: Финансы, 2009. - 527с.
14. Дьяконова, М.Л. Финансы и Кредит: Учебник / М.Л. Дъяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др; под ред. проф. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 384с.
15. Карчевский, В.В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие для студентов вузов / [авт. : Л.Д. Андросова, В.В. Карчевский, Л.П. Окунева и др.]; под ред. В.В. Карчевского. - М. : Вузовский учебник, 2009. - 224 с.
16. Климвич, В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. / В.П. Климович. -2-е изд., - М.: Форум ИНФРА_М, 2006г.- 256с.
17. Ковалев, В.В. Финансы: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640с.
18. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина. – Изд.-во Дальневосточного Университета, 2004. – Стр. 30–31.
19. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2015 год и задачи на 2016 год / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications. – Дата доступа: 10.04.2016.
20. Миляков, Н.В. Финансы: Учебник / Н.В. Миляков. - 2-е изд., - М.: Инфра-М, 2004. - 543с.
21. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с.
22. Мягкова, Е.Л. Финансы и кредит: учебник / Е.Л. Мягкова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/fmel/toc.htm . – Дата доступа: 11.04.2016.
23. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 22 декабря 1993г.№2265 // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2892. – Дата обращения : 06.04.2016.
24. О дорожных фондах в Республике Беларусь: Закон Республики от 23 декабря 1991 г. № 1339-XII с изм. и доп. : текст по состоянию на 19 марта 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 72-3, 2/1624.
25. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.
26. Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утвержд. Указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 №40 // [Электронный ресурс]: http://www.ssf.gov.by/priside/about/cerrent_fond. – Дата обращения : 06.04.2016.
27. Самсонова, И.А. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие / И. А. Самсонова; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2008. - 84 с.
28. Сведения о поступлении и расходовании средств бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2014 год / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 10.04.2016.
29. Сведения о поступлении и расходовании средств бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год / Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by. – Дата доступа: 10.04.2016.
30. Сокол, А.В. Социально-правовой статус внебюджетных фондов государства / А.В. Сокол // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.simst.bsu.by. – Дата доступа: 11.04.2016.
31. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т.В. Сорокина. – Минск:БГЭУ, 2012. – 618с.
32. О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-XIII. Утв. Указом Президента Республики Беларусь 28.07.2003, №232-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – №232-З
33. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2013 год: Закон Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. N 187-З 165 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 2/2185.
34. Романовский, М.В. Финансы: Учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт, 2009.- 497с.
35. Черннова, Е.Г. Финансы, деньги и кредит: Учебное пособие / Е.Г. Чернова [и др.] / под ред. Е.Г. Черновой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 208с.