Введение
1. Состояние современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь
2. Проблемы современного дошкольного образования в Республике Беларусь
3. Перспективы развития современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Cегодня в дошкольном образовании происходят серьезные изменения – оно приобретает новый статус, а именно становится учреждением открытого типа), трансформируются его функции и происходит смена их ранжирного места. На первое место выходит функция охраны жизни и здоровья детей. Кроме этого меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений, видоизменяется контингент детей, которые посещают детские учреждения, иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. С 1997 года по решению ЮНЕСКО введен термин «дошкольное образование». Значительная часть задач, определенных Концепцией развития дошкольного воспитания в БССР (1990 г.), за прошедшие годы решена. Этим и обусловлена актуальность данной темы работы.
Объектом исследования является образование, а предметом – современное общественное дошкольное образование в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы: охарактеризовать современное общественное дошкольное образование в Республике Беларусь.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть состояние современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь.
2.Определить главные проблемы современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь.
3.Выявить перспективы развития современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь.
1. Состояние современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь.
В системе образования Республики Беларусь дошкольное образование является первым уровнем базового образования. Основными задачами дошкольного образования являются: охрана здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни и отношений между людьми, гибкое развитие ребенка и его творческий потенциал, а также знакомство с миром человека и ценностями белорусского общества.
Описывая современную систему этого типа образования, важно отметить, что она обеспечивает закрепленное в Конституции право выбора родителей при воспитании ребенка. В то же время основной закон государства гарантирует возможность получения качественного дошкольного образования. В свою очередь, руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности должен руководствоваться потребностями семьи, всячески, при необходимости, оказывать любую помощь в воспитании ребенка.
Согласно нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность дошкольных образовательных учреждений, в нее должны входить участники образовательного процесса, программы, а также государственные организации, местные органы исполнительной власти и другие организации и лица в области дошкольного образования. В то же время эти организации и органы власти являются второстепенными по отношению к своей деятельности в Правительстве Республики Беларусь.
Говоря об управлении проектами дошкольных учреждений, важно отметить, что по большей части администрацией управляют местные органы образования. Среди документов, регулирующих деятельность дошкольных учреждений в Республике Беларусь, есть положение об учреждении, обеспечивающем дошкольное образование, которое было утверждено Министерством образования Республики Беларусь 9 ноября 2004 года.
2. Проблемы современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь.
Несмотря на одно из самых высоких мест по качеству среди стран СНГ в Беларуси имеются некоторые проблемы в сфере дошкольного образования. Одной из проблем является проблема с предоставлением мест в детских садах. Важно отметить, что благодаря плодотворной работе Министерства образования и членов правительства данная проблема была решена. Исключением являются две области Беларуси – Минская и Брестская, где данная проблема остается достаточной острой. При этом, данная проблема характерна только в предоставлении мест в детских садах шаговой доступности. В основном это микрорайоны, где идет активное строительство жилья. По информации Министерства образования Республики Беларусь, на данный момент не выполняется норматив государственного стандарта по обеспеченности детей местами в учреждениях дошкольного образования в Минском районе и Минской области на 23,6%.
Обеспечение доступности дошкольного образования предусмотрено Государственной программой «Образование и молодежная политика» до 2020 года. В развитие программы введен план мероприятий, который предусматривает строительство новых садов, открытие групп кратковременного пребывания, создание семейных детсадов и детсадов на первых этажах жилых домов.
Однако семейные сады и сады на первых этажах широкого распространения на данный момент не получили. В 2019 году предполагается ввести в строй 17 новых садов, четыре из них уже сданы в эксплуатацию.
Важно отметить, что несмотря на данную актуальную проблему, Беларусь занимает лидирующее место в Европе по охвату детей дошкольным образованием: порядка 95,8% детей в возрасте от трех до шести лет ходят в детские сады (Приложение В). Кроме того, потребности родителей в группах краткосрочного пребывания не полностью удовлетворены, в садах имеются перегруженные группы (более 25-30 детей), включая детские сады.
3. Перспективы развития современного дошкольного общественного образования в Республике Беларусь.
Исходя из вышеуказанных проблем в деятельности дошкольного образования в Беларуси, на ближайшее время выделяются следующие актуальные направления дальнейшего развития данного вида образования в Республике Беларусь (2015-2020):
1.Обеспечение доступности дошкольного образования. Данное направление предусматривает строительство новых учреждений дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями, увеличение числа групп кратковременного пребывания (том числе на платной основе), апробацию разнообразных форм организации дошкольного образования в условиях семейного воспитания.
2.Совершенствование качества образовательного процесса с учетом принципа преемственности уровней основного образования (разработка модели преемственности дошкольного и общего среднего образования), увеличение числа групп по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования, обеспечение учреждений дошкольного образования учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания, повышение профессиональной компетентности педагогических работников, которые реализуют образовательную программу дошкольного образования на белорусском языке.
Заключение.
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
По результатам проведенного исследования были получены следующие выводы и результаты.
1.Дошкольное образование в Республике Беларусь является первой ступенью образования. Дошкольные учреждения в Беларуси отличаются по форме собственности (государственные – бюджетные и ведомственные, частные, учреждения смешанной формы собственности), типам (ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа), профилю работы с детьми (общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения (группы), специальные дошкольные учреждения (группы) для детей с особенностями психо-физического развития, дошкольный центр развития ребенка). К наиболее распространенным формам дошкольного образования относятся ясли, ясли-сад, дошкольные центры развития ребенка. В своей деятельности дошкольное образование руководствуется нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.
2.Главными проблемами в современном дошкольном образовании в Беларуси являются основными проблемами в современном дошкольном образовании Республики Беларусь являются напряженность с предоставлением мест в детских садах, не в полной мере удовлетворяются потребности родителей на группы кратковременного пребывания, в садах наблюдается перегруженность групп, низкие зарплаты воспитателей, большая текучка кадров в детских садах, низкий уровень совершенствования качества дошкольного образования и работа на статистику для Минобразования.
1. Дошкольное образование в Республике Беларусь // Беларусь без границ [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://pogovorim.by/4057-doshkolnoe-obrazovanie-v-respublike-belarus.html.
2. Дошкольное образование в Республике Беларусь // Главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа:
http://edu-grodno.by/wp content/uploads/2016/12/sisteme_doshkoljnogo_obrazovanija_v_Respublike_Belarus.pdf.
3. Минобразования: к 2020 году будет решена проблема с обеспеченностью местами в детсадах // Млын. by. Новости [Электронный ресурс]. –2017. – Режим доступа: http://www.mlyn.by/2017/09/minobrazovaniya-k-2020-godu-budet-reshena-problema-s-obespechennostyu-mestami-v-detsadah/.
4. Недетские проблемы: что происходит с доступностью детсадов // Sputnik Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://sputnik.by/education/20180717/1036610640/chto-proiskhodit-s-dostupnostyu-detsadov-v-belarusi.html.
5. Нововведения в системе дошкольного образования Беларуси // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.adu.by/ru/homepage/novosti/dokumenty/2148-novvovedeniya-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-belarusi.html.
6. О системе дошкольного образования в Республике Беларусь // Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://minsk.edu.by/main.aspx?guid=28331.
7. Перспективы развития системы частных учреждений дошкольного образования в Республике Беларусь // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://edu.gov.by/news/perspektivy-razvitiya-sistemy-chastnykh-uchrezhdeniy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-respublike-belarus/.
8. Побег из детского сада: что не так с дошкольным образованием в Беларуси // Гродно 24 [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://grodno24.com/education/pobeg-iz-detskogo-sada.html.
9. Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году. – Минск: Амалфея, 2017. – 58 с.
10. Система дошкольного образования в Беларуси // БарГУ. Сайт студентов университета [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://bargu.by/4241-sistema-doshkolnogo-obrazovaniya-v-belarusi.html.
11. Чечет, В. В. Семья, дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка / В. В. Чечет. – Минск: Университетское, 2000. – 158 с.
12. Школьное и дошкольное образование // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/school_ru.