ВВЕДЕНИЕ
Любое принимаемое бизнес-решение, особенно, если оно касается моделирования различных вариантов развития компании, разработки бизнес-моделей, должно быть экономически обоснованным в соответствии с общепринятыми международными требованиями. Поэтому практика современного бизнеса требует от предпринимателей и руководителей компетенций в области инвестиционного менеджмента и бизнес-планирования.
Важнейшим элементом организации предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является создание бизнес-плана, который представляет собой основу для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий или намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции. Бизнес-план ‒ необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией.
Бизнес-план помогает определиться с конкретными направлениями деятельности предприятия, целевыми рынками и местом предприятия на данных рынках. Помимо этого с помощью бизнес-плана определяются цели дальнейшего развития, ассортимент продукции, производственные и сбытовые издержки, маркетинговые мероприятия. Важным этапом бизнес-планирования является оценка финансового состояния предприятия и соответствия имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей.
Цель разработки бизнес-плана состоит в том, чтобы, с одной стороны, иметь четко и достаточно подробно разработанную перспективу развития бизнеса или конкретного предпринимательского проекта, а с другой ‒ получить денежные средства у инвесторов или кредитные средства у банка.
Основными задачами данной работы являются:
- определить характеристику предприятия и стратегию его развития;
- описать основные характеристики продукции;
- провести анализ рынков сбыта;
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Легкая промышленность обеспечивает население страны высококачественными модными товарами в широком ассортименте по доступным ценам. Она объединяет более 10 отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в обеспечении населения потребительскими товарами. Часть продукции (примерно четверть всего производства) поставляется на экспорт. В легкой промышленности функционируют около 500 предприятий, которые выпускают более 5 тыс. наименований продукции.
В настоящее время, несмотря на то, что рынок одежды в Беларуси и существует, потребительский рынок продолжает проявлять высокую заинтересованность к покупке не очень дорогих, но актуальных, качественных моделей.
Швейная отрасль легкой промышленности включает в себя около 170 производств. Среди крупнейших — швейные фабрики:
- ОАО «Коминтерн» в Гомеле,
- «Знамя индустриализации» в Витебске,
- СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске,
- ЗАО «Веснянка» в Могилеве.
Основное направление деятельности этих предприятий – пошив костюмов и верхней одежды, предметов детской одежды, белья, головных уборов и изделий из меха.
Крупнейшие швейные фабрики Беларуси располагают «портфелем» экспортных брендов, которые поставляются на экспорт не только в рамках СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию.
Проектом предусматривается производство нового товара на базе предприятия ЧУП «Artmal», которое занимается производством спецодежды различного назначения – от повышенных и пониженных температур, от воздействия агрессивных сред. Новая продукция, вводимая в производство на предприятии – куртки и ветровки из специальной мембранной ткани, обеспечивающей водонепроницаемые свойства изделий.
2 ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
Изделия текстильной и лёгкой промышленности Беларуси можно рассматривать, как многопрофильный сектор экономики, продукция которого востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека.
Предприятие осуществляет производство спецодежды различного назначения от повышенных и пониженных температур, от воздействия агрессивных сред. Новая продукция, вводимая в производство на предприятии – куртки и ветровки из специальной мембранной ткани, обеспечивающей водонепроницаемые свойства изделий.
Отличительными особенностями бренда являются удобство, практичность и непревзойденное качество. При производстве одежды используются материалы, отлично пропускающие воздух и обладающие хорошей износоустойчивостью, которые прекрасно чувствуют себя при частых стирках.
Новая продукция будет включать в себя одежду для различных сезонов и как мужские, так и женские модели. На предприятии планируется производство следующих водонепроницаемых изделий:
- ветровка мужская;
- ветровка женская;
- куртка мужская зимняя (с утеплителем);
- куртка женская зимняя (с утеплителем).
Используемые материалы и технологии.
Для достижения водонепроницаемости курток и ветровок их изготовление будет происходить с использованием специальной мембранной ткани. Это многослойная ткань, включающая полупроницаемую пленку с особой структурой (мембрану). В готовых изделиях такая ткань не пропускает воду снаружи, но позволяет испаряться влаге, которая образуется внутри. Нижний слой мягкий, верхний – защитный, износостойкий. Средний слой – это защитная ткань и мембрана (рисунок 2.1).
3 АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
3.1 Анализ рынков сбыта
Рынок стран таможенного союза Беларуси, России, Казахстана занимает 5% мирового рынка одежды.
Среди стран Таможенного союза лучшие перспективы для производства одежды имеет Беларусь.
В Беларуси расположено только 12% предприятий текстильной и швейной отраслей, однако они осуществляют 47% трикотажного и 35% швейного производства Таможенного союза.
Доля России в швейном и текстильном производстве может сильно сократиться в ближайшее время по мнению экспертов, которые считают, что снижение объёмов производства тканей в 2018 году составит 25%, и согласно такому мнению отрасль может полностью исчезнуть. Из этого можно сделать вывод, что Беларусь является наиболее перспективной в данном спектре.
Текстильная и швейная отрасли составляют основу лёгкой промышленности и занимают 3% от объёмов промышленного производства в Беларуси. В лёгкой промышленности в Беларуси работают 2250 предприятий, свыше 200 из них занято в текстильной и швейной отрасли.
Верхняя одежда – один из самых крупных сегментов рынка одежды Беларуси. Динамика объемов производства верхней одежды в Республике Беларусь за последние три года остается положительной (таблица 3.1). Темп роста производства данной продукции в 2017 году составил 102,5%, в том числе производство курток и ветровок – 103,8%. Увеличение объемов производства свидетельствует об увеличении спроса на верхнюю одежду, следовательно, можно предполагать определенную востребованность у потребителей планируемой к выпуску продукции на предприятии.
4 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Производственный план является одной из неотъемлемых частей бизнес-плана. Главная цель этого раздела бизнес-плана – определить и аргументировать выбор компанией того или иного производственного процесса и оборудования.
В производственном плане необходимо:
1. Детально описать все производственные процессы в компании. Отдельно следует уделить внимание вопросам расположения производственных мощностей и размещения инструментов, оборудования, рабочих мест;
2. Рассмотреть вопросы, связанные с производственными помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом;
3. Оценить планируемое привлечение субподрядчиков;
4. Кратко пояснить, как организована система выпуска товаров (или предоставления услуг);
5. Описать, как осуществляется контроль над производственными процессами;
6. Указать сроки поставок и перечислить основных поставщиков;
7. Указать, как быстро Ваша компания сможет увеличить (или сократить) выпуск товаров или предоставление услуг;
8. Описать принципы контроля качества продукции на всех этапах производственного процесса.
Технология производства
На начальном этапе дизайнер создает выкройки на компьютере, а затем с помощью специального программного обеспечения выкройки подгоняются под различные размеры. Плоттер для печати переносит выкройки на бумагу.
На следующем этапе раскройщик расстилает на раскройно-настилочном оборудовании несколько слоев ткани, из которых будут сделаны куртки и ветровки.
5 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Инвестиционный план – это документ, который отражает все текущие финансовые дела, цели, пункты реализации плана. На его основе можно принять правильное решение и разработать порядок действий для успешного продвижения проекта. От того, насколько правильно он составлен, зависит жизнеспособность и прибыльность проекта.
Инвестиционные издержки представляют собой сумму основного капитала и чистого оборотного капитала.
Основной капитал – это капитал, инвестированный во внеоборотные (долгосрочные) активы предприятия. Как правило, основной капитал формируется за счет собственных и частично долгосрочных заемных финансовых средств.
Чистый оборотный капитал (ЧОК) является одним из показателей эффективности управления финансовыми ресурсами. В то же время размер прироста ЧОК показывает изменения в объемах (масштабах) деятельности предприятия, в структуре затрат, структуре капитала, а также изменения в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью.
Чистый оборотный капитал (ЧОК) - (Чистый рабочий капитал, Net Working Capital, NWC) - представляет собой разность между величиной текущих активов и текущих обязательств.
Данный показатель характеризует величину оборотного капитала, свободного от краткосрочных (текущих) обязательств, т.е. долю оборотных средств компании, которая профинансирована из долгосрочных источников и которую не надо использовать для погашения текущего долга. Рост величины ЧОК означает повышение ликвидности компании и увеличение ее кредитоспособности. Однако слишком большие значения оборотного капитала могут сигнализировать о неэффективной финансовой политике компании, которая приводит к снижению рентабельности (например, выбор долгосрочных, но более дорогих источников финансирования; неоправданное снижение кредиторской задолженности и т.п.). ЧОК рассчитывается по следующей формуле: ЧОК = Текущие активы - Текущие пассивы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях для предприятий становится важным постоянный анализ конкурентных позиций выпускаемых товаров на рынке и, в случае необходимости, улучшение их качества и конструкционных особенностей. Однако возникают случаи, когда необходим вывод на рынок нового для предприятия продукта, и для оценки целесообразности производства нового изделия необходимо осуществить расчеты экономической эффективности проекта с помощью формирования бизнес-плана.
В данной курсовой работе были сформированы основные разделы бизнес-плана по производству водонепроницаемых курток и ветровок из мембранной ткани на предприятии ЧУП «Artmal». Данная продукция не имеет аналогов среди отечественных производителей, что повышает значимость выпуска подобной продукции.
ЧУП «Artmal» занимается производством спецодежды различного назначения – от повышенных и пониженных температур, от воздействия агрессивных сред. Цель предприятия, несмотря на экономический кризис, не только не потерять своё место в данном сегменте рынка, а, выдержав конкуренцию, стать лучшим поставщиком в данном направлении среди представителей бизнеса
Были описаны основные характеристики выпускаемой предприятием продукции. Для достижения водонепроницаемости курток и ветровок было принято решение изготавливать их с использованием специальной мембранной ткани. Для производства продукции из данной ткани необходимо получение лицензии у компании-производителя мембранной ткани. Лицензию планируется получать у Columbia Sportwear Company, которая использует в производстве собственно разработанные технологии.
Основным конкурентом для предприятия ЧУП «Artmal» будет являться Columbia Sportwear Company, выпускающая продукцию под маркой Columbia.
1. Богомолова, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В. Кублашвили. – М.: МГУП им. И. Федорова, 2014. – 250 с.
2. Грачев, С.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / С.А. Грачев, М.В. Рахова, А.К.Холодная. – Владимир: ВлГУ, 2017. – 78 с.
3. Демографический ежегодник Республики Беларусь / Под общ. ред. И.В. Медведевой. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 440 с.
4. Интерактивная информационно-аналитическая система распространения официальной статистической информации [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://dataportal.belstat.gov.by/.
5. Кредитование юридических лиц [Электронный ресурс] / АСБ Беларусбанк. – Режим доступа: https://belarusbank.by/ru/33270/33272/18257.
6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
7. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов / утв. Постановлением Министерства экономики от 22.08.2014 № 53 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
8. Промышленность Республики Беларусь: статистический сборник / Под общ. ред. И.В. Медведевой. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 215 с.
9. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларус: статистический сборник / Под общ. ред. И.В. Медведевой. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 380 с.
10. Шкурко, В.Е. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.Е. Шкурко, Н.Ю. Никитина. – Екатеринбург: УФУ, 2016. – 172 с.