Курсовая работа 53 стр., 9 рис., 23 табл., 8 источников, 4 прил.
PEST-АНАЛИЗ, SWOT-АНАЛИЗ, ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА, КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Витебскдрев».
Объектом изучения данной курсовой работы являются инструменты маркетинга, применяемые ОАО «Витебскдрев».
Предметом исследования выступает теория и практика организации маркетинговой деятельности на предприятии.
Методы исследования: общенаучные методы исследования, такие как синтез, индукция, дедукция, системный подход. Из специальных методов проведения маркетингового анализа были использованы методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико–математические методы.
В работе изучены теоретические основы ведения маркетинговой деятельности на предприятии; проведен анализ маркетинговой деятельности предприятия; разработаны направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга.
По мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка.
Таким образом, маркетинг в наше время становится очень перспективной областью. Руководители должны понять, что нет смысла производить то, что никто никогда не купит, а значит необходимо иметь в своем штате людей, знающих и понимающих нужды населения. Только так можно обеспечить стабильный рост прибыли компании и занять достойное место в международной сфере экономических отношений.
Делая вывод о теоретическом обосновании актуальности такой темы как управление маркетинговой деятельностью, мы отметили, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.
Цель курсовой работы – разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Витебскдрев».
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
– изучить теоретические основы ведения маркетинговой деятельности на предприятии;
– провести анализ маркетинговой деятельности предприятия;
– разработать направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Предмет исследования – теория и практика организации маркетинговой деятельности на предприятии.
Объект исследования – инструменты маркетинга, применяемые ОАО «Витебскдрев».
Теоретической и информационной основой исследования дипломной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных менеджеров и экономистов, бухгалтерская и статистическая отчетность и другие материалы, полученные в результате исследования деятельности ОАО «Витебскдрев».
Тема курсовой работы достаточно широко освещена в учебной и методической литературе. Наиболее информационно емкими являются исследования следующих авторов: Дурович А.П., Алексунин В.А., Панкрухин А.П., Котлер Ф., и др. Опубликованные работы этих авторов характеризуются многогранностью и глубиной исследования рассматриваемых проблем. Оценивая результаты этих исследований, следуем отметить, что многие аспекты изучаемой проблемы еще не решены, некоторые требуют детализации, научной доработки.
В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как синтез, индукция, дедукция, системный подход. Из специальных методов проведения маркетингового анализа были использованы методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико–математические методы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность, задачи и организация маркетинга на предприятии
Маркетинг - экономическая категория с очень емким контентом. Основываясь на систематическом подходе к определению его сущности, можно рассматривать маркетинг как экономический процесс, экономическую функцию, философию современного бизнеса.
В условиях рыночной экономики удовлетворение всего многообразия личных и производственных потребностей достигается за счет постоянного обмена продуктами труда. С этой точки зрения маркетинг считается любой деятельностью, направленной на продвижение товаров от того, кто производит их (производителя), тем, кто им нужен (потребитель). Это понимание маркетинга фокусируется на управлении с уделением особого внимания рыночному спросу и влиянию на окружающую среду и ее элементы. В современных условиях эффективное управление немыслимо без маркетинга. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы общей системы управления при решении любых задач для потребителя.
По определению основатель теории маркетинга американского ученого Ф. Котлера, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на выявление потребностей и потребностей посредством обмена. Здесь фигурируют понятия: потребность, нужда, спрос, продукт, обмен, транзакция, рынок.
Маркетинговый подход используется при решении любой проблемы в любой компании. Роль маркетинга в экономике заключается в том, чтобы увеличить свою торговую и операционную эффективность. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной среды, но и изменять параметры самой среды. Маркетинг является основой любой деятельности любого предприятия или компании. Маркетинговые функции отражают различные объекты их приложений (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и т. д.), а также различные концепции, отражающие технологические аспекты маркетинга как руководства метод (методологический, организационный, инструментальный, информационный, правовой, информационный и т. д.). Один из подходов к управлению называется «маркетинг», который подразумевает управление маркетингом фирмы, предприятия, то есть такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их потребностями, нуждами, запросами [1].
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия
Акционерное общество открытого типа “Витебскдрев” создано на базе государственного предприятия Производственное деревообрабатывающее объединение “Витебскдрев”, учреждено 31 августа 1994 года приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь.
ОАО “Витебскдрев” является многоотраслевым хозяйством, включающим в себя лесозаготовку, лесопиление, производство продукции деревообработки, производство древесных плит различного назначения, организацию социальной, культурной и спортивной сферы. ОАО «Витебскдрев» является правопреемником имущественных прав и обязанностей государственных лесохозяйственных учреждений «Бешенковичский лесхоз» и «Городокский лесхоз» в соответствии с передаточными актами.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Место нахождения ОАО «Витебскдрев»: Республика Беларусь, Витебская область, г. Витебск, Стахановский переулок, д. 7.
Начав свою историю с небольшого предприятия, основанного в 1927 году, ОАО "Витебскдрев" в настоящее время является одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий в Беларуси. ОАО "Витебскдрев" располагает возможностями переработки до 1000 м3 древесного сырья в сутки.
Существующая на предприятии безотходная технология располагает возможностью комплексной и глубокой переработки древесины, начиная непосредственно от заготовки леса и до изготовления готовой продукции: окон, дверей, подоконной доски, плинтуса, наличника, доски пола, евро-поддонов, пиломатериалов, а также древесноволокнистых и древесностружечных плит.
Полный цикл производства, начиная от лесозаготовки и заканчивая изготовлением конечной продукции, позволяет осуществлять сквозной контроль качества.
ОАО «Витебскдрев» является многоотраслевым хозяйством, включающим в себя лесозаготовку, лесопиление, производство продукции деревообработки, производство древесных плит различного назначения, организацию социальной, культурной и спортивной сферы.
За последние 5 лет ОАО «Витебскдрев» показало себя как быстро развивающееся предприятие.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Открытие оптового склада
В качестве мероприятия по расширению рынков сбыта ОАО «Витебскдрев» предлагается открытие оптового склада в г. Брянске, что позволит нарастить объемы поставок продукции на рынок Российской Федерации, привлечь оптовых покупателей и расширить дилерскую сеть.
Месторасположение склада обусловлено тем, что в данной области находится официальный представитель ОАО «Витебскдрев»» в Российской Федерации ООО Ампир», а также в городе Брянске сеть фирменных магазинов мебели.
Складской комплекс класса «А» оснащен современным складским оборудованием ведущих мировых производителей и предоставляет услуги по ответственному хранению, аренде площадей и кросс-докингу.
Это около 30000 кв. м. свободной площади теплых складских помещений с 23-я автоматическими подъёмными воротами приема-выдачи грузов и круглосуточным режимом работы. Стоимость же аренды 1 м2 складской площади в 5 раз дешевле, чем аренда таких же площадей в городе Москва, где расположен дилер организации.
Произведем расчёт затрат на организацию работы склада и набор персонала.
Стоимость аренды 1 м2 складской площади составляет 270 р. РФ или 4,24 долл. США, таким образом при аренде 1000 м2 складской площади затраты на аренду составят 4240 долл. США в месяц. Стоимость коммунально-эксплуатационных расходов в стоимость аренды не входят и составят ориентировочно 850 долл. США в месяц.
Для работы склада необходимо создание новых рабочих мест:
– заведующий складом – 1 человек;
– кладовщик – 2 человека;
– грузчики – 4 человека;
– водитель погрузчика – 2 человека.
Таким образом для организации работы склада необходимо создание 9 рабочих мест, исходя их средней заработной платы работника ОАО «Витебскдрев» 4422,9 тыс. р. или 252,7 долл. США, фонд заработной платы 9 человек составит 2,27 тыс. долл. США в месяц.
Вилочные погрузчики предполагается взять в аренду, стоимость которой составит 1,7 тыс. долл. США за 1 штуку в месяц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО “Витебскдрев” является многоотраслевым хозяйством, включающим в себя лесозаготовку, лесопиление, производство продукции деревообработки, производство древесных плит различного назначения, организацию социальной, культурной и спортивной сферы. ОАО «Витебскдрев» является правопреемником имущественных прав и обязанностей государственных лесохозяйственных учреждений «Бешенковичский лесхоз» и «Городокский лесхоз» в соответствии с передаточными актами.
Выручка от реализации выпускаемой продукции росла ежегодно, этому способствовало увеличение объемов производства и увеличение объемов продаж
Темп роста выручки и прибыли от реализации как в 2015/2016, так и в 2016/2017, составляет больше 100%, это связано с расширением рынка сбыта и увеличением количества заказов. ОАО «Витебскдрев» имеет широкие связи на внешнем рынке и самостоятельно осуществляет экспортно-импортные операции.
Из проведенного анализа видно, что ОАО «Витебскдрев» имеет возможности, на которые следует обратить внимание и тем самым снизить влияние слабых сторон, в поле наиболее благоприятных возможностей попадает освоение новых рынков сбыта. Использованию этой возможности поспособствует стабильное финансовое положение предприятия, отличная материальная база (древесина, которая добывается в своей стране, а не зарубежом), что открывает отличные перспективы для продвижения продукции, а также для разработки и производства новой. Главной слабой стороной предприятия является низкий уровень узнаваемости бренда. Эту проблему важно решить, чтобы быть визуальнее заметнее среди конкурентов, для привлечения новых рынков сбыта. Существуют у предприятия и угрозы такие как, сезонный характер спроса на продукцию, однако если среагировать на неё быстро, то можно попытаться уменьшить влияние угрозы путем увеличения, что требует пристального внимания к развитию маркетинга.
Необходимо уделить должное внимание всем сегментам рынка, путём составления и разработки сбытовой и ценовой политики.
Так как есть потребность продукции на внутренних рынках необходимо рассмотреть предложение об открытии сети фирменных магазинов в городах, которые находятся в стороне от месторасположения других производителей.
Также одним из недостатков предприятия является сбытовая направленность. Необходимо пересмотреть взгляды на роль маркетинга и направить ее на продвижение торговой марки; выпускать продукцию в количестве, согласно потребности потенциальных покупателей и не допускать производства необоснованного количества изделий, которое залеживается на складах завода.
В качестве мероприятия по расширению рынков сбыта ОАО «Витебскдрев» предлагается открытие оптового склада в г. Брянске, что позволит нарастить объемы поставок продукции на рынок Российской Федерации, привлечь оптовых покупателей и расширить дилерскую сеть, а также участие ОАО «Витебскдрев» в оптовых выставках-ярмарках. Данные мероприятия позволят донести информацию о производимой продукции ОАО «Витебскдрев» не только крупным оптовым компаниям, но также и конечным потребителям, позволят ознакомиться с ассортиментом и качеством продукции. Расширение оптовой сети посредством открытия оптового склада и рекламные мероприятия в виде участия в различных выставках позволит повысить показатели работы организации, повысив показатели деятельности организации как объемные, так и качественные. Мероприятия позволят нарастить выручку от экспорта продукции на 1810,6 тыс. долл. США, увеличить прибыль от реализации на 103,56 тыс. долл. США.