ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 2. АДАПТАЦИОННЫЕ ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дифференцированный и индивидуальный подход к детям в период адаптации к УДО
2.2 Роль адаптационных групп и площадок в социализации детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время для успешной реализации проблемы социализации детей раннего возраста разрабатываются новые формы взаимодействия семейного и общественного воспитания: стали появляться группы кратковременного пребывания, раннего развития, адаптационные, способствующие развитию у ребёнка новых адаптивных процессов и защитных механизмов к новым условиям.
ГЛАВА 2. АДАПТАЦИОННЫЕ ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Дифференцированный и индивидуальный подход к детям в период адаптации к УДО
Адаптация – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям [].
Период привыкания детей – неизменно сложный процесс, приводящий или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики), так и негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
К основным критериям адаптации относятся: поведенческие реакции; уровень нервно – психического развития; заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели физического развития Учитывая индивидуальные особенности ребенка, воспитатели смогут быстро найти и индивидуальный подход к нему [4, с. 23].
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (снижение веса, частые респираторные заболевания, нарушение сна, снижение аппетита, проблемами в речевом развитии) и длится в среднем один месяц.
2.2 Роль адаптационных групп и площадок в социализации детей
Многие семьи, имеющие детей раннего возраста, не умеют или не могут правильно подготовить малыша к посещению учреждения дошкольного образования. Ребенок готов к посещению детского коллектива, если семьей пройдены этапы становления психологической автономности: «мы играем только вместе», «я играю сам, но ты будь со мной», «иди, я немножко поиграю один», «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Поэтому родителям целесообразно использовать такую форму дошкольного образования, как адаптационная группа.
Основной целью организации адаптационной площадки в условиях кратковременного пребывания детей является формирование у детей психологической готовности к поступлению в дошкольное учреждение [6, с. 11].
Задачи:
– плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении;
– разностороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения;
– оказание содействия семье в физическом, психическом и личностном развитии ребёнка раннего возраста;
– повышение родительской компетентности.
Деятельность адаптационной площадки регламентируется «Положением об адаптационной площадке», разработанным в соответствии с законодательными документами Республики Беларусь по дошкольному образованию, среди которых:
– Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в детский сад и психологически неготовых к этому, может принести только система взаимодействия родителей и специалистов дошкольного учреждения.
Организация адаптационных групп и площадок в УДО помогает обеспечить доступность дошкольного образования, удовлетворить запросы законных представителей воспитанников, ускорить процесс социализации детей дошкольного возраста.
Основной целью организации адаптационной площадки в условиях кратковременного пребывания детей является формирование у детей психологической готовности к поступлению в дошкольное учреждение.
1. Айсина, Р., Дедкова, В., Хачатурова, Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
2. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.
3. Зубова, Г., Арнаутова, Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с. 66 – 77.
4. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
5. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста /В. Костина// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – С. 34 – 37.
6. Морозова, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. – С.10 – 14.
7. Павлова, Л.Н., Волосова, Е.Б., Пилюгина, Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие/Л.Н. Павлова, Е.Б. Волкова, Е.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
8. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2007, – 176с.
9. Терёхина, О. Адаптационная площадка как модель успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста./О. Терёхина// Пралеска. – 2008. –№ 4. – С. 29 – 41.