ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
1.1 Понятие, форма и виды договора перевозки грузов
1.2 Правовое регулирование договора перевозки грузов
2 СТОРОНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
2.1 Стороны договора перевозки грузов, их права и обязанности
2.2 Ответственность сторон по договору перевозки грузов
3 АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ, ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт был и остается одной из главных средств развития экономических связей и укрепления экономики Республики Беларусь. Необходимость в постоянном перемещении грузов возводит транспорт в самостоятельную отрасль производства. Транспорт (от лат. transporto перемещаю) неотъемлемая часть любой отрасли народного хозяйства. Латинское изречение гласит: «Via vita est», что значит «Дорога это жизнь». Благодаря транспорту осуществляется связь между другими отраслями. Перевозка грузов стала сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Малейшая нехватка транспорта, неустойчивая его работа мгновенно отражаются на экономике страны, что очень четко подтверждается в настоящее время. Из изложенного следует, что транспорт это, по существу, самостоятельная отрасль производства, основное назначение которой осуществление различного рода перевозок.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании услуг, которые направлены на перемещение товара в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).
С правовой точки зрения реализация работ и услуг должна осуществляться на основании договоров перевозки груза, транспортной экспедиции и иных договоров, заключаемых субъектами транспортной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Одну из важных юридических особенностей договора перевозки составляет сложная (комплексная) природа, сочетающая в себе элементы более простых обязательств. Так, перевозчик на возмездных началах выполняет известную работу по перемещению грузов, предоставляя под них грузоотправителям различные перевозочные средства (вагоны, платформы, прицепы, контейнеры, трюмы и т.д.)
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
1.1 Понятие, форма и виды договора перевозки грузов
Современное экономическое развитие Республики Беларусь невозможно без развитой транспортной инфраструктуры, включающей совокупность субъектов транспортной деятельности, которые оказывают транспортные услуги, сети современных инженерных сооружений, коммуникаций, необходимых для осуществления перевозок, парка транспортных средств, систему управления движением и обслуживающего персонала должной квалификации.
Особое место в процессе стабильного развития экономики государства занимают услуги по перевозке грузов различными видами транспорта.
Транспорт – это самостоятельная отрасль производства со своей спецификой, следовательно, в ней возникают и развиваются только ей присущие отношения.
В настоящее время можно утверждать без серьезных возражений, что единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве является договор перевозки. А в другие времена отношение к договору перевозки не было однозначным.
Раскрывая понятие договора перевозки, и анализируя приведенные выше определения, можно выделить следующие признаки договора перевозки, характеризующие его как самостоятельный тип экономического договора:
двусторонность (каждая из сторон договора перевозки непременно обладает взаимными правами и обязанностями);
возмездность (за выполнение перевозчиком условий договора по перевозке предусматривается определенная плата). Здесь нужно иметь в виду, что законодательство может предусматривать безвозмездность отдельных видов договора перевозки;
2 СТОРОНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
2.1 Стороны договора перевозки грузов, их права и обязанности
Сторонами договора перевозки являются перевозчик и отправитель.
Перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора. Автомобильный перевозчик (перевозчик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие на основании договора или на иных законных основаниях автомобильные перевозки грузов, пассажиров и багажа. [7, с. 77]
Второй стороной договора перевозки является отправитель. Отправителем может быть, как юридическое, так и физическое лицо. При этом следует отметить, что если отправителем выступает физическое лицо, которое сдает груз к перевозке не в рамках осуществления предпринимательской деятельности, то к отношениям сторон также будет применяться Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» [8].
Особым участником правоотношений из договора перевозки груза является грузополучатель. Он не является стороной договора перевозки, однако у него возникают права и обязанности, связанные с договором. Например, грузополучатель обязан принять груз от перевозчика, он вправе предъявить претензию перевозчику в случае задержки в доставке груза, и т.д.
В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица. Однако это считается неверным, поскольку в отношении третьего лица могут быть установлены только права, а не обязанности, т.к. обязанности по договору может нести только тот, кто заключил его лично или через представителя.
3 АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ, ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Изначально следует отметить документы, используемые для перевозки грузов, так, в ЧТУП «Пути-дороги», организации, занимающейся международными перевозками для перевозки грузов используются следующие документы: договор перевозки грузов (Приложение 1), акт о выполненных перевозках грузов автомобильным транспортом (Приложение 2), товарно-транспортная накладная (Приложение 3), путевой лист (Приложение 4), заявка на перевозку (Приложение 5).
Также обратимся к судебной практике.
В поданной в Гомельский областной суд жалобе и дополнениях к ней генеральный директор ООО «Инвест» Исаков М.-Р.К. просит отменить указанное постановление как незаконное и необоснованное, прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и дополнений к ней, выслушав представителей ООО «Инвест» Кантиеву Е.Б. и Абрамова И.Д., которые поддержали доводы жалобы и дополнений к ней, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Законодательством предусмотрена административная ответственность за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передачу права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Договор перевозки грузов – один важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.
Правовое регулирование данного договора в Республике Беларусь отличается наличием множества актов, которые одновременно регулируют отдельные виды перевозок, однако создают бессистемность, тем самым вызывая необходимость создания единого акта по данному вопросу.
Сторонами по договору перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний. Договор перевозки грузов – реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.
Что касается ответственности сторон такого договора, то следует отметить, что:
имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве;
по данной категории споров предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования спора;
суд принимает во внимание лишь те исковые заявления, в которых соблюдены все требования.
Договор перевозки грузов довольно-таки часто является предметом спора в суде, а именно как его отдельные положения, так и неисполнение сторонами обязательств, взятых на себя в связи с заключением данного договора.
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 7 Декабря 1998 Г. N 218-З // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2018.
2. Устав Белорусской железной дороги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rw.by/uploads/userfiles/files/railway_chart.doc
3. Калиновская, Ж.В. Перевозка грузов физических лиц / Ж.В. Калиновская // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2018.
4. Молостова, Н.С. Взыскание долга, неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами по договору перевозки груза железнодорожным транспортом / Н.С. Молостова // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2018.
5. Транспортное право: правовое регулирование деятельности в области транспорта // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный Ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр Правовой Информ. Респ. Беларусь – Минск, 2018.
6. Астрейко, Н. В. КДПГ: некоторые нюансы применения / Н.В. Астрейко // Промышленно-торговое право. 2014. — № 3. — С. 66—70.
7. Авчинкин, Д. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов в международном транспортном сообщении / Д. Авчинкин // Юстыцыя Беларусь. – 2004. — №5. — С.61-64.
8. Авчинкин, Д. Правовое регулирование перевозок опасных грузов автомобильным транспортом / Д. Авчинкин // Юстыцыя Беларусь. — 2005. — №9, —С.62-64.
9. Баукин, В. Принципы ответственности за нарушение обязательств перевозки грузов железнодорожным транспортом / В. Баукин // Хозяйство и право. — 2004. — №8. — С.31-42.
10. Будько, Н. В путь с надежным договором / Н.В. Будько // Директор. — 2011. — № 3. — С. 54-55.
11. Белявский, С. Ч. Обязательство — это то, по поводу чего заключается договор / С.Ч. Белявский // Юридический мир. 2013. — № 6. — С. 86-89.
12. Бенсон, Д. Транспорт и доставка грузов / пер. с англ. В.В.Космина. — М. : Транспорт, 1990, — 279 с.
13. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть : ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л. Бондаренко. — Мн. : ТетраСистемс, 2009. — 159 с.
14. Витрянский, В. Ответственность по договору перевозки груза / В.Витрянский // Хоз-во и право. — 2001, — N 5. — С.36-54.
15. Войтюль, А. В. Автомобильная перевозка грузов: претензионный порядок и исковая давность / А.В. Войтюль // Промышленно-торговое право. — 2014. — № 11. — С. 92-96.
16. Выгоднянский, А. В. Современные тенденции в сфере правового регулирования водушных перевозок пассажиров и грузов / А. В. Выгодянский // Российская юстиция. – 2012. — № 10. — С. 51-53.
17. Витрянский, В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки / В.Витрянский // Хоз-во и право. —2001. — N 1. —C.60-74.
18. Витрянский, В. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении / В. Витрянский // Хоз-во и право. — 2001. — N 6. — С.25-44.
18. Витрянский, В. Договоры об организации перевозок грузов / В.Витрянский // Хоз-во и право. — 2001. — N 3. — С.41-55.
20. Володина, О.П. Договор автомобильной перевозки грузов: судебная практика / О.П. Володина // Право Беларуси. — 2003. — N 6. — С.79-81.