ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Необходимость гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Социально-психологические особенности поведения мальчиков и девочек
Методологический аспект гендерного воспитания детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методологическая основа исследования особенностей организации гендерного воспитания в дошкольном учреждении
2.2 Опытно-экспериментальная работа по организации гендерного воспитания дошкольников в дошкольном учреждении
2.3 Анализ результатов проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Гендерное воспитание является актуальной проблемой современного общества. Наличие гендерного вопроса в социуме представляет собой следствие развития правового статуса личности. Разнообразными являются пути и средства гендерного воспитания, технологии формирования у детей представлений о жизненном предназначении мужчин и женщин.
Интимность половой сферы и процессов, связанных с ней, определяют особое отношение к данной теме. Этим обусловлено то, что из ложного стыда многие родители и педагоги стараются не акцентировать внимание на данной проблеме, отпуская тем самым на самотек важный вопрос развития и воспитания ребенка, подростка, юного человека.
При этом знания строения и функций организма так же необходимы и естественны, как и понимание структуры и свойств других органов человеческого тела. Без учета их влияния на физиологические и психические процессы организма не представляется возможным правильно решать большинство вопросов гигиены, аспектов нравственного воспитания, социально-демографических задач, связанных с семейно-брачными отношениями, деторождением и т.д.
В концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь говорится о воспитании гендерной культуры, которая включает раскрытие этических особенностей девочек/девушек, мальчиков/юношей, формирование понятий и представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости.
В школьную программу старшеклассников введены материалы по половому воспитанию и подготовке к семейной жизни. Положительно оценивая эти изменения, необходимо признать, что таким образом данная проблема может быть решена лишь частично, потому что половому воспитанию необходимо уделять внимание не только в старшем школьном возрасте, а гораздо раньше, уже в дошкольном возрасте. Этим и обусловлен выбор темы данной курсовой работы.
Объект исследования – гендерное воспитание.
Предмет исследования – воспитание мальчиков и девочек в условиях дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
- рассмотреть необходимость гендерного воспитания детей дошкольного возраста;
- изучить социально- психологические особенности поведения мальчиков и девочек;
- рассмотреть методологический аспект гендерного воспитания детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование гендерного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Необходимость гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Отношение к половому воспитанию в современном обществе столь различно, что закономерно возникает вопрос: а не вкладывают ли разные люди в это понятие разный смысл? Этот вопрос является довольно важным, потому что, воспитывая, мы продолжаем себя в детях, а поэтому не можем не оглянуться на себя – на свое понимание к гендерному воспитанию и отношение к нему.
Понятие «воспитание» не так однозначно, как воспринимается на первый взгляд. Сюда входит не только управление процессом развития личности, ее «созидание», в котором присутствуют осознанные цели, проекты, программы и соответствующие им методики воспитания. Также здесь непосредственно задействованы ответственные исполнители: родители, воспитатели в детском саду, учителя в школах и другие, в той или иной степени, значимые взрослые [3, c. 15].
Кроме того, необходимо помнить, что и сам ребенок входит в жизнь и в определенной степени самостоятельно расширяет свой опыт, воспринимает влияние культуры и господствующих в обществе этических норм, примеряет их к себе, испытывает их в отношениях со сверстниками и ближайшими взрослыми. Ребенок узнает о вопросах пола и отношениях полов не только из специальных рассказов воспитателей, специальных книг, но и из собственных наблюдений, из разговоров со сверстниками, из не предназначенной для детских глаз и ушей информации. Дети получают знания о мире и жизни: просвещение может быть частью и воспитания, и социализации.
Семья не только поддерживает и направляет психосексуальное развитие ребенка, но также ограждает его от плохого влияния так называемых «воспитателей со стороны». Разумеется, немало зависит от того, что именно и как происходит в семье, какое значение придается тем или иным реальным фактам. До недавнего времени половое воспитание рассматривалось как процесс, не требующий специального внимания, не представляющий трудностей, а также очень интимный, который можно осуществлять только в узком окружении.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методологическая основа исследования особенностей организации гендерного воспитания в дошкольном учреждении
Эмпирическое исследование особенностей организации гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе было организовано констатирующее исследование, целью которого являлось выявление степени реализации аспектов гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении образования. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1) определить диагностический инструментарий;
2) провести диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста.
3) проанализировать организацию предметно-развивающей среды, которая должна быть ориентирована на гендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста;
4) проанализировать уровень подготовки воспитателей к решению задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
В эксперименте приняли участие дети старшей группы (15 человек), из них 6 девочек и 9 мальчиков.
Диагностика особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста потребовала составления основных диагностических показателей:
− навык соотнесения своего гендерного поведения с поведением других, умение адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое личное поведение;
− умение заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;
− сформированность представлений о партнерском характере жизни в семье и дошкольном образовательном учреждении;
− гуманное отношение ко взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
На основании вышеизложенных критериев осуществлен выбор методик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение к половому воспитанию в современном обществе столь различно, что закономерно возникает вопрос: а не вкладывают ли разные люди в это понятие разный смысл? Этот вопрос является довольно важным, потому что, воспитывая, мы продолжаем себя в детях, а поэтому не можем не оглянуться на себя – на свое понимание к гендерному воспитанию и отношение к нему.
Понятие «воспитание» не так однозначно, как воспринимается на первый взгляд. Сюда входит не только управление процессом развития личности, ее «созидание», в котором присутствуют осознанные цели, проекты, программы и соответствующие им методики воспитания. Также здесь непосредственно задействованы ответственные исполнители: родители, воспитатели в детском саду, учителя в школах и другие, в той или иной степени, значимые взрослые.
Половое воспитание является необходимым аспектом общего воспитания растущей личности. Начинать его нужно с самого раннего возраста, учитывая возрастные особенности детской сексуальности, становление и развитие психики, сознания, требования социальной морали и норм поведения
Воспитание мальчиков и девочек является успешным, если педагогом учитываются психологические особенности полоролевой принадлежности детей. Анализируя природу этих различий, отечественные и зарубежные исследователи говорят о взаимодействии факторов «биологического» (в первую очередь, гормональный фон) и социального (особенность воспитания) характера. Однако ученым не удалось составить научно-обоснованный психологический портрет мальчика и девочки на разных возрастных этапах.
По мнению многих исследователей, оптимальному процессу гендерного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении будут способствовать психолого-педагогические условия.
1. Бендас Т.В. Гендерная психология. − СПб.: Питер, 2006 − 431 с.
2. Горбатенкова Л.М. Отец и семья. – Мн.: Полымя, 1993. – 127 с.
3. Дошкольная педагогика: Вучэбны дапаможнiк для студэнтоу факультэта дашкольнага выхавання:/ по ред. Н.У.Лiцвiной, В.I.Мiтраш. – Мн.: БДПУ, 1994 – 168 с.
4. Доронова Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. − 2009. −№ 3. − С. 3-6.
5. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. − Челябинск, 2008. − 22 с.)
6. Зинченко В.П. Живое Знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся пед.спец.Ч.1/РАО; Самар.гос. пед. ун-т.-2-е изд., испр. и доп. − Самара: Самар. Дом печати, 1998. − 295 с.
7. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагигика, 1991. – 256 с.
8. Каган, В.Е. «Изучение гендерных установок у детей». (Бендас Т.В. Гендерная психология. − СПб.: Питер, 2006 − 431 с
9. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М.: Советский спорт, 1990. – 48 с.
10. Как воспитать гражданина: Сб. статей / Ред. – сост. И.Д.Чернышенко. – Мн.: Нар.асвема, 1980. – 96 с. – (Родителям о детях).
11. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального − М., 1975. − С. 763-776.
12. Никонова Л.Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. – Мн.: Просвещение, 1994 – 93 с.
13. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии − 1987. − № 2. − С. 159-165.
14. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. − 1984. − № 7. − С. 62-70.
15. Основы гендерного образования / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др. − Алматы, 2003. − 288 с.
16. Островская Л.Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
17. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С. Л. Смирнова. 4-е изд., испр. М. : Академия, 2001. 512 с.
18. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. – Мн.: Народная асвема, 1990. – 160 с. – (Семейная педагогика).
19. Санюкевич Л.И. Половое воспитание детей и подростков. – Мн.: Народная асвета, 1979. – 48 с. – (Родителям о детях.
20. Ускембаева М.А. Гендерные индикаторы и социальная ситуация развития дошкольника // Материалы Первого Международного Конгресса социологов Казахстана «Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи». – Алматы, 2002.
21. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М. : ПЕР СЭ, 2008. 316 с.