Введение
1 Сущность, цели и направления социальной политики
2.1 Уровень жизни, качество жизни, индекс человеческого развития
2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет
3 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Беларусь находится на принципиально новом этапе развития. Наша страна делает попытку создать современную эффективную си-стему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах. В нашей стране осуществляется сильная социальная политика, решаются самые насущные проблемы человека.
Этот период является наиболее сложным и неустойчивым для экономики страны и влияет на все сферы жизни общества. Социальная сфера становится приоритетным объектом внимания государственного контроля, так как наиболее незащищенными и чувствительными к «колебаниям» экономических процессов становятся уязвимые группы населения – пенсионеры, дети, инвалиды, граждане, которые в силу обстоятельств утратили возможность получения основного дохода – заработной платы. Однако не только вышеперечисленные группы населения, но и каждый гражданин имеет право на государственную поддержку независимо от получаемого дохода. Ведь в современных условиях социально-экономического кризиса практически каждый человек в той или иной степени испытывает потребность в помощи по трудоустройству, организации лечения, образования, воспитания детей, улучшения отношений в семье и рабочем коллективе.
В этих условиях особенно актуально понятие социальной политики, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень жизни населения, создать условия для роста потенциала человека, благосостояния страны в целом. Эффективная социальная политика – залог не только достойного уровня жизни населения, но и успешного производственного процесса. В этом и состоит актуальность темы данной работы.
1 Сущность, цели и направления социальной политики
Общество – это устойчивая целостная форма совместной жизнедеятельности людей, между которыми возникает множество отношений, как в экономической, так и в других сферах. Интересы всего общества, его групп и отдельных личностей не всегда совпадают, что вызывает необходимость их постоянной координации и согласования. Поэтому социальную политику можно рассматривать как способ, при помощи которого общество регулирует отношения между индивидами, группами, классами, социальными учреждениями. Иногда она трактуется довольно узко - как политика, осуществляемая в социальной сфере.
В наиболее общем виде социальная политика представляет собой си-стему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане,
так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями (с акцентом на социальную защиту категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Субъекты социальной политики – это те, кто формирует и отстаивает интересы граждан и их групп в этой сфере. Они определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации [3].
2.1 Уровень жизни, качество жизни, индекс человеческого развития
Под уровнем жизни чаще всего понимают степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах, т.е. обеспеченность населения теми благами и услугами, которые необходимы для удовлетворения как жизненно важных материальных потребностей людей (питание, одежда, жилище, предметы культуры и быта), так и социально-культурных (труд, занятость, досуг, здоровье, образование, природная среда обитания и т.д.).
Уровень жизни населения – один из важнейших критериев оценки эффективности социальной политики государства. Его повышение является основной целью развития социального государства
Уровень и качество жизни населения являются обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития макроэкономической системы в целом.
Качество жизни – совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения.
Основными показателями качества жизни населения являются:
- доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначен-ной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
- качество питания;
- качество одежды;
- комфорт жилья;
- качество здравоохранения;
- качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
- качество культуры;
- качество окружающей среды, структура досуга;
- безопасность (число зарегистрированных преступлений).
3 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь
Важнейшим амортизатором возникающих социальных проблем и противоречий призвана выступать социальная политика государства. Она должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовывать позитивные сдвиги в экономике, обеспечивать социальную направленность развития.
Учитывая значимость решения социальных вопросов для развития страны, Республика Беларусь всегда ориентировалась на проведение конструктивной, сильной социальной политики. Цель социальной политики белорусского государства — формирование социально стабильного высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни, обеспечены условия для развития человеческого потенциала, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Построение такого общества требует больших усилий и определенного времени.
В социальной сфере нашего государства воспроизводится главный потенциал страны — квалификация, здоровье и духовный настрой ее населения. Поэтому данная сфера является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема здесь состоит в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, которые не могут без нее выжить, и при этом поддержать и обеспечить бюджетным финансированием те направления, без которых невозможно будущее развитие государства, — образование, науку, культуру, доступную медицинскую помощь, информационное обеспечение. В условиях ограниченных возможностей бюджета на решение всех этих проблем вполне естественно государственных средств не хватает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика – это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе.
В Беларуси формируется новое качество жизни людей, которому свойственны постоянный рост заработной платы, огромные темпы жилищного строительства, бесплатное и доступное образование и медицинское обслуживание, развитие дошкольного воспитания, обеспечение занятости, создание условий для безопасности граждан. Принимаются целенаправленные усилия, чтобы каждый житель страны ощущал себя социально защищенным.
В современной Беларуси социальная политика – не только гарантии для малообеспеченных и бедных. Это комплекс задач, которые охватывают все социально-демографические группы населения.
Эффективность системы социальной политики определяется сочетанием выбранной концепции социальной политики и адекватного ей механизма. Государство расходует значительные средства на социальную политику, однако широкий спектр программ так же, как и многообразие за-дач затрудняет определение общих целей различных программ и оценку их эффективности.
Система государственной социальной политики населения в Беларуси постоянно совершенствуется. Принимаются новые законы, нормативные акты, вводятся новые формы и методы оказания социальной помощи. Ведётся работа по выполнению Государственной программы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, Республиканской комплекс-ной программы по проблемам пожилых людей. Большое внимание уделяется развитию системы социальной помощи семьям и детям.
1 Антонова Н.Б. Государственное регулирование социальной сферы: учеб. пособие / Н.Б. Антонова, М.В. Мясникович, О.Б. Хорошко. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012.
2 Ахинов, Г.А. Социальная политика: учеб. Пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.
3 Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечка-нова.– 4-е изд. – СПб.: Питер, 2014.
4 Гришин, И.В. Швеция после шведской модели / И.В. Гришин // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. - № 6. – 230 с.
5 Гутник В. Германия: дорога к подъему. // «Мировая экономика и международные отношения», 2011, №8.
6 Доклад о развитии человек, 2016. Человеческое развитие для всех и каждого (резюме) / ред.: А. Бондаренко, О. Зимарин; пер. с англ. Д. Го-лосной, Н. Заборин, А. Скобелкин. – М.: Весь мир, 2016 – 30 с.
7 Комарова, Н. Социальная политика: система индикации / Н. Комарова // Проблемы теории и практики управления. – 2013. - № 5 – С. 89-95.
9 Лукашенко, А.Г. Наша общая цель – построение сильного и без-опасного государства: Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Беларус-кая думка. – 2017. - № 5. – С. 3-19
10 Мадиевский С. Социальная помощь в Германии. // «Мировая экономика и международные отношения», 2008.
11 Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебное пособие для экономических вузов. Перевод с англ.: в 2 томах, М.: Инфра-М, 2011.
12 Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 442 с.
13 Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. Дата доступа: 12.09.2018.
14 Морова А.П. Социальная политика государтсва/ А.П. Морова // Проблемы управления. – 2015. – № 2 (43).
15 Новиков, А. В. Образование как показатель уровня развития человеческого потенциала / А. В. Новиков, А. В. Ярашева // Право и образование. - 2016. - № 1. - С. 4-11.
16 Олейникова, Е. Г. Социальная политика государства: эволюция моделей и приоритетов в XX – начале XXI вв. Монография. [Текст] / Е. Г. Олейникова / Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», 2006.
17 Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. - Мн.: Мисанта, 2011. - 111с.
18 Сайт Национального статистического комитета Республики Бела-русь [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.belstat.by.
19 Сайт Сам себе юрист [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://samsebeyurist.by − Дата доступа: 12.09.2018
20 Чубарова, Т.В. Государство социальных инвестиций - новый по-ворот в социальной политике? / Т.В. Чубарова // Общественные науки и современность. - 2015. - № 6. - С. 14-28.
21 Шавель, С.А. Императивы развития социальной сферы / С.А. Шавель // Социология. - 2015. - № 2. – 230