Введение
1. Необходимость гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
2. Особенности поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
3. Методы и приемы полового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Введение.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин следующие: объединение полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин; притупленное чувство гендерной идентичности; рост неадекватных форм поведения среди молодежи; рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью брачных отношений.
Актуальность гендерного образования также обусловлена тем фактом, что домашняя педагогика в основном фокусируется в основном на психологических и возрастных характеристиках ребенка, хотя многие учителя уже начали учитывать разницу в психофизиологических характеристиках, интеллектуальных способностях и способах восприятия, потребности и социальное поведение детей разных полов. Система дошкольного образования сильно сформирована, и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Эта ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.
Проблема гендерной социализации, которая включает в себя формирование психического пола ребенка, различий в психическом поле и гендерно-ролевых различий и лежит на стыке ряда наук (социология, биология, медицина и т. д.), которая является одной из наиболее важные и актуальные проблемы психологии. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, чтобы сформировать основу для таких качеств, как мужественность и женственность, которые им необходимы для успешного выполнения своих семейных функций в будущем. Долгое время, по ряду объективных и субъективных причин, эта проблема оставалась за рамками исследований советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она долгое время привлекала большое внимание ученых.
1. Необходимость гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и социальных, внешних и внутренних, зависимых и независимых от сознания и воли людей, действующих стихийно или в соответствии с определенными целями. Сам человек не определяется как пассивное существо. Он действует как субъект его становления и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В связи с этим воспитание выделяется в широком и узком смысле.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Под опытом, знаниями, умениями, способами мышления, известными людям, понимаются этические, моральные, правовые нормы – словом, все является духовным наследием человечества, созданным в процессе исторического развития.
В узком социальном смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека со стороны государственных учреждений для формирования определенных взглядов, знаний и убеждений, моральных ценностей, политической ориентации и подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и контролируемое влияние коллектива педагогов на образованного с целью формирования его заданных качеств, осуществляемое в образовательных организациях и охватывающее весь образовательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных образовательных задач [16, с. 16-20].
Проблема гендерного воспитания для будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение определенных социальных функций в связи с их гендерной идентичностью активно обсуждалась педагогами с начала двадцатого века до 1930-х годов.
2. Особенности поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Воспитание мальчиков и девочек не может быть успешным, если воспитатель не учитывает психологические особенности пола детей. Анализируя природу этих различий, отечественные и зарубежные исследователи подтверждают взаимодействие факторов «биологического» (прежде всего, половых гормонов) и социального (особенности образования) характера. Однако ученые не смогли сделать научно обоснованный психологический портрет мальчика и девочки на разных возрастных стадиях [23, с. 45].
Старшими дошкольниками являются дети в возрасте 5-6 лет. Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте происходят качественные изменения в поведении дошкольников; формируется возможность саморегуляции; дети начинают предъявлять к себе те требования, которые ранее предъявлялись им взрослыми. Таким образом, они могут, не отвлекаясь на более интересные вещи, довести до конца непривлекательную работу (убрать игрушки, привести в порядок комнату и т. д.). Это стало возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и необходимости их применения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти идеи начинают включать в себя не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящим в данный период времени, но также и качества, которые он хотел бы или, наоборот, не хотел бы иметь в будущем («Я хочу быть как Человек-паук», «Я буду как принцесса» и т. д.). Проявляются этические нормы, которые усваиваются детьми. В этом возрасте дети в основном ориентированы на сверстников, большую часть времени они проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся для них важными. Селективность и стабильность отношений со сверстниками возрастает.
3. Методы и приемы полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрев важность и значение гендерного воспитания в старшем дошкольном возрасте, необходимо определить основные методы и приемы полового воспитания. Владение воспитателем различными методами и техниками полового воспитания детей старшего дошкольного возраста способствует более успешной полоролевой идентификации ребенка.
Методы и приемы полового воспитания основаны на задачах гендерного воспитания. Задачи гендерного образования заключаются в следующем:
ознакомление детей с поведением, которое должно быть присуще мальчику или девочке;
формирование нравственных качеств, присущих полу ребенка;
воспитание культуры отношений между девочкой и мальчиком;
повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания, в частности – гендерного воспитания детей;
просвещение родителей младших дошкольников, о гендерном воспитании их детей.
Гендерное образование подразумевает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее равенство в будущем, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминацию по признаку пола. Гендерные роли – социальные роли, предписанные мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и конкретной исторической ситуации. [21, с. 845-847].
Реализация концепции гендерного образования для дошкольников предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий для эффективного обучения мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации.
Сегодня гендерное образование детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем современной педагогики.
Необходимость гендерного образования обусловлена тем фактом, что мальчики и девочки характеризуются соответствующими качествами, нормами поведения и будущими социальными ролями. Поэтому перед педагогами стоит задача ввести и внедрить эти свойства, в результате чего происходит половая идентификация. Однако не только воспитатели сталкиваются с задачей гендерного образования, семья также играет важную роль, поскольку именно в этом возрасте дети копируют поведение своих родителей. Детей старшего дошкольного возраста интересует, откуда они родом, и родители должны правильно объяснить им это явление. Таким образом, активное взаимодействие педагогов и родителей способствует более активной сексуальной идентификации ребенка старшего дошкольного возраста.
Воспитатели дошкольного возраста должны создать, с одной стороны, пространство, в котором ребенок может свободно исследовать мир и его законы, а с другой стороны, пространство, заполненное знаками и символами мужского и женского мира, которые передаются нам культурой и сохраненной ею.
Обращаясь к особенностям поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста, важно отметить возрастной диапазон этого возраста, который находится в диапазоне 5-6 лет. Различия проявляются как в эмоциональном отклике, так и в игровой форме поведения. Поэтому мальчики предпочитают игры, связанные с мужскими профессиями, а девочки выбирают, например, «опекунские игры», такие как «Дочки-матери».
1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях : метод. пособие / Н. А. Баранникова. Москва : Творческий центр СФЕРА, 2012. 128 с.
3. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Берданс. СПб. : Питер, 2007. 431 с.
4. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов / Г. В. Бороздина. М. : Гриф МО, 2011. 477 с.
5. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л. В. Астапович. Минск : Красико-Принт, 2011. 128 с.
6. Горбатенкова, Л. М. Отец и семья / Л. М. Горбатенкова. – Минск : Полымя, 1993. – 127 с.
7. Дошкольная педагогика: Вучэбны дапаможнiк для студэнтоу факультэта дашкольнага выхавання / по ред. Н. У. Лiцвiной, В. I. Мiтраш. – Минск : БДПУ, 1994 – 168 с.
8. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Ред-сост. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 554 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2013. 464 с.
10. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. Челябинск, 2008. 22 с.
11. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. – М. : Педагигика, 1991. – 256 с.
12. Каган, В. Е. Половое воспитание девочки в семье / В. Е. Каган. – М. : Советский спорт, 1990. – 48 с.
13. Как воспитать гражданина: Сб. статей / Ред. – сост. И. Д. Чернышенко. – Минск : Нар.асвема, 1980. – 96 с. – (Родителям о детях).
14. Кувшинова, С. Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста? / С. Е. Кувшинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №1. С. 22-25.
15. Курбатова, С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек /С. Курбатова // Дошкольное воспитание. №10 2012. С. 1015.
16. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 411 с.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. 4-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
18. Никонова, Л. Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте / Л. Я. Никонова. – Минск : Просвещение, 1994. – 93 с.
19. Островская, Л. Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
20. Петрище, И. П. О половом воспитании детей и подростков. – Минск : Народная асвема, 1990. – 160 с. – (Семейная педагогика).
21. Пономарева, Л. И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста / Л. И. Пономарева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С. 845-847.
22. Радзивилова, М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-2. – С. 455-456.
23. Санюкевич, Л. И. Половое воспитание детей и подростков. – Минск : Народная асвета, 1979. – 48 с.
24. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н. Е. Татаринцева. Москва : Центр педагогического образования, 2012.96 с.