Дошкольный возраст является систематическим, планомерным, целенаправленным процессом развития познавательных способностей детей, передачи и освоения ими знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, в объеме, предусмотренном программой. Обучению принадлежит основополагающая роль в умственном воспитании ребенка, т.к. в процессе его осуществления решаются в комплексе все задачи умственного воспитания дошкольника.
Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли труды и исследования Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и др. Исследователи тесно связывали дошкольное обучение с жизнью окружающего мира, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной деятельности. Основными средствами обучения представлялись народные игры, сказки, песни, собственная художественная и творческая деятельность детей. В 50-х гг. прошлого века была начата глубокая экспериментальная разработка теоретической основы, содержания и методик дошкольного обучения, руководила которой А.П. Усова.
В своих исследованиях А.П. Усова ставила целью показать роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, охарактеризовать учебную деятельность дошкольников и особенности ее формирования, раскрыть содержание и методику обучения на занятиях. Исследователь предлагала вводить прямое обучение детей на коллективных занятиях, за которыми необходимо было закрепить определенное место и время в режиме дня.
Что касается систематического обучения, то оно внедрено в практику работы дошкольных учреждений в 1953 г., что в свою очередь определило необходимость разработки частных методик обучения. Так, например, к началу 60-х гг. были разработаны методика музыкального воспитания
Процесс обучения детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных методов. Метод является системой последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающихся и учащихся, направленной на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
Методы обучения классифицируются по-разному, в зависимости от того, какая определенная педагогическая задача взята за основу. По этой причине единой классификации методов обучения дошкольного образования не определено. Различные авторы выдвигают свои варианты классификаций, которые в той или иной степени используются в педагогической практике. Приведем несколько наиболее распространенных классификаций, которые существуют и используются в педагогике на сегодняшний день.
В первые годы развития отечественной педагогической науки все обучающие методы были разделены на две большие группы: методы готовых знаний и методы исследования.
На сегодняшний день педагогика педагоги предлагают несколько классификаций, которые различаются соответствующими аспектами:
1. По решению дидактических задач (авторы Данилов, Есипов):
- методы приобретения знаний;
- методы формирования навыков и умений;
- методы использования знаний;
- методы творческой деятельности.
Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Известный специалист в области развития детского мышления в процессе обучения Джером Брунер подчеркивает мысль о том, что умственная деятельность ученого, сделавшего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Школьник, изучающий физику, как справедливо утверждает Дж. Брунер, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученомуфизику, чем получать знания в «готовом виде», как это предусматривается ортодоксальным подходом к обучению.
Исследовательское обучение, как и любое сложное явление, нельзя рассматривать одномерно, не учитывая традиционно возникающих при этом подходе проблем. Еще критики «прогрессивистской педагогики» отмечали, что познавательная сторона учебной деятельности часто существенно обедняется изза привязки обучения к непосредственному опыту учащегося. Этот опыт часто очень ограничен, фрагментарен, плохо структурирован, а потому его сложно использовать в качестве отправного пункта при постановке задач и ориентиров учебной работы.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука, 1998. – 204 с.
2. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9. – С. 4
3. Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2007. Логинова В.И. Программа развития детей в детском саду «Детство». СПб.,2000
4. Жуйкова Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2408/ (дата обращения: 12.01.2018
5. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.
6. Краевский В. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – С.12
7. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
8. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.
9. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.
10. Миллер С. Психология игры. М., 1999.
11. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985. – 104 с.
12. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики, 1913.
13. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
14. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.: ил.
15. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.
16. Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей и не только детей. М., 1998.
17. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
18. Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2433/ (дата обращения: 12.01.2018).
19. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010.
20. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 72-76.
21. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 368 с.